Елена Москвичева
Заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации
Елена Москвичева. «Умный город» на Волге
31 октября 2018 года Министерством строительства и ЖКХ РФ утвержден ведомственный проект «Умный город». Об опыте реализации «дорожной карты» по УГ в Самаре журналу RUБЕЖ рассказала Елена Москвичева, заместитель главы городского округа Самара, руководитель Аппарата Администрации.
Беседовал: Станислав Тарасов
RUБЕЖ: Какие местные особенности необходимо учитывать при реализации проекта «Умный город» в Самаре?
Елена Москвичева: Самара – один из 16 городов-миллионников. Соответственно, масштаб вопросов, которые необходимо решать быстро и оперативно, велик. Наш город имеет свои особенности, он совсем не похож на другие города-миллионники, хотя и в их числе.
Во-первых, мы находимся в зоне умеренно-континентального климата. Ему свойственны выраженность времен года; резкие температурные контрасты между холодным и тёплым сезонами; быстрый переход от холодной зимы к жаркому лету; дефицитность влаги; интенсивность испарения и богатство солнечного освещения, обусловленное географической широтой местности. Все это необходимо учитывать, в первую очередь, для работы городских коммунальных служб.
Во-вторых, географически Самара вытянута вдоль Волги почти на 50 км и в ширину на 20 км. В составе города 9 внутригородских районов. Это еще один момент, без которого невозможно спланировать, к примеру, работу общественного транспорта.
Управление городом, с учетом его особенностей, требует огромного количества быстро обработанной качественной информации по разным параметрам. Количество информации, получаемой Администрацией из разных источников, преимущественно из сети Интернет, огромно.
RUБЕЖ: Какие технологии «Умного города» уже применялись?
Е.М.:Ведомственный проект «Умный город» крайне своевременен для города. Он позволил систематизировать существующие российские и мировые практики и подходы для реализации на местах, позволил нам увидеть свои сильные стороны, а также спланировать недостающие «звенья цепи» с помощью стандарта проекта.
О каких сильных сторонах я говорю? В городском округе задолго до появления ВП «Умный город» реализован ряд проектов, позволивший усовершенствовать систему управления городскими процессами.
К примеру, к началу 2019 года в городе более чем на 90% реализована программа модернизации уличного освещения с внедрением АСУ – установлены современные светодиодные светильники взамен устаревших ртутных; поэтапно внедрена система диммирования – автоматическое управление яркостью освещения в разные периоды суток, с учетом разных климатических периодов, в т.ч. туман.
Еще одно решение, предвосхитившее ВП «УГ», - мобильное приложение «Прибывалка». Приложение было создано в 2014 г по инициативе IT-специалистов Администрации городского округа Самара (задолго до появления сервисов Яндекса). Приложение очень быстро стало популярным, т.к. позволяет отслеживать движение городского общественного транспорта и просчитывать время его ожидания в конкретном месте. Сегодня пользователями приложения являются более 200 тыс. горожан-абонентов сотовых операторов, возрастная группа - преимущественно до 40 лет.
В тот же период на основе сайта Администрации городского округа Самара был создан МГИС «Геопортал» - первая попытка систематизировать поток сообщений горожан по вопросам благоустройства городской жизни. Картографическая основа Геопортала позволила горожанам отправлять сообщения с привязкой к конкретному адресу. Для отправки сообщений была предусмотрена простая система регистрации в системе. В настоящее время системный подход, в соответствии со стандартом проекта, позволил активировать ресурс, придав ему новый смысл, значение и возможности.
Если говорить про общественные системы безопасности, стоит отметить, что в Самаре уже более 2-х лет действует ЕДДС (сервис «112»). Сервис востребован жителями: обращаясь в службу, житель получает информация по аварийным ситуациям по ресурсникам, горожанин может обратиться в полицию или за медицинской помощью.
RUБЕЖ: В тему общественной безопасности. Какие системы и подсистемы АПК «Безопасный город» уже реализованы на территории Самары?
Е.М.: Эта программа реализуется в регионе (в т.ч. в Самаре) как подсистема федеральной АПК «Безопасный регион». Реализация программы на территории городского округа Самара идет в соответствие с графиком и финансированием.
RUБЕЖ: Какие нарекания, замечания к вендорам (подрядчикам-поставщикам услуг)? А также – «белые пятна» в потребностях региона, не закрытые решениями, существуют сегодня?
Е.М.: Вопросы пока не к вендорам. Поскольку проект новый, то есть проблема - не хватает нормативно-правовой базы для работы. Поэтому не всегда «умные» идеи возможны к реализации.
RUБЕЖ: Какие мероприятия вошли в дорожную карту по проекту «УГ» в Самаре?
Е.М.: Все основные мероприятия, предусмотренные стандартом, вошли в дорожную карту:
В разделе «Городское управление» - это создание портала «Активный горожанин» на базе МГИС «Геопортал» (в т.ч. мобильное приложение) для вовлечения граждан в решение вопросов развития города. Создание цифрового двойника в рамках цифровизации системы городского управления решит множество задач. С одной стороны, даст жителям мегаполиса больше представлений о градостроительных планах, повысит прозрачность и доступность информации. С другой, позволит уточнить параметры градостроительства, будет способствовать внесению корректной информации в информационную систему, позволит понимать более точно, где у нас «белые пятна» в вопросах земельного контроля.
Мы планируем расширять сферу деятельности ЕДДС – сейчас она синхронизирована с экстренными службами и организациями. В планах - создание единой интегрированной платформы управления всеми ресурсами и сервисами города, а также ситуационного центра города.
В разделе «Умное ЖКХ» следующие направления:
- Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Задача взаимодействия – автоматизация получения данных от РСО об аварийных ситуациях и информировании жителей на Геопортале, с адресной привязкой.
- Он-лайн контроль за передвижением и работой дорожных служб и коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием системы ГЛОНАСС.
Раздел «Умный городской транспорт» предполагает внедрение системы автоматической фото- видеофиксации нарушений ПДД.
В рамках работы над проектом создается карта дорожных знаков (на картографической основе), с учетом ГОСТов, изменившихся транспортных условий, появления новых микрорайонов.
Весь транспорт – и муниципальный, и коммерческий – будет представлен в системе он-лайн отслеживания и администрирования его передвижением.
Глобальные транспортные вопросы: в текущем году мы ждем утвержденную новую транспортную модель для Самары (с учетом Самаро-Тольяттинской агломерации), разрабатываемую Минтрансом области и Минтрансом РФ. Это позволит запустить второй проект – проект платных парковок на основе концессионного соглашения. Город активно готовит нормативно-правовую базу для сотрудничества. Внедрение системы платных парковок позволит дополнительно получать в бюджет более 50 млн руб/год.
В рамках федеральной программы «Безопасный регион» продолжает реализовываться система интеллектуального видеонаблюдения, развивается система информирования граждан о чрезвычайных ситуациях.
RUБЕЖ: Каков календарный план реализации проекта «УГ»?
Е.М.: Четкий календарный (по месяцам) план есть на 2019 год. Дальнейший период планирования будет очерчен после исполнения взятых на текущий год планов, их пошаговой корректировки.
RUБЕЖ: Какое подразделение/структура будет отвечать за формирование технического задания – кто является ответственным должностным лицом по теме?
Е.М.: Технические задания готовят специалисты ведомственного подразделения (управления, департамента), в чьей компетенции находится конкретный вопрос. Если мы говорим про развитие платформы «Активный гражданин», то это сотрудники Управления информационных ресурсов и технологий. Вопросы, связанные с цифровизацией процессов управления городским транспортом – находятся в ведении управленцев Департамента транспорта и т.д.
Формирование технических заданий производятся с учетом требований стандарта проекта, а также местной специфики, состояния отрасли хозяйства.
RUБЕЖ: Каков порядок апробации решений и формирования вендор-листа (списка доверенного оборудования) для территории? Каким образом можно действовать вендору, чтобы передать свое решение в опытную эксплуатацию?
Е.М.: Такой практики нет.
RUБЕЖ: Каковы предполагаемые результаты реализации ведомственного проекта «Умный город» в Самаре?
Е.М.: Можно сказать, что проект очень выгоден городу в экономическом и социальном плане.
Налицо масса позитивных моментов как для управленцев, так и для жителей:
- Внедрение цифровых сервисов позволит «видеть» актуальные ситуации в городе по разным параметрам и, соответственно, своевременно принимать необходимые решения по ним.
- Это открытость большого массива данных для жителей, «прозрачность» исполнительной власти.
- Это возможность для всех сторон взаимодействия (жители, управленцы Администрации города, ресурсники, другие службы) актуальную информацию.