/

Марина Король. Главный риск при внедрении BIM - опоздать с его внедрением

Марина Король:

Марина Король

генеральный директор компании «Конкуратор», заместитель председателя российского отделения Building buildingSMART, зампредседателя ПК-5 ТК-465 «Строительство», профессор, член-корреспондент МААМ

Марина Король. Главный риск при внедрении BIM - опоздать с его внедрением

01 августа 2019, 08:03    1983

1 июля 2019 года истек срок поручения президента России Владимира Путина разработать и внедрить технологии информационного моделирования (BIM) в строительстве. На настоящий момент понятие информационной модели закреплено в действующем законодательстве: Минстрой предложил соответствующие поправки в Градостроительный кодекс. Что происходит с нормативно-техническим регулированием BIM , об участниках этого процесса и рисках внедрения BIM журналу RUБЕЖ рассказала Марина Король, генеральный директор компании «Конкуратор», заместитель председателя российского отделения Building buildingSMART, зампредседателя ПК-5 ТК-465 «Строительство», профессор, член-корреспондент МААМ.

RUБЕЖ:  В каком состоянии застало российский BIM завершение срока его внедрения?

Марина Король: Если следовать букве поручения президента РФ №1235 от 19.07.2018, то к 1 июля текущего года предполагалось обеспечить «переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования», а также подготовку специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве, стимулировать отечественные разработки ПО и пр. – всего семь пунктов. Это, согласитесь, задача помасштабнее, чем просто точечно внедрить BIM, например, для типового проектирования. А срок - менее года.  Поэтому очевидно, что речь о полном переводе отрасли на BIM идти не могла.

К 1 июля реально достижимы были лишь некоторые из заявленных целей. Например, снять барьеры для тех, кто сегодня уже работает в инновационных технологиях через введение новых норм, а также придумать какими инструментами – кнутами или пряниками -  стимулировать тех, кто самостоятельно не может решиться на этот шаг.

Так, важным шагом стало принятие закона 151 ФЗ в части изменений в Градкодекс. В нем официально признано, что информационное моделирование, BIM имеет право на жизнь. К закону должно быть разработано примерно два десятка нормативных правовых актов, конкретизирующих применение его положений. Тогда, вероятно, будут даны ответы на вопросы, которые буквально повисли в воздухе еще с 2014 года, когда появился первый план перехода на BIM.

RU: Можно ли сказать, что информационное моделирование, несмотря на проволочки, стало рабочей системой для участников отраслевых сообществ? Насколько велико число тех, кто освоил и начал применять BIM в своих проектах?

МК: Если говорить по существу, то business-as-usual, то есть обычной практикой для всех участников строительной отрасли BIM пока не стал. А определить реальные достижения – не такая уж простая задача. Но ее надо сформулировать и решать.

Два года назад мы (компания «Конкуратор») провели первое исследование уровня применения BIM в РФ. Тогда 22% респондентов ответили, что применяют BIM. На первый взгляд, цифра немалая. Но проектировщиков отвечало больше, чем подрядчиков.

Известно, что в России, в отличие от США и стран Европы, где лидируют подрядчики, именно проектировщики преуспели в применении BIM.  Так что средняя цифра была бы ниже. В 2019 году мы исследование повторили, результаты будут опубликованы только в сентябре.  Но мы пока не ожидаем там прорыва.

Я думаю, как только к этой оценке подключится экспертиза, фиксируя число проектов, выполненных в BIM, тогда можно будет снимать и более точные показания с рынка.

RU: Как сегодня можно оценить рынок BIM в России в деньгах?

МК: К оценке рынка BIM относят стоимость программных продуктов и услуг (обучение, консалтинг, BIM-сопровождение проектов). По прогнозам аналитиков в 2022 году глобальный объем этого рынка составит около 7,64 млрд долларов, причем годовой рост находится в диапазоне 16-20%.  С учетом этого в России он может составить около 110 млн долларов. Фактически, сумма показывает, сколько в 2022 году весь российский рынок заплатит за внедрение. На мой взгляд, цифра эта совсем невелика.

RU: Что стало, на Ваш взгляд, причиной слияния Проектного технического комитета 705 и Технического комитета 465 и какие будут у этого слияния последствия –  усилит свои возможности отраслевое BIM-сообщество или встретит новые препятствия? 

 МК: Согласитесь, что ситуация была неоднозначная. По одной тематике параллельно работают два ТК, нарушая положения закона «О стандартизации в РФ» о непротиворечивости стандартов.  Не снимается с повестки вопрос к Росстандарту: зачем надо было создавать этот хаос? При результативной работе действующего комитета создавать еще один для тех же задач?

Очевидно, прошлый состав руководства Минстроя не смог справиться с этой коллизией. А новый – смог. Вернул вопросы стандартизации BIM в лоно своего технического комитета, да еще и «переселяет» туда всех членов ПТК 705. Очень правильный шаг. Не будет больше параллельных разработок, взаимных блокировок стандартов, разработанных в «чужом» ТК. Как будет работать новый состав и новое руководство, насколько дееспособной и эффективной будет новая команда, покажет время.  Пока судить рано. 

RU: Состав ТК 465 насчитывает 285 284 членов. После слияния с ПТК 705 – сколько  экспертов технический комитет готов взять к себе на борт?

МК: Давайте разберемся. ТК 465 «Строительство» - самый крупный комитет по стандартизации. В его составе 27 подкомитетов различной тематики. От сейсмобезопасности до каменных и деревянных конструкций. Там действительно работают эксперты, зачастую уникальные в своих узких профессиональных вопросах.  С 2015 года там еще появился наш ПК 5, занимавшийся вопросами стандартизации информационного моделирования. В его составе было около трех десятков организаций, за плечами которых значительный опыт работы в BIM.

Образованный в марте 2018 ПТК 705 с теми же кодами занялся практически теми же вопросами. То есть проектный (временный) технический комитет 705 дублировал деятельность только ПК 5, а не всего ТК 465.  Вплоть до недавнего времени.  Теперь в восстановленном подкомитете ПК 5 – «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства» мы ожидаем увидеть всех заинтересованных в продолжении работ членов бывшего ПТК 705. В него вошло уже 26 членов ПТК 705. Весьма вероятно, что руководство подкомитета тоже будет обновлено.

RU:  По мере работы подкомитета 5 при ТК 465, а потом и ПТК 705 вышло довольно много стандартов, однако в единую систему они не сведены. Более того, некоторые стандарты противоречат друг другу. Работу по гармонизации BIM-стандартов нужно начинать сначала? 

 МК: Действительно, еще недавно в каждый из комитетов жил в своей системе BIM-стандартов. В ТК 465 она складывалась с 2015 года и продолжает развиваться. ПТК 705 внес свою систему как основание для своей деятельности в начале 2018 и утвердил пять стандартов.

По счастливому совпадению, при наличии громких разногласий между комитетами серьезных противоречий в уже утвержденных стандартах пока нет. Да и откуда им взяться, если ПТК 705 просто повторно выпустил (перевел) ISO-стандарты из числа тех, что уже действуют. За исключением одного стандарта, они ранее были подготовлены ТК 465. Пакет сводов правил, разработанных  ранее в ТК 465, тоже не противоречит принятым стандартам. Так было.

Однако положение это очень зыбко и может измениться в любой момент. И связано это с двумя новыми стандартами, разработанными в BIM-Ассоциации и прошедшими согласование в расформированном ПТК 705. Это проекты «Основные положения. Общие требования к технологии информационного моделирования» и «Термины и определения». В случае утверждения их Росстандартом  у нас возникнет ситуация, когда основополагающие стандарты информационного моделирования от двух комитетов будут уводить нас в разные стороны.

Дело в том, что уже утверждены Росстандартом и вступают в действие с 1 сентября стандарты ТК 465 на базе ИСО 19650 (части 1 и 2): ГОСТ 58439 «Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования» часть 1 «Понятия и принципы» и часть 2 «Стадия капитального строительства». Эти стандарты являются основополагающими в области информационного моделирования для всех стран, входящих в ISO, в том числе для РФ. Как будет решаться данная проблема, и видит ли Росстандарт в этом проблему - неизвестно. 

RU: Давайте уточним. Мы сейчас говорим о вреде, который может быть нанесен гармонизации стандартов в случае принятия двух документов, разработанных BIM-Ассоциацией, но пока не утвержденных Росстандартом («Основные положения. Общие требования к технологии информационного моделирования» и «Термины и определения»). Какие риски несет в себе дублирование BIM-стандартов? Можете привести примеры? 

МК: В сложившейся практике принято использовать привычные понятия уровней проработки, детализации, элементов информационных моделей (LOD, LOI, теперь еще и LOIN,..). Это было закреплено в ряде принятых документов. Предлагаемые BIM-Ассоциацией стандарты вводят понятие «Класс элемента информационной модели», которое не имеет аналогов в российской и зарубежной практике.  Вводятся такие виды классов как класс геометрии, класс данных, класс соответствия, класс точности и пр. Это обосновывается тем, что все существующие системы акторов не устраивают.  Детальное изучение предлагаемых видов классов не показывает особой ценности в таком подходе, скорее возникнет путаница в вопросах, касающихся уровней проработки элементов информационной модели, а сотни уже разработанных корпоративных стандартов придется выбросить. 

Следующий весьма спорный момент касается того, что должна содержать информационная модель.  Акторы  проекта стандарта «Основные положения. Общие требования к технологии информационного моделирования» настаивают на том, что «информационная модель должна содержать исчерпывающую/достоверную информацию), которая может быть востребована в течение всего жизненного цикла объекта капитального строительства». Что по существу означает: внесем в модель все, что когда-либо для чего-либо может нам пригодиться. 

Данное положение противоречит принятым в международных стандартах принципам формирования информационных моделей.  Информация в модели должна присутствовать только в том объеме, который определен требованиями, исходя из целей и задач, решаемых в конкретном проекте и с учетом стадий жизненного цикла, на которых модель будет применяться.

Никакой избыточной информации, которая «когда-нибудь потенциально может кому-то пригодиться», в модели содержаться не должно. Так же как не должно быть избыточного моделирования, не обоснованного задачами проекта. В противном случае это будет означать нарушение принципов «Бережливого производства». Внесенная в модель информация без оснований (в отсутствие формальных требований) не сможет быть проверена и использована, а это означает прямые и необоснованные потери проекта. Кроме того, возникают основания для судебных разбирательств.

Примеров, где положения указанных стандартов BIM-Ассоциации противоречат основополагающим международным стандартам серии ИСО 19650, еще можно привести множество. В частности, ответственность за составление планов проектов (BEP) возложена на заказчика, тогда как планировать должны исполнители на основании требований заказчика и так далее.

Описывая «Среду общих данных» (СОД), акторы вводят понятие «оператора среды общих данных». Это некий промежуточный участник, который по требованию Заказчика переносит данные внутри СОД. Потребность в таком акторе сомнительна, он не имеет прецедентов на практике. Здесь речь не идет от BIM-сопровождении проектов третьей стороной, обладающей соответствующими компетенциями.

Резюмируя эту часть, хочу предостеречь Росстандарт от поспешных действий, ну и на всякий случай мобилизовать практиков, чтобы они готовились к ситуациям, когда им в контракты будут вписывать модели, которые содержат всё и на все случаи жизни.

RU: В регулировании BIM довольно насыщенная иерархия и состав участников процесса.  Как бы вы могли расположить их по значимости и влиянию, в порядке убывания – своего рода карта стейкхолдеров в теме BIM?  

 МК:  Что касается госрегулирования – здесь все давно устоялось. Меняются только лица. Минстрой – ведомство, которое курирует все вопросы цифровой повестки в строительстве, куда входят и вопросы внедрения BIM, и управления жизненным циклом объектов на этой основе. Подготовкой стратегических и тактических, организационных и технических документов занимаются в подведомственных Минстрою ФАУ «ФЦС» и ФАУ «Главгосэкспертиза». В  координации и согласовании также участвует Аналитический Центр при Правительстве РФ.

Что же касается роли и уровня влияния профессионального сообщества на эти процессы, то здесь пока ситуация далека от стабильной. Само сообщество еще не сформировалось. Этот процесс вовсю идет. Технические комитеты – это экспертные организации, где на добровольной основе работают профессионалы, обсуждая вопросы нормативно-технического регулирования, принимают стандарты, своды правил и другие документы. Про два таких комитета, ведающих BIM, мы уже много говорили. Секретариат ТК 465 базируется в ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр строительства).

Есть отраслевые профессиональные организации – Национальная Ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС), например, является «домом» для российского отделения buildingSMART. Есть Национальная палата инженеров, есть неформальная организация «Клуб BIM-лидеров».  Открытая Экспертная группа по внедрению BIM, которая работает при Общественном Совете Минстроя. У каждой из организаций есть собственные цели, но все они оказывают влияние на формирование условий, в которых мы будем работать в ближайшее время.

RU: «BIM заставит везти строителей кирпич из Бирмингема» - это реально существующее в умах опасение? Действительно есть эксперты, которые путают BIM с вступлением в НАТО?

МК: Вы процитировали слова А.Н. Лоцманова, первого заместителя председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Действительно, в начале июля Андрей Николаевич был ведущим заседания по BIM стандартизации в Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), тогда мы и услышали его опасения про бирмингемский кирпич для российских строек. Надеюсь, что это была шутка, прямо скажем, не очень удачная, но должна признать, что подобные пассажи на полном серьезе приходится еще слышать довольно часто, причем от облеченных властью ответственных лиц. BIM сравнивают с проникновением чуждых нашей стройке идей и подходов в «святая святых» российского строительного производства. Мне это больше напоминает судьбу генетики и кибернетики.

RU: И все же. Есть ли какие-либо риски от внедрения BIM в строительной отрасли? 

МК: Если совсем серьезно, то рисков в целом для отрасли я сейчас не вижу – прозрачность, предсказуемость – одни преимущества.  Риски были бы, если бы «снизу» шел переход на новые технологии, рынок поднимался, а «сверху» этого не замечали, не уделяли этой трансформации должного внимания. Но это не наш случай, работа по регулированию идет, вот даже в Градкодексе теперь есть положения про информационные модели. 

В то же время для отдельных компаний серьезные риски сохраняются. Они заключаются в том, что можно пропустить нужный момент для трансформации своей организации и опоздать: не понять требований заказчика, не выйти на тендер и потерять заказ, да и конкурентоспособность.

Дефицит кадров вынуждает учить сотрудников за счет компании, но никто не гарантирует, что их потом не перекупят.

Для кого-то из подрядчиков неприятным сюрпризом станет цифровой контроль выполненных объемов, причем это не просто фотографии, а точно посчитанные объемы, которые трудно оспорить. 

Ну и состояние отрасли, наличие заказов, финансовая подушка компании, позволяющая заняться внутренним проектом внедрения – это важные факторы. «Вижу бизнес – инвестирую в развитие». Или наоборот.

RU: Судя по организованному «Конкуратором» BIM-форуму, в проектной отрасли присутствует достаточно прогрессивно настроенных адептов BIM. То же можно сказать на фоне питерского  форума по BIM от компании «ПСС Грайтек». Насколько активно практики BIM вовлечены в работы по регулированию?

МК: Точно подмечено. Среди проектировщиков много тех, кто не только работает по-новому, но и активно участвует в формировании новой среды для работы, щедро делится наработками, у кого, в полном смысле слова, глаза горят. Что касается их непосредственного участия в регулировании BIM, здесь не все так просто.

Не всегда специалисты – инженеры, строители, архитекторы – хотят и могут ходить на заседания, читать документы, писать замечания. Иногда их просто начальство не отпускает, а порой они хорошо знают свою работу, но не всегда готовы широко смотреть на ситуацию в отрасли.

RU: «Конкуратор» сейчас – какую миссию видит компания для себя по внедрению BIM, какие активности проводит, помимо Вашей персональной работы, как представлены компетенции компании в отраслевой повестке?

МК: «Конкуратор» - консалтинговая компания. Мы помогаем нашим заказчикам гладко и безболезненно перейти на работу по-новому, и, определив цели, внедрить у себя в организации BIM-процессы, обучить персонал, а на базе новых компетенций создавать дополнительные услуги и продукты для своих заказчиков.

Мы проводим корпоративное обучение по планированию и управлению BIM-проектами в проектной организации, организации-заказчике. Разрабатываем регламенты, внутренние стандарты, помогаем подобрать программное обеспечение, исходя из решаемых задач.  В общем, запускаем BIM под ключ.

Когда мы работаем для Заказчика строительства, мы помогаем сформулировать требования к исполнителям, провести оценку их квалификации; проводим аудит цифровых информационных моделей и оцениваем их соответствие требованиям Заказчика; еще проводим аудит BIM-процессов организации и предлагаем способы их оптимизации.

Следы нашего присутствия на рынке можно заметить по нашим работам, которые размещены в открытом доступе. Их скачивают тысячи заинтересованных участников рынка.

Прежде всего, это наше исследование уровня применения BIM в РФ. Это исследование мы проводим во второй раз, сотрудничаем по этому проекту с НИУ МГСУ. Отчет 2019 года будет доступен в сентябре. 

Мы разработали целый пакет стандартов для проектирования в BIM-технологиях компании Autodesk площадных, линейных, промышленных объектов.

Считаем очень важным формирование и поддержание международного сотрудничества в сфере BIM: входим в российский buildingSMART, работаем в составе международных групп, дружим с командой BIM World – организаторами BIM-форумов в Германии и Франции, являемся членами международного коммьюнити BIMExcellence, и это далеко не все.

Уже три года мы сотрудничаем с французской группой Batiactu Group, формируем программу российского BIM Форума, показываем рынку реальные достижения наиболее продвинутых пользователей BIM-технологий, помогаем установить контакты, получить новые идеи, по мере возможности способствуем формированию в России профессионального BIM-сообщества.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.1508 s
queries: 227 (0.2896 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.