Михаил Бялый. ООО «ТД Актив-СБ»
Мир внезапно столкнулся с новой реальностью - пандемией COVID 2019. Рухнули цены на нефть, отменены практически все мероприятия. Каким будет 2020 год, который уже очевидно пройдет под знаком борьбы с коронавирусом? Об этом мы спросили игроков отрасли безопасности - непосредственных фигурантов предстоящего противостояния человечества и неизвестной болезни.
RU: Что стало главным результатом/достижением 2019 год для Вашей компании?
- В 2019 году мы четко определили для себя свою роль на рынке систем безопасности: мы специализированный интернет-магазин. Исходя из этого были «нарисованы» портреты «идеальных клиентов» Актив-СБ, и все решения в компании стали приниматься в рамках работы именно с этой категории покупателей. Сайт aktivsb.ru претерпел множество изменений:
- с помощью A/B тестов мы улучшили UX дизайн,
- были введены полезные фильтры во многих категориях со своим, в чем-то уникальным алгоритмом,
- была сильно изменена структура каталога,
- доработан поиск увеличена скорость загрузки страницы и т.д.
RU: Назовите Топ-3 трендов (решения / технологии) и топ-3 сегментов (заказчики/направления) в 2019 году для Вашего продуктового сегмента - какие они?
- В наших продажах тройка лидеров следующая:
- - СИСТЕМЫ ОПС
- IP-ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ
- ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
RU: Самое интересное: прогнозы по индустрии на 2020 год? Как изменятся в новых экономических условиях (COVID-19)?
- Индустрия систем безопасности не станет исключением и пострадает так же, как и многие другие отрасли экономики. С рынка в 2020 году, скорее всего, могут «пропасть» 20-30% сегодняшних участников. Останутся: крупные торговые дома/дистрибьюторы/интеграторы, которые будут принимать участие во всех значимых проектах. Микробизнес уйдет полностью в «тень»: не платить налоги- единственный способ предложить клиенту низкую цену. А вот в малом и среднем бизнесе выживут только те, кто максимально сократит свои издержки и сможет перейти в режим «холостого» хода хотя бы на полгода (это «оптимистичный» сценарий).
RU: Линейки продуктов и технологий – что уйдет на второй план, а что станет актуальным?
- Под эгидой борьбы с нарушителями «карантина» активно тестируется система распознания лиц: я думаю это технология будет активно внедряться по всей России. Как показывает история с предыдущими кризисами, меньше всего (если так можно сказать) должна пострадать продажи систем ОПС, правда, на период «каникул» многие производители ОПС вынуждены были закрыться: так что падение продаж будет заметно и для них. Больше всего потерь будет у поставщиков в наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслях: - аэропорты,
- досуг и развлечения,
- гостиничный бизнес,
- общественное питание и т.п.
Многие сейчас пытаются «продвинуть» оборудование для дистанционного измерения температуры: я пока не уверен, что это тренд, и что это направление будет «массовым», но посмотрим. В последнее время тепловизионная техника подешевела, может, это как-то и повлияет на продажи.
RU: Как изменятся дилерские и партнерские программы на фоне ограничений по ввозу и колебаний курсов валют?
- Все компании поставщики/дистрибьюторы делятся на два лагеря: первые это те, кто импортирует оборудование, оплачивая ее в валюте, затем продаем его в России за рубли. Для таких компаний важно не потерять свои долларовые «активы», потому что бизнес будет странным, если ты купил товара за 1 доллар, а продав его, получил, например, 0.8 доллара. Еще одна сложность для таких компаний: риски покупки оборудования на «высоком» курсе. Второй лагерь — это компании, покупающие оборудование в России за рубли. И хотя бизнес таких компаний напрямую не связан с курсом, у них остается другая головная боль: конкуренты. С одной стороны все понимают, что падение продаж может быть в разы, и за счет прибыли, продавая товар, подорожавший в рублях, но купленный по «старым» ценам , можно хоть как-то продержаться. С другой стороны, агрессивное поведение конкурентов может и не позволить «держать» высокие цены. Вывод: всем сейчас нелегко.
RU: Компании с какими бизнес-моделями будут чувствовать себя уверенно? А кому придется тяжелее всего? Как оптимизировать бизнес, чтобы остаться на плаву?
- Наша компания собирается действовать по следующему плану, возможно, это он будет актуален для любой компании, в независимости от ее места на рынке:
- разработка плана по сокращению издержек,
- расчет бюджета под изменившиеся условия,
- организация удалённой работы в расчете, как минимум, на период в 2 месяца,
- перевод максимального количества сотрудников на удаленную работу,
- создание безопасных условий труда для тех сотрудников, кто привлечен к работе «в поле»,
- пересмотр ценовой политики,
- пересмотр складской программы,
- проверка работоспособности поставщиков, при необходимости замена поставщика,
- мониторинг текущих показателей продаж на предмет соответствия их прогнозам, заложенным в бюджет
- оперативное принятие решения в случае ухудшения показателей.
Читать интервью других представителей отрасли в спецпроекте COVIDономика.