/

Елена Москвичева. «Умный город» на Волге

Елена Москвичева. «Умный город» на Волге

Елена Москвичева

Заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации

Елена Москвичева. «Умный город» на Волге

05 августа 2019, 14:22    220

31 октября 2018 года Министерством строительства и ЖКХ РФ утвержден ведомственный проект «Умный город». Об опыте реализации «дорожной карты» по УГ в Самаре журналу RUБЕЖ рассказала Елена Москвичева, заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации.

RUБЕЖ: Какие местные особенности необходимо учитывать при реализации проекта «Умный город» в Самаре?

Елена Москвичева: Самара – один из 16 городов-миллионников. Соответственно, масштаб вопросов, которые необходимо решать быстро и оперативно, велик. Наш город имеет свои особенности, он совсем не похож на другие города-миллионники, хотя и в их числе.

Во-первых, мы находимся в зоне умеренно-континентального климата. Ему свойственны выраженность времен года; резкие температурные контрасты между холодным и тёплым сезонами; быстрый переход от холодной зимы к жаркому лету; дефицитность влаги; интенсивность испарения и богатство солнечного освещения, обусловленное географической широтой местности. Все это необходимо учитывать, в первую очередь,  для работы городских коммунальных служб.

Во-вторых, географически Самара вытянута вдоль Волги почти на 50 км и в ширину на 20 км. В составе города 9 внутригородских районов. Это еще один момент, без которого невозможно спланировать, к примеру, работу общественного транспорта.

Управление  городом, с учетом его особенностей, требует огромного количества быстро обработанной качественной информации по разным параметрам. Количество информации, получаемой Администрацией из разных источников, преимущественно из сети Интернет, огромно. 

RUБЕЖ: Какие технологии «Умного города» уже применялись?

Е.М.:Ведомственный проект «Умный город» крайне своевременен для города. Он позволил   систематизировать существующие российские и мировые практики и подходы для реализации на местах, позволил нам увидеть свои сильные стороны, а также спланировать недостающие «звенья цепи» с помощью стандарта проекта.

О каких сильных сторонах я говорю? В городском округе задолго до появления ВП «Умный город» реализован ряд проектов, позволивший усовершенствовать систему управления городскими процессами.

К примеру, к началу 2019 года в городе более чем на 90% реализована программа модернизации уличного освещения с внедрением АСУ – установлены современные светодиодные светильники взамен устаревших ртутных; поэтапно внедрена система диммирования – автоматическое управление яркостью освещения в разные периоды суток, с учетом разных климатических периодов, в т.ч. туман.

Еще одно решение, предвосхитившее ВП «УГ», - мобильное приложение «Прибывалка». Приложение было создано в 2014 г по инициативе IT-специалистов Администрации городского округа Самара (задолго до появления сервисов Яндекса). Приложение очень быстро стало популярным, т.к. позволяет отслеживать движение городского общественного транспорта и просчитывать время его ожидания в конкретном месте. Сегодня пользователями приложения являются более 200 тыс. горожан-абонентов сотовых операторов, возрастная группа - преимущественно до 40 лет.

В тот же период на основе сайта Администрации городского округа Самара был создан МГИС «Геопортал» - первая попытка систематизировать поток сообщений горожан по вопросам благоустройства городской жизни. Картографическая основа Геопортала позволила горожанам отправлять сообщения с привязкой к конкретному адресу.  Для отправки сообщений была предусмотрена простая система регистрации в системе. В настоящее время системный подход, в соответствии со стандартом проекта, позволил активировать ресурс, придав ему новый смысл, значение и возможности.

Если говорить про общественные системы безопасности, стоит отметить, что в Самаре уже более 2-х лет действует ЕДДС (сервис «112»). Сервис востребован жителями: обращаясь в службу, житель получает информация по аварийным ситуациям по ресурсникам, горожанин может обратиться в полицию или за медицинской помощью.

RUБЕЖ: В тему общественной безопасности. Какие системы и подсистемы АПК «Безопасный город» уже реализованы  на территории Самары?

Е.М.: Эта программа реализуется в регионе (в т.ч. в Самаре) как подсистема федеральной АПК «Безопасный регион». Реализация программы на территории городского округа Самара идет в соответствие с графиком и финансированием.

RUБЕЖ: Какие нарекания, замечания к вендорам (подрядчикам-поставщикам услуг)? А также – «белые пятна» в потребностях региона, не закрытые решениями, существуют сегодня?

Е.М.: Вопросы пока не к вендорам. Поскольку проект новый, то есть проблема - не хватает нормативно-правовой базы  для работы. Поэтому не всегда «умные» идеи возможны к реализации.

RUБЕЖ: Какие мероприятия вошли в дорожную карту по проекту «УГ» в Самаре?

Е.М.: Все основные мероприятия, предусмотренные стандартом, вошли в дорожную карту:

В разделе «Городское управление» - это создание портала «Активный горожанин» на базе МГИС «Геопортал» (в т.ч. мобильное приложение) для вовлечения граждан в решение вопросов развития города. Создание цифрового двойника в рамках цифровизации системы городского управления решит множество задач. С одной стороны, даст жителям мегаполиса больше представлений о градостроительных планах, повысит прозрачность и доступность информации. С другой, позволит уточнить параметры градостроительства, будет способствовать внесению корректной информации в информационную систему, позволит понимать более точно, где у нас «белые пятна» в вопросах земельного контроля.

Мы планируем расширять сферу деятельности ЕДДС – сейчас она синхронизирована с экстренными службами и организациями. В планах - создание единой интегрированной платформы управления всеми ресурсами и сервисами города, а также ситуационного центра города.

В разделе «Умное ЖКХ» следующие направления:

  • Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Задача взаимодействия – автоматизация получения данных от РСО об аварийных ситуациях и информировании жителей на Геопортале,  с адресной привязкой.
  • Он-лайн контроль за передвижением и работой дорожных служб и коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием системы ГЛОНАСС.

Раздел «Умный городской транспорт» предполагает внедрение системы автоматической фото- видеофиксации нарушений ПДД.

В рамках работы над проектом создается карта дорожных знаков (на картографической основе), с учетом ГОСТов, изменившихся транспортных условий, появления новых микрорайонов.

Весь транспорт – и муниципальный, и коммерческий – будет представлен в системе он-лайн отслеживания и администрирования его передвижением.

Глобальные транспортные вопросы: в текущем году мы ждем утвержденную новую транспортную модель для Самары (с учетом Самаро-Тольяттинской агломерации), разрабатываемую Минтрансом области и Минтрансом РФ. Это позволит запустить второй проект – проект платных парковок на основе концессионного соглашения. Город активно готовит нормативно-правовую базу для сотрудничества. Внедрение системы платных парковок позволит дополнительно получать в бюджет более 50 млн руб/год.

В рамках федеральной программы «Безопасный регион» продолжает реализовываться система интеллектуального видеонаблюдения, развивается система информирования граждан о чрезвычайных ситуациях.

RUБЕЖ: Каков календарный план реализации проекта «УГ»?

Е.М.: Четкий календарный (по месяцам) план есть на 2019 год. Дальнейший период планирования будет очерчен после исполнения взятых на текущий год планов, их пошаговой корректировки.

RUБЕЖ: Какое подразделение/структура будет отвечать за формирование технического задания – кто является ответственным должностным лицом по теме?

Е.М.: Технические задания готовят специалисты ведомственного подразделения (управления, департамента), в чьей компетенции находится конкретный вопрос. Если мы говорим про развитие платформы «Активный гражданин», то это сотрудники Управления информационных ресурсов и технологий. Вопросы, связанные с цифровизацией процессов управления городским транспортом – находятся в ведении управленцев Департамента транспорта и т.д.

Формирование технических заданий производятся с учетом требований стандарта проекта, а также местной специфики, состояния отрасли хозяйства.

RUБЕЖ: Каков порядок апробации решений и формирования вендор-листа (списка доверенного оборудования) для территории? Каким образом можно действовать вендору, чтобы передать свое решение в опытную эксплуатацию?

Е.М.: Такой практики нет.

RUБЕЖ: Каковы предполагаемые результаты реализации ведомственного проекта «Умный город» в Самаре?

Е.М.: Можно сказать, что проект очень выгоден городу в экономическом и социальном плане.

Налицо масса позитивных моментов как для управленцев, так и для жителей:

  • Внедрение цифровых сервисов позволит «видеть» актуальные ситуации в городе по разным параметрам и, соответственно, своевременно принимать необходимые решения по ним.
  • Это открытость большого массива данных для жителей, «прозрачность» исполнительной власти.
  • Это возможность для всех сторон взаимодействия (жители, управленцы Администрации города, ресурсники, другие службы)  актуальную информацию.

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен


    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 1,4153 s
    queries: 230 (0,3823 s)
    memory: 6 144 kb
    source: cache
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.