/

Фёдор Жидомиров. ЛУИС+

Фёдор Жидомиров. ЛУИС+

Фёдор Жидомиров

Технический специалист ЛУИС+

Фёдор Жидомиров. ЛУИС+

06 августа 2021, 18:51    1123

Принятие новых сводов правил проектирования и ГОСТов для систем пожарной защиты потребовало от компаний корректировки конструктива устройств, пересмотра подходов к их продвижению. Что это дает в итоге отрасли? Способствуют ли изменения в правилах развитию конкуренции, или же лишают производителей уникальных преимуществ, отодвигая технологическую конкуренцию на второй план? Об этом журнал RUБЕЖ спросил ведущих игроков рынка пожарной безопасности.

Отвечает Фёдор Жидомиров, технический специалист ЛУИС+

RUБЕЖ: Какие тренды возникли на рынке пожарной безопасности в результате нормативных изменений, которые инициировала ВНИИПО?

- На мой взгляд, основные требования, обозначенные в новых пожарных нормах, – это требование физического разделения охранных и пожарных систем, а также требование использования кольцевых шлейфов в пожарных системах. С моей точки зрения, все это повышает надежность пожарных систем и, что особенно важно, положительно влияет на безопасность людей.

RUБЕЖ: Эти изменения в требованиях повышают как-то конкурентность среды в сфере пожарной безопасности? И актуален ли вопрос именно технологической конкуренции, а не простого следования нормативам?

- На мой взгляд, компании, которые игнорируют инновации, могут существенно отстать от основных игроков рынка, так как невозможно опираться на старые достижения. То есть производителям надо быть в тренде современных требований рынка и менять свою продуктовую линейку. Если же речь идет об официальных пожарных нормах и правилах, то производители попросту не имеют права их игнорировать.

Если говорить о технологической конкуренции, то она существовала всегда, и в какой-то мере зависела от тех изменений, которые требовались в сфере пожарной безопасности. Мы знаем, что всегда существовал посыл от правительства, от надзорных органов, что нужно повышать безопасность жизни людей. Для этого нужно делать более качественные и технологичные системы. Так появились адресные, адресно-аналоговые приборы. Встроенный интеллект таких систем помогает точно определить место возникновения пожара, отличить сигнал о возгорании от запыленности или неисправности извещателей.

Теперь мы видим, что появились требования разделения охранных и пожарных систем. Это представляется логичным, так как эти системы решают разные по смыслу задачи. Новые нормативы по использованию кольцевых шлейфов помогают повысить надежность линий пожарных извещателей и, как следствие, всех систем пожарной сигнализации. 
Так или иначе, новые пожарные нормы и правила были позитивно восприняты всеми участниками рынка безопасности: и ведущими производителями, и дистрибуторами, и проектировщиками, и монтажниками. Это свидетельствует о том, что в обществе, у руководства страны и среди профессионалов растет понимание, что пожарные системы должны быть качественными, надежными, обеспечивать защиту людей. Эта концепция внедряется постепенно, шаг за шагом. Поэтому производители пожарных систем должны понимать важность этих изменений и нововведений, принимать активное участие в их формировании и реализации.
Получается, сложно сказать, увеличивается или нет конкурентная среда - она была всегда. Просто какие-то компании игнорируют новые требования и тенденции, и можно с уверенностью сказать, что они проиграют борьбу на рынке. 

RUБЕЖ: Некоторые игроки рынка говорят, что сертификат сейчас могут получить даже недобросовестные производители, продукция которых не соответствует требованиям. Что вы об этом думаете?

- Недобросовестная сертификация была, есть и сохранится в каком-то виде в обозримом будущем. Но тенденция к незаслуженному получению сертификатов существенно уменьшается. Я работаю на рынке безопасности с 1999 года, и раньше действительно было очень легко получить любой сертификат на ввозимое оборудование. Но этот процесс постепенно становится все более и более цивилизованным. Появлялись требования отраслевой сертификации, которую невозможно пройти формально. Например, для того, чтобы сертифицировать оборудование на транспортную безопасность, оно должно соответствовать жестким требованиям постановления № 969. Что касается систем пожаротушения, то для продукции нашего бренда «ЛПТ», мы проходим через полноценную проверку его работоспособности во ВНИИПО. 

Конечно, мы иногда слышим, что где-то есть компании, которые могут недобросовестно получить какие-либо сертификаты. Но большинство нормальных производителей стараются все делать легально. Среди них, например, ГК «Рубеж», «Аргус-спектр» и многие другие. Думаю, что возможностей для недобросовестного получения сертификатов будет становиться всё меньше.

RUБЕЖ: Может ли, на ваш взгляд, повысить конкурентность российских систем увеличение стоимости входа на рынок для иностранных производителей?

- Я много работал и в российских компаниях, и в зарубежных компаниях. Я могу с полной уверенностью сказать, что во многих странах Западной Европы и Америки существует довольно протекционистский рынок безопасности. То есть вход для иностранных поставщиков существенно ограничен высокими таможенными пошлинами и жесткими сертификационными требованиями. В Германии, Франции и других крупных европейских странах широко используется отраслевая сертификация, которую не могут получить даже крупные китайские производители. 

Поэтому, это будет абсолютно правильно, если наше правительство найдет возможность создавать определенные административные (в том числе, и сертификационные) или экономические барьеры для входа зарубежных производителей пожарной техники на российский рынок. Ведь надо стимулировать развитие отечественного производства.

RUБЕЖ: На ваш взгляд, почему в России не работает система страхования аналогичная «ФМ-Глобал»? 

- Наш рынок, и в целом цивилизованная жизнь в стране, находятся в стадии формирования. Дело в том, что мы постепенно отходим от централизованной советской модели, где большинство вопросов решалось в административно-приказном порядке. Сейчас наша страна переходит к нормальной рыночной экономической модели развития, где каждая компания и каждый человек, несут полную ответственность за самих себя.

Поэтому полноценный рынок страхования в России еще не сложился. Можно обернуться в прошлое и рассмотреть пример развития автомобильного страхования. Сейчас почти все автовладельцы имеют страховку ОСАГО, кто-то имеет даже КАСКО, но еще в 90-х никто об этом даже и не думал. Теперь же, наоборот, не иметь страховку кажется чем-то ненормальным. Я думаю, что через какое-то время рынок страхования различных объектов, в том числе, против пожаров, пройдет через подобный процесс. Естественно, оно само может не сложиться, но если придет понимание в руководстве страны, то могут появиться административные требования, которые послужат толчком к переменам.

А вот когда придет понимание о необходимости обязательного страхования зданий и сооружений, то их владельцы будут обращать особое внимание на установку противопожарных систем, полностью соответствующим принятым в стране стандартам.

RUБЕЖ: Еще бытует такое мнение, что имущественные риски не очень популярны в России. То есть в основном, уделяется внимание страхованию жизни и здоровья людей при ЧС. Что вы думаете об этом?

- Это просто неразвитость людей. Вспомним, опять же, автомобильную сферу. Раньше техосмотр всегда покупался, а затем он стал обязательной процедурой для получения ОСАГО, без которого нельзя было ездить. В последнее время, насколько я слышал, техосмотр становится делом добровольным. Это говорит о том, что люди становятся сознательнее. Они понимают, что ездить на металлоломе не зная, в каком он состоянии нельзя, и начинают сами проходить техобслуживание и техосмотр одновременно. Так и страхование имущества - оно станет нормой в какое-то обозримое время. А это страхование будет осуществляться только при наличии полноценной противопожарной системы.

Например, сейчас, когда происходят стихийные бедствия, правительство и региональные власти выплачивают компенсации пострадавшим. С одной стороны, это гуманно. Но с другой, на примере западных стран мы видим совершенно другой подход к решению таких вопросов. Если люди понимают, что там, где находится их имущество может произойти катаклизм или возникнуть другие форс-мажорные обстоятельства, то они сами несут ответственность за страхование своего имущества. И если что-то пострадало, а страховки не было, то компенсацию никто не выплатит. 

У нас в стране пока что в ряде вопросов правительство придерживается социально-ориентированного подхода. И я не говорю, что это плохо. Но эта ситуация может меняться со временем, и тогда поддержка в результате каких-то катаклизмов будет более адресной, будет касаться только отдельных категорий людей. А компании, владельцы крупной недвижимости и т.п. будут вынуждены страховать свое оборудование, здания и сооружения, какие-то свои активы, в том числе и от пожаров.

RUБЕЖ: Может ли рынок пожарной безопасности стать рынком конкурирования по технологическим преимуществам, а не простому соответствию требованиям?

- При поверхностном взгляде на нашу жизнь и на рынок безопасности иногда кажется, что почти ничего важного и инновационного не происходит вокруг нас. Но если мы посмотрим на все это в перспективе 10-20 лет, мы увидим какой огромный и позитивный шаг сделал как рынок безопасности, и Россия в целом. Говорю это позиции своего 22-летнего опыта на рынке систем безопасности.


 


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2749 s
queries: 237 (0.0167 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.