Тимур Сиразетдинов
Эксперт по системам технической безопасности и связи компании «Форт Диалог»
Тимур Сиразетдинов. «Форт Диалог»
Журнал RUБЕЖ опросил крупнейших системных интеграторов о правилах игры в муниципальных проектах цифровизации и выяснил, какие платформы получили наиболее широкое распространение.
Отвечает Тимур Сиразетдинов, эксперт по системам технической безопасности и связи компании «Форт Диалог»
RUБЕЖ: Какие платформы верхнего уровня для цифровизации городской среды, по вашему опыту, получили наиболее широкое распространение в 2019-2020 гг.?
В 2019-2020 годах, благодаря принятию в 2017 году Федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и внедрению концепции «Индустрия 4.0» в быт и досуг человека, развитие получили такие проекты, как: «Умный город», «Безопасный Регион» и многочисленные системы, входящие в них, например – «Безопасный Город», ГИС «ЖКХ», «Система 112», «Цифровой двойник города».
RUБЕЖ: Существуют ли проблемы с интеграцией в названные платформы? Удалось ли создателям проектов типа «Умный город/Безопасный город» уйти от «зоопарка» систем? Насколько велика угроза повторения «цифрового феодализма» в проектах «Цифровой экономики», когда Центры управления регионом, ситуационные центры губернаторов/мэров, АПК «Безопасный город», подсистемы Умного города – не интегрированы между собой и существуют автономно?
Если говорить в целом, то конечно есть различные проблемы с интеграцией и существованием огромного множества разрозненных систем.
В силу начала эпохи цифровой трансформации и постепенной эволюции к smart-автоматизации всех процессов в наших городах, на объектах инфраструктуры или предприятиях, эти проблемы естественны. Но связаны они скорее со здоровым явлением – естественным отбором как для самих решений по цифровизации, так и для их производителей. Сегодня рынок систем по цифровизации тестирует огромное количество продуктов, решений и идей. И это, в том числе и путем проб и ошибок, позволяет постепенно принимать правильные шаги в дальнейшем развитии нашей экономики.
Уйти одномоментно от разрозненных систем нам не удастся, и поэтому для решения проблем с интеграцией в ряде регионов рассматривалось создание и внедрение универсальной сервисной шины, способной обеспечить интеграцию разрозненных систем.
В долгосрочной перспективе нужно в корне менять подход к созданию таких масштабных систем, должна быть создана концепция, в рамках которой будет обеспечен прозрачный механизм обмена данными между системами и не будет зависимости от решений одного конкретного поставщика. В данном случае можно обеспечить здоровую конкурентную среду для реализации проектов.
Что касается «цифрового феодализма», то анализируя ряд недавних закупок на такого рода системы, можно сказать что они, в основном, по-прежнему строятся, как автономные с неким набором «шлюзов» для возможности информационного обмена.
RUБЕЖ: Предоставляете ли вы платформы верхнего уровня? Какие? В чем их преимущества перед аналогичными решениями?
Уникальной разработкой ГК «Форт Диалог» является программный продукт – Система сбора и обработки информации (ССОИ) «Протокол».
Внедрение ССОИ «Протокол» в виде верхнего интеллектуального уровня при создании Единого центра принятия решений, позволяет объединить любые информационные системы и системы безопасности Заказчика между собой как на одной территории, так и между географически разнесенными объектами. Причем в последнем случае появляется возможность консолидации систем абсолютно разных производителей и типовых решений, появившихся у Заказчика в силу исторических обстоятельств или, к примеру, климатических условий.
Для Заказчика ССОИ «Протокол» позволяет решать проблему поддержки человека в принятии решений в момент угрозы прекращения производственных процессов, возникновения критических инцидентов и техногенных аварий, а также угрозы имуществу, жизни или здоровью людей. Это осуществляется с помощью создания интерфейса под конкретные нужды Заказчика и с регламентированными (локально-нормативной документацией Заказчика) способами реагирования на возникшие угрозы и/или автоматическими скриптами управления элементами комплексной системы безопасности.
Одним из основных и неоспоримых преимуществ ССОИ «Протокол» является автоматическое формирование подробного отчета о произошедшем инциденте. Отчет может содержать любую требуемую информацию: показания технических средств безопасности, параметры события, действия ответственных лиц. Отчет по инциденту автоматически отправляется всем сотрудникам ответственных инженерных служб или служб безопасности с вариативным содержанием в рамках компетенций каждого сотрудника.
Все это позволяет беспристрастно зафиксировать любой инцидент, сохранив любую значимую деталь и в дальнейшем использовать автоматические отчеты в рамках проведения расследования инцидента, что исключает любой человеческий фактор или чью-либо заинтересованность в сокрытии фактов инцидента.
RUБЕЖ: Какие организации чаще всего выступали вашими заказчиками в таких проектах?
Так как наш продукт относится к системам технический и информационной безопасности, в рамках сохранения коммерческой тайны невозможно озвучить многочисленных Заказчиков, внедривших наш продукт на своих предприятиях или инфраструктурах.
Могу только перечислить целевые сегменты рынка безопасности, где использование ССОИ «Протокол» будет экономически эффективным и целесообразным:
- объекты массового скопления людей (стадионы, театры, торговые центры и т.д.);
- образовательные учреждения (ВУЗы, ССУЗы, школы, детские лагеря);
- объекты здравоохранения (больницы, клиники, санатории, профилактории);
- силовые структуры – мобильный комплекс на базе автомобиля (наблюдение за демонстрациями, митингами, протестами);
- объекты транспортной безопасности (аэропорты, вокзалы);
- объекты транспортной инфраструктуры (мосты, путепроводы);
- промышленные предприятия (заводы, фабрики), в том числе перерабатывающая: газо- и нефтепереработка;
- объекты топливно-энергетического комплекса (гидро-, тепло-, электростанции, ЛЭП, магистрали);
- добывающая отрасль (месторождения, обогатительные комбинаты, нефте-, газопроводы).
RUБЕЖ: Что вы знаете о финансировании проектов по цифровизации – какие схемы финансирования применяются наиболее часто: ГЧП, субсидиарное финансирование, концессии, инвестиционные (на стороне вендора) и другие. Как поменялись «правила игры» в проектах по цифровизации городской среды и «цифровой экономике» с 2018 года?
Если в 2019 году бизнес и государство чувствовали себя более уверенно, чем сегодня, и применяли различные механизмы финансирования проектов по цифровизации – государственное частное партнерство, концессии и другие, то в реалиях 2020 года бизнес более осторожен.
В 2020 году уже чаще встречается субсидиарное финансирование государством проектов по цифровой экономике, в том числе благодаря принятому Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2019 года №1598 «О государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы». Вендоры также стараются закрепиться у новых Заказчиков и поэтому предлагают различные виды инвестиционных программ, зачастую с сохранением условий из предыдущего года.
Коренных изменений «правил игры» мы не заметили, хотя отмечаем большой интерес со стороны государства к финансированию проектов по сквозным цифровым технологиям через различные фонды, например – Российский фонд развития информационных технологий, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд развития интернет-инициатив, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и многие другие. В этом мы видим определенный поворот со стороны государства навстречу развитию инновационных проектов в стране.
RUБЕЖ: На какие решения сейчас существует повышенный спрос на рынке цифровизации городского хозяйства? Для какой сферы (транспорт, общественная безопасность, освещение, ЖКХ и т.д.)?
Сегодня повышенный спрос на рынке цифровизации городского хозяйства вызывают решения, которые позволяют государству сократить издержки по обслуживанию объектов ЖКХ и инфраструктуры городов и регионов. Это позволяет направить сэкономленные средства на развитие комфортной городской среды и реализацию социальных программ для населения, а также сделать эти процессы более прозрачными для граждан. Но иногда необходимы проекты и без явного экономического эффекта, приведу оба примера.
Допустим, оснащение сотнями камер какого-либо криминогенного района города может не дать прямого экономического эффекта, однако будет эффект социальный – снижение преступности, повышение безопасности и улучшение качества жизни.
Второй пример – оснащение городского парка системой автоматического управления освещением и замена светильников на светодиодные, – даст прямой экономический эффект и позволит направить сэкономленные средства на развитие комфортной среды для посетителей этого парка.
RUБЕЖ: В каких проектах по цифровизации городской среды и «Цифровой экономике» принимала участие ваша компания в 2019-2020 гг.? Какие решения вы предлагаете для «Цифровой экономики»?
В рамках поручения Главы Республики Башкортостан Радия Фаритовича Хабирова, Компания «Форт Диалог» организовала пилотный проект по реализации сегмента сети «Безопасный город» на базе Уфимского Государственного Технического Университета в городе Уфа, Республика Башкортостан. Такая база была выбрана не случайно – ведь территория кампуса Университета представляет собой «город в миниатюре».
Пилотный проект был реализован в виде программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Протокол», включающего в себя серверное оборудование, оборудование передачи данных и комплекс оборудования технических средств безопасности.
В январе 2020 года была проведено совещание и презентация работы ПАК «Протокол». Участниками встречи стали ВрИО ректора С. В. Новиков, проректор по ВКБ И. Т. Якупов, представители служб безопасности и IT-отделов УГАТУ, УГНТУ, ПАО «ОДК-УМПО», АО «Башспирт», ООО «Башкирэнерго», АО «БЭСК», ООО «БГК», АО «ПОЛИЭФ» и многие другие.
В рамках совещания сотрудники «Форт Диалог» во главе с Генеральным директором Кириллом Владимировичем Полетаевым показали все возможности ПАК «Протокол» и продемонстрировали сценарии его работы в «боевом режиме». Система смогла распознать нарушение периметра, а затем и идентифицировать пол и возраст нарушителя; сравнить его биометрические параметры с базой данных разыскиваемых лиц; распознать и сверить регистрационные номера у въезжающего на территорию автомобиля; зафиксировать факт закладки взрывного устройства в столовой университета; определить крики о помощи и идентифицировать биометрические данные попавшего в беду человека, и многое другое.
Также были продемонстрированы интеграционные возможности ПАК «Протокол» с Системой 112 (включая мобильное приложение), уже реализованной в нашей Республике. Благодаря интеграции, в режиме реального времени все инциденты, возникшие в рамках проведения презентации были переданы диспетчеру Системы 112 для дальнейшей обработки и вызова оперативных и экстренных служб.
RUБЕЖ: В каких проектах «Цифровой экономики» (Цифровой регион, Безопасный регион, Умный город, Центры управления регионом, создание цифровых двойников и др.) собираетесь участвовать?
Безусловно, наша Компания всегда готова к любым вызовам и интересным задачам, и в приоритете у нас реализация проектов по безопасности – именно с внедрением нашего продукта – ССОИ «Протокол».
RUБЕЖ:Считаете ли вы свою бизнес-модель оптимальной для участия в проектах «Цифровой экономики»? Какие изменения в продуктовой и бизнес-модели вашей компании необходимы?
Мы выбрали одну из самых оптимальных бизнес-моделей для системного интегратора. Реализация ССОИ «Протокол» в различных проектах «Цифровой экономики» осуществляется в виде проектного решения, учитывающего всю специфику поставленной задачи. Стоимость самого продукта и стоимость его внедрения индивидуальна под конкретный проект, что, помимо реализации самых смелых задумок Заказчика, позволяет гибко подходить к финансовой стороне вопроса и находить компромисс в любых переговорах. Всегда оказываем поддержку нашим партнерам после внедрения проектов. Помогаем обслуживать и развивать их. Ведь проекты как цветы, если не поливать- то они засохнут.
Мы всегда готовы к изменению конъюнктуры рынка и условий игры на этом рынке при реализации проектов «Цифровой экономики».