/

Алексей Белокобыльский: «Из 98 ГОСТов по программе разработки к ТР ЕАЭС 043 2017 на сегодня принято 16»

Алексей Белокобыльский: «Из 98 ГОСТов по программе разработки к ТР ЕАЭС 043 2017 на сегодня принято 16»

Алексей Белокобыльский

Начальник отдела технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС

Алексей Белокобыльский: «Из 98 ГОСТов по программе разработки к ТР ЕАЭС 043 2017 на сегодня принято 16»

01 сентября 2021, 13:48    1372

В Евразийском экономическом союзе уже больше года действует технический регламент TP EAЭС 043/2017, в рамках которого выполняется Программа разработки межгосударственных стандартов, включающая 104 ГОСТа, распределенных между тремя странами – основоположниками Таможенного союза – Россией, Беларусью и Казахстаном. О ходе разработки стандартов, сложностях национального и межгосударственного согласования нормативов журналу RUБЕЖ рассказал начальник отдела технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Алексей Белокобыльский.

RUБЕЖ: Расскажите о разработке новых ГОСТов в рамках Евразийского экономического союза и сотрудничестве в этом вопросе со странами-партнерами. Как продвигается работа, с какими сложностями вы столкнулись?

А. Белокобыльский: Как известно, уже больше года действует регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (TP EAЭС 043/2017). В рамках данного регламента реализуется Программа разработки межгосударственных стандартов, включающая 104 ГОСТа, распределенных между тремя странами – основоположниками Таможенного союза – Россией, Беларусью и Казахстаном. В силу определенных обстоятельств основная нагрузка легла на Российскую Федерацию, которая из этих 104 стандартов разрабатывает 84; 16 разрабатывает Республика Беларусь и 4 Республика Казахстан.

Сейчас, по состоянию на июль, общими усилиями 98 проектов разработано, принято три из четырех стандартов, закрепленных за Казахстаном, из разработанных белорусскими коллегами пятнадцати стандартов принято уже восемь.

Из 80 разработанных на сегодняшний день Российской Федерацией стандартов принято 5, им присвоены соответствующие шифры. И так получилось, что практически все эти стандарты – из области пожарной автоматики: на пожарные извещатели, источники бесперебойного электропитания, оповещатели звуковые и системы передачи извещений о пожаре.

RU: Это хорошие темпы или есть некоторое торможение?

А. Белокобыльский: Отставание от сроков программы, безусловно, есть, но оно связано с тем, что разработка межгосударственных стандартов – очень трудоемкий и многоэтапный процесс. Наиболее сложные, на мой взгляд, этапы – это согласование стандарта в национальном техническом комитете по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность», затем его издательское редактирование и уже затем голосование в АИС МГС, в рамках которого мы снова получаем замечания от коллег из стран ЕАЭС. И здесь, при устранении замечаний и учете предложений, никак нельзя перейти те тонкие грани, при которых возникнут риски настолько отклониться от согласованного в Российской Федерации проекта документа, что будут ущемлены интересы наших отечественных производителей и потребителей продукции.

Безусловно, после распада СССР каждое из вновь образовавшихся независимых государств встало перед выбором, каким путем двигаться в плане стандартизации требований к продукции в новых экономических реалиях. Но, понимая невозможность полностью дезинтегрироваться из постсоветского пространства, при Содружестве независимых государств (СНГ) был образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), который является региональной организацией по стандартизации и нормативной документации и признан Международной организацией по стандартизации (ИСО). В рамках МГС продолжилась разработка и актуализация межгосударственных стандартов. Национальные же органы по стандартизации стран СНГ принялись за разработку собственных – национальных стандартов. При этом есть два интересных аспекта.

Первое, зачем менять то, что и так хорошо работает. Многие советские ГОСТ успешно действуют до сих пор практически на всем постсоветском пространстве. Второе, что же взять за базу нового национального стандарта? Ответ прост. Те же советские ГОСТ. И здесь логика достаточно проста. Это и оставшиеся экономические и производственные связи, потенциальные рынки сбыта в соседние, бывшие союзные государства. Это и тот факт, что многие наши стандарты в принципе ни в чем не уступали и не уступают ведущим международным практикам – стандартам ИСО и региональным стандартам EН.

Ну и следует напомнить, что СССР был одним из основателей ИСО уже в далеком 1946 году. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что в области пожарной безопасности и нам, и нашим коллегам по ЕАЭС нужно ориентироваться не только на опыт наших западных партнеров, но и на свой собственный. Белорусские и казахстанские национальные стандарты (СТБ и СТ РК соответственно) в области пожарной безопасности базируются на тех же советских ГОСТ, которые мы взяли за основу при разработке ГОСТ Р в период с 1992 по 2009 год и с 2009-го по настоящее время при разработке ГОСТ Р под 123-ФЗ, а затем и ГОСТ под ТР ЕАЭС 043/2017. Конечно же, по отдельным вопросам мы и наши коллеги по ЕАЭС ориентировались на стандарты EН, NFPA и ряд других. Есть документы, которые полностью идентичны тем же EН, есть стандарты модифицированные и неэквивалентные. Разработке таких стандартов посвящены целых два основополагающих стандарта – ГОСТ 1.3-2008 и ГОСТ Р 1.7-2014.

Яркий пример одновременной схожести и определенного расхождения в подходах наших стран – это стандартизация требований к техническим средствам пожарной автоматики.
В России практически все требования решено было сконцентрировать в одном
ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», который в той или иной степени учитывает положения международных стандартов серии ИСО 7240 и европейских региональных стандартов серии EН 54. Беларусь и Казахстан пошли несколько по другому пути, разработав свои СТБ и СТ РК на основе соответствующих частей стандартов ИСО 7240 и EН 54. При этом как российский ГОСТ Р, так СТБ и СТ РК не являются полностью идентичными указанным стандартам. Между собой же имеют высокую степень гармонизации, что позволило включить их одновременно в перечни стандартов к ТР ЕАЭС 043/2017 до принятия и введения в действие соответствующих новых межгосударственных стандартов.

Следует заметить, что межгосударственные стандарты применяются не только в странах ЕАЭС, но и на всем пространстве СНГ. Ими вполне успешно могут пользоваться и пользуются Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан. Украина регулярно присылает отзывы на межгосударственные стандарты, разрабатываемые в рамках МГС.

Что касается непосредственно хода реализации программы к ТР ЕАЭС 043/2017, нам осталось разработать 6 проектов, остальные находятся на той или иной стадии рассмотрения и согласования.

RU: А как они распределялись между странами?

А. Белокобыльский: Казахстан обозначил, что у них отдельного финансирования на эти цели нет, и предложил взять 4 стандарта. Республика Беларусь тоже заявила о готовности разработать 16 проектов стандартов, обозначила свою сферу заинтересованности.
Основной же пласт из 84 документов взяла на себя Россия. Просто производителей той продукции, которую мы стандартизируем, заводов, выпускающих пожарную технику, в Российской Федерации несравнимо больше. Поэтому было предсказуемо, что основной объем документов по программе будет разрабатываться у нас.

RU: Вся нагрузка легла в России только на плечи ВНИИПО или сообщество тоже участвовало?

А. Белокобыльский: Заявленным разработчиком по 77 стандартам является ВНИИПО, но, конечно, во всех этапах разработки участвуют члены технического комитета, готовят свои замечания и предложения. Участвуют и учреждения системы МЧС России – Академия Государственной противопожарной службы, Санкт-Петербургский университет ГПС, профильные подразделения Центрального аппарата МЧС и др., а также производители продукции, которые представлены в техническом комитете как самостоятельные члены либо в составе общественных объединений – ассоциацией производителей.

RU: А как происходит согласование между Россией и Республикой Беларусь, какие здесь есть сложности?

А. Белокобыльский: В соответствии с правовыми нормами Евразийского экономического союза, не должно быть голосов «против» в период голосования стран-членов МГС в специальной автоматизированной информационной системе – АИС МГС, стандарт должен быть принят единогласно. Если какая-то из стран ЕАЭС проголосует против проекта и разработчик не сможет снять замечания, то стандарта фактически не будет. Воздержавшиеся могут быть. Но, чтобы стандарт заработал, к нему должны присоединиться все страны ЕАЭС, ввести его на своей территории в качестве национального. Кроме того, стандарты должны быть включены в перечни добровольных требований и методов испытаний к техническому регламенту ЕАЭС.

Так сложилось, что Армения и Киргизия в полной мере не сформировали нормативную базу документов по стандартизации в области пожарной безопасности, поэтому при рассмотрении тех или иных документов в этой области занимают несколько пассивную позицию. По мере рассмотрения проектов стандартов, проектов документов ЕЭК они присоединяются к более-менее сформулированной позиции остальных трех стран, к их коллегиальному решению. Плотная дискуссия же идет в основном между Беларусью, Казахстаном и Россией.

RU: Какую линию проводит Беларусь?

А. Белокобыльский: Коллеги достаточно активно отстаивают интересы своих производителей, дабы они были конкурентоспособны на рынках стран Союза. Причем далеко не всегда настаивают на послаблении требований, где-то, наоборот, – на их ужесточении, чтобы продукция проходила процедуры подтверждения соответствия и выпускалась в обращение по более высоким требованиям. И это достаточно логично и обоснованно.

RU: А что мешает сразу с ними согласиться, ведь это направлено на повышение качества систем противопожарной безопасности?

А. Белокобыльский: Везде есть свои нюансы. Ужесточать требования невозможно бесконечно, кроме того, мы должны выслушать всех производителей, прежде всего российских. Если они говорят, что в результате ужесточения из пяти производителей останется один, то зачем нам это нужно?

RU: То есть по каким-то позициям российские производители проигрывают белорусам?

А. Белокобыльский: По некоторым да. Не будем приводить конкретные примеры  продукции. В общем смысле это может выглядеть так. У нас есть 10 заводов, выпускающих более-менее качественную продукцию, но из этих 10 предприятий 6 производят среднего качества и четыре – очень качественную. А там одно или два предприятия, которые, может быть, даже не конкурируют между собой, но выпускают продукцию высокого качества. И получается, что эти два белорусских предприятия выигрывают по качеству у шести российских. А эти шесть производителей у нас могут контролировать 70-80% рынка.

RU: А может ГОСТ способствовать продвижению продукции за пределы ЕАЭС?

А. Белокобыльский: Пока это только отдаленные перспективы. Но, например, Сербия имеет особые соглашения с ЕАЭС. Теоретически в Сербию мы уже сейчас могли бы с сертификатом ЕАЭС поставлять свою продукцию. Я думаю, сербы в ней заинтересованы.

Вьетнам имеет соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Озвучивались определенные заинтересованности со стороны Никарагуа и других государств.

Кстати, рассматривается вопрос присоединения к ЕАЭС Узбекистана. Сейчас они уже в статусе наблюдателей активно подключились к диалогу по многим направлениям интеграции. А если будет входить Узбекистан, то и Таджикистан, имея тесные экономические связи с Узбекистаном, тоже будет стремиться войти в Союз.

В связи с этим наша работа, возможно, будет усложняться, потому как тот же Узбекистан в рамках МГС довольно активен, но тем интереснее и продуктивнее с экономической точки зрения будут результаты этой работы. В рамках ЕАЭС сейчас уже почти 50 технических регламентов, и все это серьезные отрасли – железнодорожный и автомобильный транспорт, оборудование под давлением, пиротехника, средства индивидуальной защиты, пожарная безопасность и многие другие.

RU: Кстати, в той же Словакии сертификация по ЕН. ГОСТ, над которыми вы работаете, гармонизированы с ЕН?

А. Белокобыльский: Они гармонизированы с ЕН. У нас степени гармонизации, как я уже говорил, возможны разные: стандарт может быть модифицированный, неэквивалентный или полностью идентичный – когда мы взяли ЕН или ИСО, перевели на русский язык, то получили соответствующее заключение на перевод от профильного технического комитета и зарегистрировали в фонде стандартов.

Получается, пройдя сертификацию на ГОСТ, производитель, по сути, подтверждает соответствие требованиям ЕН?

А. Белокобыльский: Нет, этого будет недостаточно.

RU: А наоборот – европейского стандарта достаточно для импортера в РФ?

А. Белокобыльский: Тоже нет, мы не примем продукцию с европейским сертификатом. Она должна пройти процедуры подтверждения соответствия требованиям технического регламента, действующего в ЕАЭС и по правилам этого Союза.

RU: После разработки и введения в действие всех ГОСТ европейские производители, которые в России уже представлены, должны будут снова проходить сертификацию на соответствие им?

А. Белокобыльский: Будет определенный переходный период –1,5-2,5 года сохранится возможность пользоваться тем стандартом, который сейчас в перечне. Но одновременно можно будет досрочно применять новый стандарт. Концепция представляется нам такой.

RU: А как себя ведут иностранные производители на этапе обсуждения и разработки ГОСТ?

А. Белокобыльский: Многие из тех иностранных производителей, которые имеют в России полноценные, зарегистрированные в установленном государством порядке  представительства, входят в технический комитет либо участвуют в публичных обсуждениях.

RU: Очень здорово, что идет функциональная работа, а она встроена в определенную систему.

А. Белокобыльский: Она и должна быть встроена. Конечно, все проходит не без изъянов. Сложности и проблемы есть, но работа действительно системная. Я считаю, что любой государственный орган должен действовать системно и четко, по прозрачным и всем понятным правилам. Наша повседневная работа в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия регламентирована правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации. Да, возникают сложности на национальном, межгосударственном уровнях, на голосованиях, но мы четко пониманием, что есть та же Программа разработки стандартов, мы с коллегами из Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии ее разработали, согласовали, мы с ней пришли в Евразийскую комиссию, они нам ее подписали, и мы должны ее выполнить в полном объеме. Алгоритм наших действий достаточно понятен и прост. Стандарты должны быть разработаны, приняты и введены в действие во всех странах Союза, включены в перечни к техническому регламенту, тогда все будет работать как часы и через определенное время на рынки начнет поступать продукция, выпущенная по единым для всех стандартам. Очень надеемся качественная и конкурентоспособная продукция.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3583 s
queries: 227 (0.0355 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.