Андрей Малеев. ООО «Фирма ОГНЕБОРЕЦ»
Принятие новых сводов правил проектирования и ГОСТов для систем пожарной защиты потребовало от компаний корректировки конструктива устройств, пересмотра подходов к их продвижению. Что это дает в итоге отрасли? Способствуют ли изменения в правилах развитию конкуренции, или же лишают производителей уникальных преимуществ, отодвигая технологическую конкуренцию на второй план? Об этом журнал RUБЕЖ спросил ведущих игроков рынка пожарной безопасности.
Отвечает Андрей Малеев, руководитель регионального направления ООО «Фирма ОГНЕБОРЕЦ»
RUБЕЖ: Как новые СП и ГОСТЫ меняют рынок пожарной безопасности? Как ваша компания подготовилась к работе по новым СП и ГОСТАМ? Как новые нормативы меняют бизнес-процессы и влияют на конструктивные свойства оборудования?
- Самым значимым для нас оказался ТР-043. Во-первых, произошла глобальная пересертификация всего оборудования, что прибавило проблем компаниям из сегмента пожаротушения. Все сертификаты, которые были выданы до принятия ТР-043, потеряли свою силу для вновь производимого оборудования.
Ограничения, связанные с пандемией коронавируса и невозможностью провести сертификацию заранее, привели к тому, что сейчас сертификационные организации работают в авральном режиме, оказавшись перегруженными заявками на испытания огромного количества оборудования.
RUБЕЖ: Как на ваш взгляд выглядит конкурентоспособность среды в пожарной безопасности? Вообще существует ли конкуренция по технологиям, по качеству продукта? Или все сводится к тому, что оборудование должно соответствовать требованиям норм?
- Соответствие нормам – это естественное и обязательное условие для вывода оборудования на рынок. А дальше у нас ситуация развивается по аналогии с автомобилем: кто-то двигатель помощнее сделает, кто-то цвет поинтереснее, а кто-то еще что-то придумает. В любом случае, несмотря на то, что все автомобили соответствуют требованиям, каждый из них имеет свои уникальные свойства.
RUБЕЖ: «Транснефть» и «Газпром» отменяют списки рекомендованного, проверенного оборудования, снижая таким образом порог входа на рынок. По сути, это должно развивать конкуренцию, но на рынок теперь могут зайти менее технологичные бренды из Китая.
- Нет! Мало того, я бы не сказал, что Китай – это менее технологичные бренды. Оборудование произведенное в Китае, уже не значит «плохое» и «некачественное».
Хорошо, конечно, что нефтяные компании снимают ограничения, так как на рынок сможет попасть больше компаний. Тем не менее, у них всё равно остаются жесткие требования, которым должна соответствовать продукция. Далеко не все производители проходят эти требования.
RUБЕЖ: На ваш взгляд, какие вообще драйверы конкуренции есть в пожарной безопасности? Нужна ли России система страхования, подобная FM Global?
- Принцип подхода к пожаротушению на объектах в России и в других странах кардинально отличается. В мире действует принцип страхового регулирования, когда объект невозможно эксплуатировать без страховки. Страховые ассоциации (например, FM Global) стремясь минимизировать свои риски, связанные с пожарной безопасностью объекта, выдвигают требования к качеству оборудования и надежности системы тушения. Эти требования выражаются в наличии одобрения конкретных марок оборудования протестированными страховыми ассоциациями, а также требования к проектированию всей системы пожаротушения на объекте.
Если на объекте спроектирована и смонтирована система пожаротушения не по этим требованиям, то размер ежегодной страховой премии будет огромный.
И наоборот, если на объекте соблюдены все требования страховой ассоциации, ежегодная страховая премия снижается до приемлемого размера.
В случае страхового возмещения, компания может получить компенсацию от страховой ассоциации, если система была выполнена по ее требованиям. Картина прозрачна. Страховая ассоциация заинтересована в том, чтобы оборудование, одобренное ей, было надежно и эффективно.