Денис Гордиенко. «ВНИИПО МЧС России – в списке мировых центров научных разработок в области пожарной безопасности»
Более 80 лет Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) ведет исследования и разработки в области пожарной безопасности. С 2019 года на учреждение возложена задача по гармонизации межгосударственных стандартов в развитие технического регламента Евразийского союза «О средствах обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). О деталях этой работы и других направлениях деятельности института журналу RUБЕЖ рассказал начальник ФГБУ ВНИИПО МЧС России, генерал-майор внутренней службы Денис Гордиенко.
Беседовал: Дмитрий Воронин
RUБЕЖ: ФГБУ ВНИИПО МЧС России – одно из старейших научных учреждений в области пожарной безопасности. Какие задачи сегодня стоят перед институтом? Какова стратегия развития института на ближайшие 3-5 лет?
Денис Гордиенко: Всероссийский научно-исследовательский институт по праву можно считать одним из крупнейших в мире центров научных разработок в области пожарной безопасности.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» создано 5 июля 1937 года в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1057-252с.
За полученные результаты по решению научных проблем пожарной безопасности в 1987 году институт был награжден орденом «Знак Почета».
В 2020 году институту исполняется 83 года. За этот период учеными ВНИИПО внесен огромный вклад в дело обеспечения пожарной безопасности в нашей стране. Очень важно на современном этапе сохранить все эти достижения и создать условия для дальнейшего развития научного потенциала института.
В настоящее время и на ближайшую перспективу деятельность ФГБУ ВНИИПО МЧС России в области технического регулирования сосредоточена на участии в законотворческой деятельности по подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработка которого осуществляется в рамках исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36 и в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. № 40 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».
Кроме того, институт принимает активное участие в мероприятиях по реализации механизма «регуляторной гильотины» в соответствии с поручениями руководства МЧС России.
Значительные усилия специалистов института в настоящее время сконцентрированы на разработке и проведении необходимых согласительных процедур в отношении межгосударственных стандартов в поддержку требований технического регламента Евразийского союза «О средствах обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). Разработка осуществляется в соответствии с программой, утвержденной Решением Коллеги Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 г. № 81. Программой предусмотрена разработка 104 межгосударственных стандартов на период до 2023 года. За Российской Федерацией закреплена разработка 84 стандартов, из которых 80 разрабатывает ФГБУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время разработано порядка 60 проектов стандартов, которые проходят соответствующие процедуры подготовки к утверждения. Начало разработки оставшихся проектов стандартов запланировано на 2020-2021 годы.
При этом планируется и продолжается разработка национальных стандартов Российской Федерации в соответствии с программами национальной стандартизации, утверждаемыми Росстандартом.
RUБЕЖ: Значительные усилия ВНИИПО направляет на сбор и анализ статистических данных о пожарной ситуации в нашей стране, на устранение нормативных проблем и т.д. С какими вызовами сталкивается сегодня противопожарная отрасль и каковы ключевые причины неутешительной статистики пожаров?
Д. Гордиенко: Приказом МЧС России от 08.10.2018 № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» внесены существенные изменения в Порядок учета пожаров и их последствий, вступившие в силу с 1 января 2019 года. Основные изменения коснулись порядка учета самих пожаров, а также погибших и травмированных на них людей.
Если до 2019 года случаи горения сухой травы, бесхозных зданий и сооружений, бесхозных транспортных средств, большая часть случаев горения мусора, а также некоторых других объектов относилась к загораниям, не подлежавшим статистическому учету как пожары, то с 2019 года любой случай неконтролируемого горения относится к пожарам.
Что касается учета погибших, то до 2019 года погибшими на пожаре считались люди, смерть которых наступила на месте пожара (до передачи работникам медицинских учреждений) от воздействия опасных факторов пожара, сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, паники. С 2019 года к погибшим на пожаре также относятся люди, смерть которых наступила в течение 30 последующих после пожара суток от причин, связанных с пожаром, соответственно, эти люди с 2019 года не относятся к травмированным на пожаре.
В результате, если в 2018 году в Российской Федерации было зарегистрировано 132 074 пожара, то в 2019 году их число возросло до 471 537, что превышает значение 2018 года почти в 3,6 раза. Основная часть роста пришлась на пожары сухой травы и мусора на открытых территориях, которые ранее относились к загораниям и на которые в 2019 году пришлось более половины от общего числа пожаров: число случаев горения сухой травы составило 29,6% от общего числа пожаров, мусора на открытых территориях – 28,5% от общего числа пожаров.
При этом необходимо отметить, что, в соответствии с приказом Росстата от 19.02.2019 г. № 79 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федерального статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них», МЧС России ведет учет всех пожаров и их последствий, произошедших в стране, кроме лесных, учет которых осуществляет Рослесхоз.
C точки зрения основных результатов анализа обстановки с пожарами за последние годы необходимо выделить следующие:
-
начиная с 2009 года отмечается тенденция роста числа пожаров и последствий от них, источниками которых были электропроводка и кабельные изделия. Основная часть роста пришлась на объекты жилого сектора, в первую очередь жилые дома, а это объекты пожаров, на которых погибает около 80% людей;
-
начиная с 2011 года наметилась тенденция к существенному росту числа пожаров в помещениях саун и парилок. Основная часть этих пожаров происходит в банях и саунах, расположенных на территории домовладений и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ. Источником большей части из них являлись печи, от которых в 2019 году произошло 46,6% пожаров, и дымовые трубы, которые являлись источниками возгораний в 36,2% случаев.
RUБЕЖ: В какую сторону должны быть пересмотрены меры, принимаемые ответственными органами, чтобы улучшить ситуацию?
Д. Гордиенко: С целью улучшения обстановки с пожарами институтом были разработаны предложения по снижению числа указанных пожаров и последствий от них.
В частности, так как большая часть – это пожары, источниками которых становились кабели и провода, предлагается пересмотреть порядок сертификации проводки в части введения в действие ранее отмененной обязательной сертификации этих изделий в области ПБ. Также предлагается внести изменения в порядок сертификации кабельных изделий. На сегодняшний день в России их сертификацию проводят органы по сертификации и сертификационные лаборатории, которых достаточно большое количество, при этом выдаваемые ими сертификаты не дают гарантии высокого качества сертифицированных ими кабелей и проводов. Предлагается укрупнить имеющиеся органы по сертификации и лаборатории и создать несколько крупных сертификационных центров, имеющих высокий статус и уровень ответственности и, как следствие, высокие гарантии достоверности протоколов испытаний и сертификатов, выдаваемых на основе этих протоколов. Это позволит существенно снизить количество фальсифицированных кабелей и проводов на российском рынке.
С целью снижения числа пожаров от печей предлагается ввести обязательную сертификацию печей заводского изготовления в области ПБ, отмененную с 2008 года. В настоящее время институтом ведется работа по обоснованию этих предложений для дальнейшего введения в действие.
С целью снижения числа таких пожаров также предложены и другие мероприятия для их реализации как органами МЧС России различных уровней, так и другими органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами.
Что касается гибели людей на пожарах, то при имевшейся в последние годы тенденции к снижению значений показателя, происходило увеличение доли, а по некоторым возрастам и абсолютного числа погибших людей в возрасте от 60 лет и более. Так, по данным за 2005-2008 годы, доля числа погибших в этом возрасте от общего числа погибших на пожарах находилась в пределах от 25,9% до 27,1%. В 2019 году соответствующее значение достигло уровня в 40,1%. Безусловно, как самим гражданам, так и помещениям, в которых они проживают, необходимо уделять повышенное внимание как их близким, так и органам государственной власти, в частности социальной защиты, в том числе путем непосредственного ознакомления этих лиц с соответствующими статистическими данными, причинами сложившейся ситуации и мерами по повышению уровня пожарной безопасности зданий и помещений, в которых они проживают.
Необходимо отметить, что имеются и положительные тенденции, в частности к снижению числа пожаров и погибших людей на пожарах, возникших по неосторожности при курении, а также к снижению числа погибших в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, а это одни из основных факторов, влияющих на обстановку с пожарами. Так, в 2003 году доля числа погибших на пожарах по неосторожности при курении составила 51,3%, в 2019 году – 39,5%. Доля числа погибших в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения в 2000 году составляла 66,3%, в 2019 году снизилась до 37,5%. Однако соответствующее число погибших остается достаточно высоким: в прошедшем году на пожарах, причиной которых являлась неосторожность при курении, погибло 3 384 человек, в состоянии опьянения – 3 208 человек. При этом, когда данные факторы на пожаре сочетаются одновременно, они усиливают действие друг друга, и, как следствие, гибель людей на таких пожарах возрастает еще больше.
Поэтому на сегодняшний день министерством в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы при непосредственном участии ВНИИПО МЧС России совместно с Минздравом России принимаются меры, направленные на дальнейшее снижение числа таких пожаров и их последствий.
RUБЕЖ: Согласно статистике, как себя показывают системы противопожарной автоматики? Над чем следует поработать производителям?
Д. Гордиенко: Сразу необходимо отметить, что в соответствии с действующим порядком заполнения и представления карточки учета пожара, утвержденным приказом МЧС России от 24.12.2018 г. № 625 «О формировании электронных баз данных учета пожаров и их последствий», так же как и в соответствии с ранее действовавшими аналогичными приказами, в карточку учета пожара (КУП) вносятся сведения о виде и результатах работы установок и систем пожарной автоматики (УПА) только в случаях, когда опасные факторы пожара (ОФП) воздействовали в защищаемой УПА зоне. Под защищаемой зоной здесь понимается обслуживаемое и (или) защищаемое системой противодымной защиты помещение (инженерная коммуникация) пожарного отсека, зона контроля пожарной (охранно-пожарной) сигнализации, зона, защищаемая установкой или модулем пожаротушения.
По имеющимся статистическим данным за 2019 год, на объектах, оборудованных установками охранно-пожарной сигнализации, зарегистрировано 907 пожаров, установками пожарной сигнализации – 1560 пожаров, установками (модулями) пожаротушения (УПТ) – 93 пожара, системами противодымной защиты – 155 пожаров, системами оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре (СОУЭ) – 312 пожаров, системами передачи извещений (дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны) (СПИ) – 109 пожаров.
В течение последних лет отмечается повышение эффективности работы всех видов УПА, результаты работы которых учитывались в КУП. Для подтверждения данного факта приведем результаты успешного срабатывания УПА и выполнения поставленной задачи на пожарах в 2005 и в 2019 годах. Установки охранно-пожарной сигнализации сработали и подали сигнал о пожаре в 2005 году в 73,7% случаев, в 2019 году – в 86,2% случаев, установки пожарной сигнализации в 2005 году – в 49,1% случаев, в 2019 году – в 85,2% случаев. УПТ сработали и потушили пожар в 2005 году в 46,8% случаев, в 2019 году – в 53,8% случаев. Отдельно необходимо отметить повышение эффективности работы систем противодымной защиты: если в 2005 году число случаев, когда данные системы сработали и обеспечили незадымление путей эвакуации, составило 4,4%, то в 2019 году – 82,6%. СОУЭ сработали и обеспечили безопасную эвакуацию людей из здания (сооружения) в 2005 году в 57,6% случаев пожаров, в 2019 году – в 86,2% случаев.
Необходимо отметить, что учет результатов работы СПИ ведется только с 2019 года. По данным за 2019 год эти системы сработали и передали сигнал на пульт подразделения пожарной охраны в 68,8% случаев.
Специалистами института разработаны предложения в проект приказа о внесении изменений в приказ МЧС России № 625, в том числе в части учета наличия, состояния и результатов работы УПА на пожарах. Внесение соответствующих изменений позволит иметь более полную и объективную информацию:
-
о выполнении положений нормативных документов (нормативных правовых актов) в области пожарной безопасности (НПА) по установке УПА на объектах пожаров;
-
о соответствии установленных УПА требованиям НПА;
-
о состоянии УПА в случаях, если ОФП не воздействовали в защищаемой УПА зоне;
-
о результатах работы УПА в случаях, если ОФП воздействовали в защищаемой УПА зоне.
Соответствующие изменения планируется ввести в действие в ближайшее время.
Приведенная статистика дает представление о количестве систем, об их общем состоянии (включены или выключены) и итоговом результате работы (сработали, справились или нет). Поэтому при формировании проектных требований и требований к техническим системам за основу берутся обращения проектных, монтажных, обслуживающих организаций, собственников объектов, органов надзора. Безусловно, принимается во внимание и развитие технологий в данной области.
В настоящее время практически без нормативного внимания остались монтаж, техническое обслуживание и эксплуатация систем, что не может не сказываться на их работе. Минимальны требования по устойчивости систем к внешним воздействиям. Долгое время проектные нормы ориентировались на повышение достоверности и уменьшение времени срабатывания систем. При этом возможные неисправности отходили на задний план. Учитывая, что самая точная и быстрая система может быть абсолютно бесполезна лишь при одной неисправности, то закрывать на это глаза мы не имеем права. Это касается и ложных срабатываний, которые невозможно исключить полностью, но нужно стремиться к уменьшению таких случаев. Поэтому даже на фоне не слишком информативной статистики уже можно (и это уже реализуется в новых нормах) работать над повышением качества систем противопожарной автоматики путем повышения их надежности.
RUБЕЖ: Эксперты и представители государственных органов давно отмечают чрезмерное количество требований пожарной безопасности, зарегулированность отрасли. Противоречия существуют даже на уровне федеральных законов, я имею в виду 384-ФЗ и 123-ФЗ. Есть ли выход из этой ситуации?
Д. Гордиенко: Требования пожарной безопасности, установленные в Федеральном законе от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», носят «рамочный» характер. В статьях 8 и 17 данного технического регламента приведены минимальные требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, которые не содержат конкретных числовых параметров и требований к элементам системы обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, вопрос совместного применения требований Федерального закона № 384-ФЗ и Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не стоит столь остро, за исключением значительных различий в подходах к условиям соответствия объекта (здания или сооружения) требованиям безопасности.
Основная же проблематика совместного применения вышеуказанных технических регламентов заключается в применении сводов правил, разработанных в их развитие, требования которых зачастую дублируют и (или) противоречат друг другу.
По результатам систематического анализа, проводимого специалистами института, порядка 200 сводов правил, разработанных Минстроем России, содержат требования пожарной безопасности. В значительной их части они дублируются и противоречат требованиям сводов правил к 123-ФЗ и при этом включены в Перечень обязательных требований.
Одним из возможных способов решения проблемы двойного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, по нашему мнению, является совместная разработка сводов правил Минстроя России, содержащих требования пожарной безопасности. Пример такой слаженной работы – СП «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности», утвержденный в начале 2020 года в результате межведомственного взаимодействия Минстроя и МЧС России.
RUБЕЖ: Политика стандартизации, проводимая в РФ, предполагает активное участие в разработке стандартов представителей отраслевого бизнес-сообщества. Кто сегодня входит в ТК 274 от бизнеса? Какие задачи решает изменение ГОСТов и сводов правил, запущенное МЧС России при участии ВНИИПО?
Д. Гордиенко: В настоящее время в состав ТК 274 «Пожарная безопасность» входят 113 организаций, из которых порядка 90 организаций и объединений-производителей продукции представляют бизнес-сообщество. В целом члены технического комитета достаточно активно участвуют в рассмотрении разрабатываемых документов по стандартизации, чему поспособствовало усиление ответственности и увеличение обязанностей организаций-членов ТК 274, заложенное в новом Положении о комитете, а также значительное количество разрабатываемых нормативных документов, затрагивающих интересы максимально широкого круга участников рынка, проектных и строительных организаций, госкорпораций и органов власти.
Разработка новых стандартов и сводов правил, а также актуализация действующих документов направлены в первую очередь на обеспечение безопасности людей, повышение уровня противопожарной защиты объектов экономики, снижение нагрузки на бизнес, гармонизацию отечественных требований с требованиями стран-участниц Евразийского экономического союза, СНГ и ЕС, внедрение лучших мировых практик в области обеспечения пожарной безопасности в российскую систему противопожарного нормирования.
RUБЕЖ: Другой важный вопрос – это сертификация противопожарного оборудования. Расскажите, какими мощностями обладает сейчас лаборатория ВНИИПО? Проверки какого оборудования и стандартов проводят специалисты ВНИИПО?
Д. Гордиенко: ФГБУ ВНИИПО МЧС России более 25 лет осуществляет деятельность по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
Аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории института оснащены необходимым испытательным оборудованием и имеют возможность проводить испытания продукции в целях подтверждения ее соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). К такой продукции относятся:
-
огнетушащие вещества;
-
средства огнезащиты;
-
изделия погонажные электромонтажные;
-
огнетушители;
-
устройства пожаротушения автономные;
-
пожарные шкафы, пожарные краны;
-
мобильные средства пожаротушения;
-
технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики;
-
технические средства, функционирующие в составе установок пожаротушения автоматических;
-
установки пожаротушения роботизированные;
-
средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарные;
-
специальная защитная одежда пожарного;
-
средства индивидуальной защиты рук, ног и головы пожарного;
-
средства спасения людей при пожаре с высотных уровней;
-
инструмент для проведения специальных работ на пожарах;
-
дополнительное снаряжение пожарных;
-
пожарное оборудование;
-
заполнение проемов противопожарных преград;
-
технические средства, функционирующие в составе систем противодымной вентиляции.
Институт также проводит испытания строительных материалов и кабельных изделий для подтверждения их соответствия требованиям Федерального закона № 123-ФЗ.
Списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 и Федерального закона № 123-ФЗ, содержатся в указанных нормативных правовых актах. Часть продукции, ранее подлежащая обязательному подтверждению соответствия требованиям федерального закона, в настоящее время является объектом регулирования ТР ЕАЭС 043/2017. В связи с этим список продукции, содержащийся в федеральном законе, будет актуализирован при внесении в него изменений.
Помимо испытаний в целях подтверждения соответствия продукции пожарно-технического и общего назначения обязательным требованиям пожарной безопасности, институт осуществляет иные виды деятельности, например моделирование процессов в области пожарной безопасности, проведение судебных пожарно-технических экспертиз, обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, проведение расчетов в области пожарной безопасности и т.п.
RUБЕЖ: Согласны ли вы с тезисом о значительном количестве на пожарном рынке сертификатов, выданных без испытаний? Как с этим явлением нужно бороться?
Д. Гордиенко: Тезис о значительном количестве сертификатов соответствия на пожарно-техническую продукцию, выданных без испытаний, во многом справедлив. Однако на выпуск в обращение несоответствующей продукции в неменьшей степени влияют недостаточная квалификация экспертов по сертификации или специалистов испытательной лаборатории, нарушение установленных процедур сертификации и невыполнение требований методик испытаний. Для борьбы с негативными явлениями в области подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности необходимы совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также общественных объединений и организаций.