Ринат Еникеев
Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
Ринат Еникеев. Пожарный надзор осваивает цифровой формат
Об изменениях в работе инспекторов пожарного надзора и перспективах цифровизации контрольно-надзорной деятельности журналу RUБЕЖ рассказал директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, генерал-майор внутренней службы Ринат Еникеев.
Беседовал: Михаил Динеев
RUБЕЖ: Введение межгосударственного Техрегламента ЕАЭС № 043 связано с внесением изменений в Федеральный закон № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности». Какие положения ФЗ будут скорректированы в 2020-2021 годах?
Ринат Еникеев: К настоящему моменту МЧС России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Основными целями законопроекта являются исключение дублирующих, устаревших и избыточных требований, а также приведение его в соответствие с положениями Технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).
RUБЕЖ: Какие изменения внесены в Правила противопожарного режима в РФ в 2020 году?
Р. Еникеев: МЧС России подготовлена новая редакция Правил противопожарного режима в Российской Федерации, направленная на исключение устаревших, дублирующих и избыточных требований пожарной безопасности. Кроме того, учтены анализ причин и последствий наиболее крупных пожаров, а также мониторинг практики применения отдельных требований пожарной безопасности. В данной редакции уточняются требования по организации противопожарного режима на территории палаточных лагерей, к применению и обращению пиротехнической продукции, оснащению объектов первичными средствами пожаротушения, а также проведению мероприятий с применением сценических эффектов и фейерверков. Кроме того, исключаются отдельные обязательные требования, предъявляемые к организации спичечного производства, обращению керосина, содержанию нарядов-допусков, наличию ящиков с песком при проведении пожароопасных работ, а также осуществлению первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
RUБЕЖ: Как изменились показатели пожарной статистики за последние три года (2017-2020) – количество жертв и травмированных людей на пожарах, материальный ущерб?
Р. Еникеев: В первую очередь необходимо отметить, что до 2019 года в Российской Федерации действовала старая система учета пожаров и их последствий. С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в порядок учета пожаров и их последствий в Российской Федерации. Изменения предусматривают учет всех случаев неконтролируемого горения, в том числе загораний, которые до изменений не подлежали учету. Также установлен тридцатидневный срок для учета травмированных и погибших на пожаре (ранее учету подлежали только погибшие непосредственно на пожаре).
С учетом вышесказанного, в 2019 году на территории России зарегистрировано 471 357 пожаров, на которых погибли 8567 человек и получили травмы 9477 человек. За 4 месяца 2020 года произошло 169 006 пожаров, на которых погибли 3185 человек, получили травмы 2896 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пожаров меньше почти на 10%, количество погибших – на 11,1%, травмированных – на 13,1%.
При этом хочу отметить, что, несмотря на изменившийся порядок учета пожаров и их последствий, на протяжении всех последних лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению негативных последствий.
RUБЕЖ: 2018 год запомнился проверками ТРЦ, были выявлены множественные нарушения. Удалось ли решить эти проблемы к настоящему моменту?
Р. Еникеев: В 2018 году надзорными органами МЧС России в порядке исполнения поручений правительства РФ проведены масштабные внеплановые проверки 86 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, в том числе свыше 11 тыс. торгово-развлекательных центров. Как было выявлено, с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности эксплуатировалось более 28 тыс. объектов. Было предписано к устранению 282 тыс. нарушений противопожарных требований, в том числе сопряженных с угрозой жизни и здоровью людей.
Собственниками объектов организована работа по устранению нарушений, установленных надзорными органами МЧС России в ходе внеплановых проверок. К настоящему моменту устранено более 200 тыс. нарушений. Количество объектов, имеющих нарушения требований пожарной безопасности, сокращено на 27%. При этом большинство приостановленных судом торговых центров устранило выявленные недостатки и снова заработали.
В 2019 году оставались приостановленными 74 объекта. Стоит отметить, что в ряде случаев имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности могут быть устранены лишь в рамках реконструкции зданий.
Все нарушения требований пожарной безопасности находятся на контроле надзорных органов МЧС России.
RUБЕЖ: Как сегодня оценивается работа инспекторов пожарного надзора?
Р. Еникеев: Работа инспектора оценивается по нескольким критериям, при этом во главе всех показателей результатов нашей работы – снижение количества пожаров, материального ущерба, а также исключение причинения вреда жизни и здоровью граждан при пожарах.
RUБЕЖ: В 2018 году было запланировано утверждение проверочных чек-листов для целого ряда категорий объектов защиты. Чем завершилась эта работа?
Р. Еникеев: Приказом МЧС России от 28.07.2018 № 261 утверждены формы проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора при проведении плановых проверок объектов различного функционального назначения.
Вместе с тем в настоящее время МЧС России в рамках реализации механизма «регуляторная гильотина» проводится работа по актуализации всех обязательных требований пожарной безопасности, в том числе уже включенных и предполагаемых к включению в проверочные листы (далее – чек-листы), завершение которой предусматривается до 1 января 2021 года.
Кроме того, осуществляется анализ практики применения чек-листов надзорными органами, а также поступающих обращений от экспертного и бизнес-сообществ. В рамках этой работы предполагается исключение всех устаревших, избыточных и дублирующих положений, в результате которой все действующие чек-листы будут переработаны, а также завершение подготовки проверочных листов для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности.
RUБЕЖ: Как изменится численность инспекторов пожарного надзора в связи со структурными реформами, которые сейчас проходят в МЧС России?
Р. Еникеев: В соответствии с решением министра МЧС России Евгения Зиничева в 2019 и первой половине 2020 года штатная численность органов государственного пожарного надзора была увеличена более чем на 3 тыс. единиц и на сегодняшний момент составляет порядка 12,8 тыс. В настоящее время территориальными органами МЧС России ведется работа по подбору и расстановке кадров на вышеуказанные должности, прежде всего за счет выпускников высших учебных заведений МЧС России пожарно-технического профиля. На данном этапе развития органов государственного пожарного надзора указанной численности будет достаточно для осуществления надзорных функций на объектах защиты.
RUБЕЖ: Возможна ли если не полная, то хотя бы частичная автоматизация пожарного надзора, цифровые сервисы в этой области?
Р. Еникеев: МЧС России является участником реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с мероприятием, направленным на внедрение информационных систем для предоставления государственных услуг в электронной форме, а также для обработки и мониторинга данных по поднадзорным объектам в области пожарной безопасности.
В настоящее время государственные услуги в области пожарной безопасности уже предоставляются в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг, а соответствующий функционал и возможности министерством будут расширяться.
Одновременно в рамках цифровизации МЧС России разрабатывается информационная система для автоматизации деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору, которая предназначена для взаимодействия с заявителями (проверяемыми лицами) в электронном виде, обеспечения межведомственного электронного взаимодействия, а также формирования баз данных об объектах защиты для проведения аналитики.
Сегодня указанная информационная система проходит опытную эксплуатацию в территориальных органах МЧС России. Полномасштабное внедрение системы позволит решить ряд важных вопросов, таких как:
-
формирование единой цифровой среды контрольно-надзорной деятельности через систему межведомственного электронного взаимодействия на базе имеющихся информационных систем надзорных органов;
-
автоматизация планирования и учета проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий;
-
обеспечение в Личном кабинете должностного лица использования электронных паспортов проверок и проверочных листов;
-
формирование общих сведений и документов об объекте защиты и историю ранее проверенных проверок и выполненных предписаний.
Одновременно система позволит вести различные справочники и классификаторы, а также собирать разнородную информацию об объектах надзора. Перечислю только самые основные данные:
-
адресные данные (адрес расположения по справочнику ФИАС, удаленность от подразделений пожарной охраны и т.д.);
-
технические характеристики объектов защиты (этажность, площадь, высота, год постройки и т.д.);
-
сведения о системах противопожарной защиты (наличие/отсутствие АПС, АУПТ ДУ, СОУЭ и т.д.);
-
информация о проводимых надзорных и профилактических мероприятиях (проверки, рейдовые осмотры, нарушения, административная практика и т.д.);
-
база данных о пожарах и их последствиях (дата, место пожара, причины и т.д.);
-
перечни обязательных требований.
RUБЕЖ: По сообщениям СМИ, некоторые регионы применили дистанционный контроль объектов в период пандемии коронавируса, получит ли эта практика развитие после эпидемии?
Р. Еникеев: Действительно, в рамках противодействия распространению коронавирусной инфекции принято постановление правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438, устанавливающее особенности осуществления в 2020 году контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Данное постановление регулирует особенности организации контроля (надзора), осуществляемого в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вместе с этим осуществление федерального государственного пожарного надзора с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи не позволяет обеспечить объективную оценку состояния пожарной безопасности объектов, в том числе работоспособность инженерных систем их противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной защиты, наружный и внутренний противопожарный водопровод).
Подтверждение соответствия указанных систем требованиям пожарной безопасности на технически сложных объектах повышенного риска осуществляется в ходе проверок аттестованными экспертами путем инструментального контроля с помощью специальных приборов.
RUБЕЖ: В деле автоматизации контрольно-надзорных мероприятий могут ли помочь спасательному ведомству производители и разработчики противопожарного оборудования?
Р. Еникеев: В рамках разработки и внедрения информационных технологий в деятельность надзорных органов МЧС России ведомство использует опыт разработок различных автоматизированных систем. Если производители и разработчики противопожарного оборудования желают включиться в процессы цифровизации, то им необходимо принимать активное участие в конкурсах, проводимых министерством, а также направлять свои обоснованные предложения в структурные подразделения и организации МЧС России, к компетенции которых относятся вопросы информатизации и научно-технического взаимодействия.
RUБЕЖ: В России существует институт независимой оценки пожарных рисков. Учитывают ли инспекторы оценки таких независимых экспертов?
Р. Еникеев: Планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью. Заключение независимой оценки пожарного риска с выводом о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности учитывается надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определенной категории риска и позволяет перейти в категорию более низкой (высокой) опасности. Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска влияет на периодичность проверок объектов защиты.
RUБЕЖ: Как изменятся полномочия инспекторов государственного пожарного надзора в ближайшей перспективе?
Р. Еникеев: В настоящее время по инициативе группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при участии МЧС России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора».
Данным законопроектом предусматривается следующее:
-
введение определений «объект с массовым пребыванием людей» и «помещение с массовым пребыванием людей»;
-
осуществление на объектах строительства с массовым пребыванием людей государственного пожарного надзора с участием МЧС России;
-
предусматривается участие МЧС России в аттестации экспертов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации;
-
предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении всего объекта в целом, включая всех лиц, осуществляющих на нем свою деятельность, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
предусматривается дополнительно наделение органов государственного пожарного надзора полномочиями по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований объектов защиты в ходе их эксплуатации.
Указанный законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
RUБЕЖ: К каким последствиям приведет участие МЧС России в аттестации экспертов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации?
Р. Еникеев: Подобные положения позволят обеспечить повышение уровня подготовки соответствующих экспертов, предоставят возможность осуществления контроля их деятельности и отсеивания недобросовестных и неквалифицированных кадров, что в свою очередь позитивно повлияет на уровень проектной документации и последующего качества проведения строительных работ в целом.
Более 1000 нормативных актов до 2021 года могут попасть под действие «регуляторной гильотины» в МЧС России – среди них 90 документов, фиксирующих обязательные требования федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, 230 актов в области стандартизации и регламентирования пожарной безопасности, а также 400 документов, регламентирующих нормы и правила безопасности зданий и сооружений, чтобы исключить дублирующие требования пожарной безопасности.
RUБЕЖ: Какое участие принимали органы пожарного надзора в разработке новых сводов правил по проектированию систем противопожарной защиты?
Р. Еникеев: В соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию. по
В настоящее время завершается работа по переработке большинства действующих сводов правил по пожарной безопасности, направленная на исключение устаревших, избыточных и дублирующих требований, а также на приведение их положений в соответствие с последними достижениями науки и техники.
В полном объеме переработаны следующие своды правил:
-
СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
-
СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. Требования пожарной безопасности»;
-
СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
Откорректирован СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты».
Подготовлены новые редакции:
-
СП 5.13130 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
-
СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»
-
СП 10.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».
RUБЕЖ: В рамках «регуляторной гильотины» запланирована отмена советских СНИПов. Как решить коллизию применения современных требований к зданиям старой постройки?
Р. Еникеев: По нашему мнению, проблемных вопросов по применению требований пожарной безопасности для зданий старой постройки не существует.
В соответствии с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) в случае, если положениями названного закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня его вступления в силу, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного закона применяются исключительно в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
RUБЕЖ: В мае 2020 года на портале обсуждения нормативно-правовых актов появился проект постановления правительства РФ, регулирующего перечень зданий и сооружений, оборудование которых системами противопожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения необходимо. Чем вызвано появление документа?
Р. Еникеев: Данное постановление подготовлено на основании ранее действующих положений норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, и норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323, планируемых к отмене.
В ходе работы проведена актуализация названных положений. Разработка подобного документа направлена на установление единых унифицированных требований по оборудованию автоматической пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности.
Повышение статуса документа направлено на повышение уровня ответственности как собственников объектов защиты, так и проектных, строительных и монтажных организаций, и, как следствие, обеспечения пожарной безопасности объектов в целом. Предлагаю сократить
RUБЕЖ: Долгие годы сложным вопросом является подготовка специальных технических условий (СТУ) по пожарной безопасности. Подчас проектировщик не может найти в нормативной документации однозначной опоры при выборе того или иного проектного решения на объекте, приходится готовить СТУ, обосновывать свои действия. Вдобавок СТУ по пожарной безопасности проходят согласование в двух ведомствах – Минстрое и МЧС России. Как планирует МЧС решить этот вопрос в 2020 году или последующие годы?
Р. Еникеев: МЧС России в целях исключения избыточных административных барьеров на постоянной основе осуществляется работа по актуализации нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности. Так, в настоящее время приказом МЧС России от 15.01.2020 № 14 утвержден свод правил «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности», устанавливающий требования к объектам, состоящим из частей различных классов функциональной пожарной опасности, а также с наличием многосветных пространств. С учетом исключения необходимости разработки каких-либо специальных технических условий, как уже было сказано, министерством подготовлены новые редакции (СП 5, СП 6 и СП 10), в полном объеме переработаны (СП 1, СП2, СП 8) или откорректированы (СП 4) своды правил по пожарной безопасности.
Кроме того, совместно с Минстроем России разработан свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности», устанавливающий требования пожарной безопасности для многоквартирных жилых домов высотой более 75 м и зданий иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м.
В настоящее время МЧС России в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» предусматривается глобальная актуализация всех обязательных требований пожарной безопасности, завершение которой предполагается до 1 января 2021 года.
RUБЕЖ: Еще одна известная коллизия – отсутствие в нормативной базе понятия «объект с массовым пребыванием людей». Как это понятие трактует МЧС России и где оно будет зафиксировано? Какое значение будет иметь фиксация данного понятия для противопожарной защиты объектов, которые под него попадут?
Р. Еникеев: В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора» предусматривается установление понятий «объект с массовым пребыванием людей» и «помещение с массовым пребыванием людей».
Введение данных понятий необходимо для установления специфических требований пожарной безопасности для наиболее значимых объектов со значительным пребыванием людей, на которых возникновение пожара способно привести не только к угрозе жизни и здоровья, но и к гибели людей. Предполагается, что подобные объекты будут оснащаться современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими раннее обнаружение пожара, эффективное и своевременное оповещение людей, а также безопасную эвакуацию людей в случае возникновения пожара.
При этом данные новации направлены в первую очередь на упорядочение организации первоочередных контрольных мероприятий за соблюдением требований пожарной безопасности на подобных социально значимых объектах.