Дарья Жиганова. ООО «ТД «Рубеж»
Принятие новых сводов правил проектирования и ГОСТов для систем пожарной защиты потребовало от компаний корректировки конструктива устройств, пересмотра подходов к их продвижению. Что это дает в итоге отрасли? Способствуют ли изменения в правилах развитию конкуренции, или же лишают производителей уникальных преимуществ, отодвигая технологическую конкуренцию на второй план? Об этом журнал RUБЕЖ спросил ведущих игроков рынка пожарной безопасности.
Отвечает Дарья Жиганова, заместитель директора ООО «ТД «Рубеж»
RUБЕЖ: Какие тренды возникли на рынке пожарной безопасности в результате нормативных изменений, которые инициировала ВНИИПО?
- Во-первых, появился тренд на ужесточение и приближение к европейским стандартам требований к объектам и к качеству, функциональности, установленных на них систем. Во-вторых, усилилась личная ответственность сторон: заказчиков, проектировщиков и эксплуатантов различных систем.
Кроме того изменения повлияли на повышение класса систем на более широком спектре объектов. То есть, если раньше для большого количества объектов требовалось установить лишь минимально работающую систему, то сейчас ставятся системы уже более высокого уровня и качества.
RUБЕЖ: Как изменения повлияли на бизнес-процессы внутри Sonar? Повлияли ли они также на конструктивные свойства оборудования? Как вы вообще готовились к работе по новым СП и ГОСТам?
- Мы достаточно давно начали готовиться к изменениям в нормативке, еще до того как информация о них стала поступать на рынок и начались первые слушания. Сейчас можно сказать, что из-за нововведений всем производителям стало труднее внедрять и сертифицировать новые продукты.
В целом по рынку СОУЭ существует определенная специфика: к сожалению, представленные бренды и оборудование очень плохо соответствуют нормам. Если говорить про Sоnar, сейчас у нас массово выпускаются моноблоки и системы из них, а также готовятся к выпуску линейки SONAR.NET и нижний сегмент Sonar. Вся эта продукция учитывает требования ГОСТа, и требования СП 484 в части требований к СОУЭ. Нужно понимать, что на рынке это чуть ли не единичный кейс, когда по всем продуктам учитывается соответствие нормам.
В целом, с точки зрения технологий, рынок оповещения пока еще «дикий».
RUБЕЖ: Повысит ли следование новым требованиям конкурентность вашей компании на рынке систем противопожарной защиты?
Однозначно, да. Потому что те требования, которые мы учли при разработке новых линеек оборудования (запущенных в продажу с конца 2019 года), не учтены у большинства других игроков рынка. Причем большинство этих игроков условно российские. Их приборы имеют российский сертификат, но производятся в Китае, и на деле не соответствуют нашим нормам. А тренды на усиление ответственности за несоответствия должны привести к тому, что Sonar будет лучше защищен от подобных конкурентов на рынке. Это произойдет за счет усиления внимания надзорных органов к несоответствиям в продукции.
RUБЕЖ: Насколько актуален вопрос технологической конкуренции на рынке пожарной безопасности, а не простого соответствия нормативным требованиям? И возможна ли конкуренция технологий на этом рынке?
- Она возможна, но рынок к ней еще не совсем готов, так как не осознает востребованность технологий. Например, мы берем средний типовой объект, для которого заказчик просит реализовать базовый функционал систем. Но при этом у него нет четкого понимания технологий и решений, которые он хотел бы видеть, а соответственно, нет четко написанного технического задания. Такое не свойственно крупным компаниям и особо въедливым заказчикам, но большинство ограничивается базовыми просьбами сделать, так, чтобы все соответствовало требованиям и хорошо работало.
А дальше получается, что даже если у компании есть оборудование, технические возможности которого выходят за рамки каких-то типовых требований, то оно все равно не будет влиять на конкурентность.
Ведь потребительский спрос на такие продукты не воспитан, а значит эти более технологичные приборы особенной роли на рынке не сыграют, так как пока никому не нужны. По крайней мере, в среднесрочной перспективе. Поэтому надо развить потребительский спрос.
RUБЕЖ: Может ли повысить конкурентность российских систем увеличение стоимости входа на рынок для иностранных производителей?
- Здесь все зависит, от того, как сильно увеличение стоимости входа повысит стоимость продукции. Одно дело, если увеличение будет на 10%, это еще может быть терпимо, а другое дело - в 10 раз. В последнем случае да - те, кто были потенциально не готовы перейти на отечественного производителя, наконец-то это сделают, так как разница в стоимости станет колоссальной.
При этом все еще остаются импортные системы, функционала которых сейчас нет у российских производителей. Например, это системы оповещения в аэропортах, интегрированные с нишевыми системами информирования. То есть даже если условный Bosch станет в 1,5 раза дороже, то заказчики, скорее всего, до последнего будут держаться за этого производителя. Во-первых, на фоне общей стоимости такого крупного и дорогого объекта, как аэропорт, возможные изменения в цене отдельных систем роли не сыграют.
А во-вторых, заказчики вряд ли захотят рисковать и отказываться от существующего функционала и качества существующей системы ради непроверенных новичков в сегменте. Как мне кажется, сейчас импортные системы остались именно на том пуле объектов, где люди держатся уже не за цену, а за определенный функционал.
RUБЕЖ: Какие драйверы развития конкуренции могли бы быть на рынке пожарной безопасности? Что нужно для того, чтобы они заработали?
- Нужны нормальные нормы и спрос со всех участников рынка, начиная хотя бы с процесса сертификации оборудования. То есть спрос должен идти с тех, кто выдает сертификаты, кто формирует нормы, и с тех, кто, непосредственно, эксплуатирует объект. Если нормативная база и механизмы для ее реализации будут приведены в соответствие, это даст серьезный стимул производителям и импортерам, чтобы приводить в соответствие свои системы.