/

Елена Москвичева. «Умный город» на Волге

Елена Москвичева: «Умный город» на Волге

Елена Москвичева

Заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации

Елена Москвичева. «Умный город» на Волге

05 августа 2019, 14:22    1819

31 октября 2018 года Министерством строительства и ЖКХ РФ утвержден ведомственный проект «Умный город». Об опыте реализации «дорожной карты» по УГ в Самаре журналу RUБЕЖ рассказала Елена Москвичева, заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации.

Беседовал: Станислав Тарасов

RUБЕЖ: Какие местные особенности необходимо учитывать при реализации проекта «Умный город» в Самаре?

Елена Москвичева: Самара – один из 16 городов-миллионников. Соответственно, масштаб вопросов, которые необходимо решать быстро и оперативно, велик. Наш город имеет свои особенности, он совсем не похож на другие города-миллионники, хотя и в их числе.

Во-первых, мы находимся в зоне умеренно-континентального климата. Ему свойственны выраженность времен года; резкие температурные контрасты между холодным и тёплым сезонами; быстрый переход от холодной зимы к жаркому лету; дефицитность влаги; интенсивность испарения и богатство солнечного освещения, обусловленное географической широтой местности. Все это необходимо учитывать, в первую очередь,  для работы городских коммунальных служб.

Во-вторых, географически Самара вытянута вдоль Волги почти на 50 км и в ширину на 20 км. В составе города 9 внутригородских районов. Это еще один момент, без которого невозможно спланировать, к примеру, работу общественного транспорта.

Управление  городом, с учетом его особенностей, требует огромного количества быстро обработанной качественной информации по разным параметрам. Количество информации, получаемой Администрацией из разных источников, преимущественно из сети Интернет, огромно. 

RUБЕЖ: Какие технологии «Умного города» уже применялись?

Е.М.:Ведомственный проект «Умный город» крайне своевременен для города. Он позволил   систематизировать существующие российские и мировые практики и подходы для реализации на местах, позволил нам увидеть свои сильные стороны, а также спланировать недостающие «звенья цепи» с помощью стандарта проекта.

О каких сильных сторонах я говорю? В городском округе задолго до появления ВП «Умный город» реализован ряд проектов, позволивший усовершенствовать систему управления городскими процессами.

К примеру, к началу 2019 года в городе более чем на 90% реализована программа модернизации уличного освещения с внедрением АСУ – установлены современные светодиодные светильники взамен устаревших ртутных; поэтапно внедрена система диммирования – автоматическое управление яркостью освещения в разные периоды суток, с учетом разных климатических периодов, в т.ч. туман.

Еще одно решение, предвосхитившее ВП «УГ», - мобильное приложение «Прибывалка». Приложение было создано в 2014 г по инициативе IT-специалистов Администрации городского округа Самара (задолго до появления сервисов Яндекса). Приложение очень быстро стало популярным, т.к. позволяет отслеживать движение городского общественного транспорта и просчитывать время его ожидания в конкретном месте. Сегодня пользователями приложения являются более 200 тыс. горожан-абонентов сотовых операторов, возрастная группа - преимущественно до 40 лет.

В тот же период на основе сайта Администрации городского округа Самара был создан МГИС «Геопортал» - первая попытка систематизировать поток сообщений горожан по вопросам благоустройства городской жизни. Картографическая основа Геопортала позволила горожанам отправлять сообщения с привязкой к конкретному адресу.  Для отправки сообщений была предусмотрена простая система регистрации в системе. В настоящее время системный подход, в соответствии со стандартом проекта, позволил активировать ресурс, придав ему новый смысл, значение и возможности.

Если говорить про общественные системы безопасности, стоит отметить, что в Самаре уже более 2-х лет действует ЕДДС (сервис «112»). Сервис востребован жителями: обращаясь в службу, житель получает информация по аварийным ситуациям по ресурсникам, горожанин может обратиться в полицию или за медицинской помощью.

RUБЕЖ: В тему общественной безопасности. Какие системы и подсистемы АПК «Безопасный город» уже реализованы  на территории Самары?

Е.М.: Эта программа реализуется в регионе (в т.ч. в Самаре) как подсистема федеральной АПК «Безопасный регион». Реализация программы на территории городского округа Самара идет в соответствие с графиком и финансированием.

RUБЕЖ: Какие нарекания, замечания к вендорам (подрядчикам-поставщикам услуг)? А также – «белые пятна» в потребностях региона, не закрытые решениями, существуют сегодня?

Е.М.: Вопросы пока не к вендорам. Поскольку проект новый, то есть проблема - не хватает нормативно-правовой базы  для работы. Поэтому не всегда «умные» идеи возможны к реализации.

RUБЕЖ: Какие мероприятия вошли в дорожную карту по проекту «УГ» в Самаре?

Е.М.: Все основные мероприятия, предусмотренные стандартом, вошли в дорожную карту:

В разделе «Городское управление» - это создание портала «Активный горожанин» на базе МГИС «Геопортал» (в т.ч. мобильное приложение) для вовлечения граждан в решение вопросов развития города. Создание цифрового двойника в рамках цифровизации системы городского управления решит множество задач. С одной стороны, даст жителям мегаполиса больше представлений о градостроительных планах, повысит прозрачность и доступность информации. С другой, позволит уточнить параметры градостроительства, будет способствовать внесению корректной информации в информационную систему, позволит понимать более точно, где у нас «белые пятна» в вопросах земельного контроля.

Мы планируем расширять сферу деятельности ЕДДС – сейчас она синхронизирована с экстренными службами и организациями. В планах - создание единой интегрированной платформы управления всеми ресурсами и сервисами города, а также ситуационного центра города.

В разделе «Умное ЖКХ» следующие направления:

  • Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Задача взаимодействия – автоматизация получения данных от РСО об аварийных ситуациях и информировании жителей на Геопортале,  с адресной привязкой.
  • Он-лайн контроль за передвижением и работой дорожных служб и коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием системы ГЛОНАСС.

Раздел «Умный городской транспорт» предполагает внедрение системы автоматической фото- видеофиксации нарушений ПДД.

В рамках работы над проектом создается карта дорожных знаков (на картографической основе), с учетом ГОСТов, изменившихся транспортных условий, появления новых микрорайонов.

Весь транспорт – и муниципальный, и коммерческий – будет представлен в системе он-лайн отслеживания и администрирования его передвижением.

Глобальные транспортные вопросы: в текущем году мы ждем утвержденную новую транспортную модель для Самары (с учетом Самаро-Тольяттинской агломерации), разрабатываемую Минтрансом области и Минтрансом РФ. Это позволит запустить второй проект – проект платных парковок на основе концессионного соглашения. Город активно готовит нормативно-правовую базу для сотрудничества. Внедрение системы платных парковок позволит дополнительно получать в бюджет более 50 млн руб/год.

В рамках федеральной программы «Безопасный регион» продолжает реализовываться система интеллектуального видеонаблюдения, развивается система информирования граждан о чрезвычайных ситуациях.

RUБЕЖ: Каков календарный план реализации проекта «УГ»?

Е.М.: Четкий календарный (по месяцам) план есть на 2019 год. Дальнейший период планирования будет очерчен после исполнения взятых на текущий год планов, их пошаговой корректировки.

RUБЕЖ: Какое подразделение/структура будет отвечать за формирование технического задания – кто является ответственным должностным лицом по теме?

Е.М.: Технические задания готовят специалисты ведомственного подразделения (управления, департамента), в чьей компетенции находится конкретный вопрос. Если мы говорим про развитие платформы «Активный гражданин», то это сотрудники Управления информационных ресурсов и технологий. Вопросы, связанные с цифровизацией процессов управления городским транспортом – находятся в ведении управленцев Департамента транспорта и т.д.

Формирование технических заданий производятся с учетом требований стандарта проекта, а также местной специфики, состояния отрасли хозяйства.

RUБЕЖ: Каков порядок апробации решений и формирования вендор-листа (списка доверенного оборудования) для территории? Каким образом можно действовать вендору, чтобы передать свое решение в опытную эксплуатацию?

Е.М.: Такой практики нет.

RUБЕЖ: Каковы предполагаемые результаты реализации ведомственного проекта «Умный город» в Самаре?

Е.М.: Можно сказать, что проект очень выгоден городу в экономическом и социальном плане.

Налицо масса позитивных моментов как для управленцев, так и для жителей:

  • Внедрение цифровых сервисов позволит «видеть» актуальные ситуации в городе по разным параметрам и, соответственно, своевременно принимать необходимые решения по ним.
  • Это открытость большого массива данных для жителей, «прозрачность» исполнительной власти.
  • Это возможность для всех сторон взаимодействия (жители, управленцы Администрации города, ресурсники, другие службы)  актуальную информацию.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3687 s
queries: 227 (0.0320 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.