Дмитрий Швецов. ООО «ИВС-Сигналспецавтоматика»
Более 300 млрд рублей до 2024 года планирует потратить Правительство РФ на поддержку российской электроники. Журнал RUБЕЖ опросил российский производителей систем безопасности, и выяснил, кто из них уже получил помощь государства, а кто только рассчитывает на поддержку, в каких объемах и для производства каких решений.
Отвечает Дмитрий Швецов, директор по развитию ООО «ИВС-Сигналспецавтоматика»
RUБЕЖ: Какие меры господдержки для Вашей компании вы получали, назовите самые эффективные? По линии какой программы, в каком объеме и для какого проекта?
Не получали, но вопрос получения господдержки рассматриваем и отслеживаем имеющиеся возможности. В конкретные программы войти не хватило времени. Про возможность господдержки со стороны Российского экспортного центра мы знаем.
RUБЕЖ: Как часто вы сталкиваетесь с тем, что иностранные конкуренты, нерезиденты Российской Федерации соперничают с российскими компаниями на равных?
В нашем сегменте иностранные конкуренты проблемой не являются. Мы производим пожарные извещатели, коммутационные устройства и оповещатели. Зарубежная продукция дороже нашей, но не лучше. Мы очень внимательно следим за качеством, в своей продукции вполне уверены. Есть Minimax, они молодцы, пытаются держаться на рынке. Кто-то на рынке прямо не присутствует, но организовал в России отверточную сборку или что-то вроде этого. В Новосибирске, например, есть такое производство.
Примерно лет 5 назад (после введения серьезных санкций) началось активное продвижение зарубежной продукции под видом российской, под российскими сертификатами. Западные производители создают российское ООО или покупают старого российского игрока рынка и работают от его лица, маркируя товар российским брендом. Наших чиновников это вполне устраивает, пока в бюджет идут налоги.
RUБЕЖ: Какие защитные меры по укреплению промышленного и производственного суверенитета российских компаний, на Ваш взгляд, будут востребованы в первую очередь?
Сложно сказать, что тут можно сделать. Разве что вообще перестать иностранцев пускать. Ввозные пошлины не очень помогут. У многих наших прямых конкурентов 70 – 90% комплектующих – импортные. Так что тут сложно что-то ограничить.
RUБЕЖ: Каких мер поддержки отечественного производства не хватает?
Не барьеров для защиты от иностранных конкурентов, а прямой поддержки. Например, налоговых льгот. Но мы пока и сами со всем справляемся.
RUБЕЖ: Есть ли у Вашей компании опыт выхода на иностранные рынки? С какими ограничительными барьерами для нерезидентов вы сталкивались при этом?
Опыт есть. Но с дальним зарубежьем мы работали только в формате OEM-поставок (Original Equipment Manufacturer). Наше оборудование шло заказчику без маркеров – т. е. сертификацией, брендированием и созданием окончательного изделия зарубежные партнеры занимались сами. Так мы поставляли продукцию на Украину и в ОАЭ. Более плотно мы не стали выходить на зарубежный рынок именно из-за ограничительных барьеров – сложной процедуры евросертификации.
В планах выход в Европу есть. На предфинальной стадии у нас 5 евросертификатов. Сейчас этот процесс несколько затормозился из-за эпидемии коронавируса и общей непростой ситуации в мировой экономике. Но вообще – мы вполне готовы соответствовать европейским стандартам. По ISO 9001 мы сертифицированы, и не так формально, как это часто делается, а с зарубежными инструкторами.
RUБЕЖ: В какой отрасли и в каких проектах, на Ваш взгляд, спрос на импортозамещение – максимальный? А где он носит формальный, декларативный характер?
Повторюсь, на рынке огромное количество иностранных комплектующих. До 90% у многих производителей. С этим ничего не сделаешь.
Что касается конечного продукта, то федеральные заказы – все у наших игроков. На заводах и у девелоперских компаний все уже по-другому: они часто закупают иностранные пожарные сигнализации. Honeywell у них часто встречается, это американский производитель, который очень давно присутствует на российском рынке.
Возможные санкции с обрывом иностранных поставок по факту никого не пугают. Когда создается система безопасности для конкретного объекта – проектировщики и монтажники в большинстве случаев все равно будут местными. Как и группы быстрого реагирования местные. Они и будут отвечать за систему, заказчика интересует только конечный результат. Мы и сами так продвигаем нашу продукцию – через местных городских проектировщиков. Устраиваем с этой целью семинары, недавно ездили, например, в «Проект-Монтаж» (Ростов-на-Дону). Так что в конечном счете все решается на месте.