Анна Серебряникова. «Цифровая экономика — это экономика сервисных моделей»
31 октября 2018 года Минстрой России утвердил ведомственный проект «Умный город». Технологическое наследие концепции «Безопасный город» — аппаратно-программные платформы — может стать основой построения следующего поколения решений — для «умных городов». Член совета директоров «МегаФона» Анна Серебряникова рассказала о том, как именно компания намерена развиваться в качестве системного интегратора в будущих smart cities.
Беседовал: Станислав Тарасов
R: «МегаФон» активно принимает участие в реализации программы «Цифровая экономика» и проектов по цифровизации городов. На каких принципах должна быть построена, по вашему мнению, концепция «умного города»? Какой смысл следует вкладывать в это понятие?
Цифровизация несет огромный потенциал для формирования прозрачных, рыночных, быстро реагирующих на изменение потребительских требований и эффективных структур городского управления и бизнеса, а также для обеспечения экономического роста. Создание комплекса технических решений, управление данными и создание алгоритмов для оказания современных услуг в сфере ЖКХ позволяют совершать новые открытия и создавать инновации, которые помогут улучшить жизнь людей, повысить эффективность управления и предоставления городских услуг и оптимизировать поток информации внутри городов и между городами. Все это необходимо для создания благоприятных условий проживания жителей, пребывания туристов, а также деловой активности нынешнего и будущих поколений.
Важно придерживаться основных принципов развития «умных городов». Прежде всего «умный город» — это создание возможностей для развития человеческого капитала, обучение, выбор работы, удаленные и дистанционные механизмы обеспечения профессиональной занятости. Также необходимо обеспечивать комфортную и безопасную среду для жителей и гостей города. Качественная городская среда должна быть доступна для всех категорий граждан, а муниципальные услуги должны быть современными и доступными. Обеспечение высокой эффективности управления городскими ресурсами, долгосрочное планирование и комплексное использование городских территорий еще один важный принцип развития «умных городов».
Сегодня решения, применяемые в городах, крайне отличаются и по форме реализации, и по качеству. Хотелось бы иметь единый стандарт качества и общие подходы в реализации проектов. Это значит, должны быть проекты, пронизывающие всю жизнь граждан: транспорт, ЖКХ, безопасность, управление льготами, субсидиями и компенсациями, даже медицину. Так, совместно с Министерством строительства мы уже разрабатываем пилоты «умного города».
R: Ведомственный проект Минстроя предусматривает около 13 млрд рублей. Не такая большая сумма для инфраструктурных проектов. Кто оплатит внедрение «умных городов»?
Сейчас в проработке находится значительное число концессионных и сервисных моделей. Часть из них уже работает в направлениях повышения энергоэффективности, организации парковочного пространства, управлении транспортом. Что касается других сфер, должна быть реализована та же логика. Например, наши решения интересны не только городу, но и конкретным управляющим компаниям. Соответственно, «умный город» профинансируют разные источники, это не обязательно бюджет.
R: Но кто-то должен наладить, например, сети 5G, то есть нужны первоначальные вложения…
Операторам связи никто и никогда не финансировал строительство сетей. Это исключительно коммерческие вложения.
R: Какие системы smart-city следует «строить» в первую очередь?
Все городские информационные системы должны быть взаимосвязаны. Поэтому в первую очередь необходимо сделать акцент на управлении городскими данными. Кроме того, важно развивать специальные центры компетенций и центры пилотирования решений при городских администрациях — это позволит органам местного самоуправления принимать более взвешенные решения в отношении цифровой трансформации.
Еще одно приоритетное направление — активное вовлечение жителей в управление развитием городов, учет мнения городского сообщества. Поэтому важно обеспечить доступность городских информационных ресурсов и усилить общественный контроль. Такой подход позволит не только создать комфортную и безопасную среду, но и повысить удовлетворенность жителей. Отталкиваясь от пожеланий жителей, это в первую очередь услуги ЖКХ, проекты телемедицины, развитие комфортной городской среды.
R: В чем отличия строящихся в России «умных городов» от тех пилотов, которые запущены IBM, Cisco и т. д. в других странах? Есть ли пересечения?
Подходы к «умным городам» в России безусловно учитывают уже существующие практики пилотов в других странах, их преимущества и недостатки. Некоторые решения разрабатываются конкретно под определенные потребности отдельно взятых городов – это, как правило, более сложные системы, например платформы IoT, смарт-контракты, виртуальная управляющая компания, беспилотный транспорт, биометрия. Иными словами, единого рецепта не существует. Умные решения, которые отлично работают в Барселоне, не всегда могут быть подходящими для Сочи.
R: Тема «умного города» органично связана с темой «безопасного города», поэтому не могу не спросить про приобретение «МегаФоном» в середине 2018 года дочерней компании-интегратора «Техносерв» — «Технологии Проектных Инвестиций». Интеллектуальные активы компании использовались для строительства «безопасных городов». Как будет использован этот потенциал?
Отдельные элементы аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» «МегаФон» внедрял и раньше, в частности в Сочи, Самаре и Калининграде. В 2018 году мы решили более активно развиваться в данном направлении и, чтобы усилить собственную экспертизу, приобрели Управляющую компанию «Технологии Проектных Инвестиций». Эксперты «Технологий» накопили достаточно большой опыт в построении АПК «Безопасный город» на территории Вологодской, Архангельской, Свердловской, Курской, Тюменской областей, а также в Республике Алтай. Сейчас компания продолжает работу на рынке под брендом «КорКласс».
Конечно, это только начало. Создание «безопасных городов» — это фундамент для последующего развития городов «умных», поэтому в перспективе мы планируем совместно с «КорКлассом» вывести на рынок ряд новых решений в этой области.
R: Какие разработки нужны «безопасному городу» сегодня?
«МегаФон» уже работает над целой линейкой новых решений. Одни проекты ориентированы на дальнейшую автоматизацию вертикали Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), другие — на горизонтальную диверсификацию и развитие систем на стыке «умного» и «безопасного городов».
В первом случае речь идет о создании систем, которые обеспечивают взаимодействие служб и организаций на уровне региона. Это аналитические системы по обеспечению безопасности жизнедеятельности для ситуационных центров губернаторов, системы организации взаимодействия и реагирования регионального уровня, которые строятся на базе Центров управления кризисными ситуациями МЧС России и органов исполнительной власти регионов. Кроме того, на базе существующей платформы «Единый центр оперативного реагирования» (ЕЦОР) уже развиваются системы, обеспечивающие автоматизацию деятельности пожарно-спасательных служб, организаций комплекса городского хозяйства.
Во втором случае мы говорим о цифровизации городской энергетики, транспортных систем, градоуправления, экологического мониторинга. Например, в сфере транспорта мы развиваем комплексные решения, которые обеспечивают управление дорожным движением, фиксацию правонарушений, планирование дорожной сети. В сфере экологического мониторинга мы прорабатываем решения по контролю за состоянием качества воздуха и воды, стремимся разработать общее информационное поле для бизнеса и контролирующих органов. Все решения планируется объединить на общегородской платформе, доступ к которой будет у городских служб, администрации, предприятий и населения.
R: Привлекает ли «МегаФон» партнеров к созданию решений «безопасного города»?
Развитие экосистемы партнерства — один из важных принципов работы «МегаФона». Мы проводим взвешенную политику по этому вопросу и всегда готовы рассматривать различные возможности с целью дальнейшего развития. Приобретение «КорКласса» — отличное тому подтверждение. При этом мы стремимся не только к партнерству с лидерами рынка, крупными технологическими компаниями, но смотрим и в направлении молодых проектов, стартапов.
R: В АНО «Цифровая экономика» вы руководите рабочей группой по развитию информационной инфраструктуры. Каковы итоги работы РГ в 2018 году и какие планы на 2019-й? Каких изменений стоит ждать бизнесу?
В рамках рабочей группы мы сформировали план приоритетных мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура», итогом нашей деятельности в 2018 году стала подготовка концепций предусмотренных планов. В частности, согласованы концепции 5G и Интернета вещей.
В 2019 году основная работа будет строиться вокруг исполнения предусмотренного плана мероприятий: рабочая группа совместно с Регулятором рассмотрит варианты развития сетей 5-го поколения, будет ли это объединение операторов или каждый оператор будет развивать это направление самостоятельно.
Важной темой станет определение требований к оборудованию. Мы уже получаем «сигналы» о необходимости использования отечественного оборудования и поддерживаем данное направление, мы готовы задействовать российские технологии, но важно не создавать монополии на данном направлении, а соблюдать принципы конкуренции.
Добавлю, что в 2019 году мы планируем продолжить работу над мерами стимулирования внедрения и развития новых технологий, таких как 5G, интернет вещей, индустриальные платформы. Мы также планируем обсудить возможности создания саморегулируемой организации рынка ЦОДов, разработку цифровых платформ для промышленного интернета вещей, ЖКХ. Активное участие мы планируем принять в работе рабочей группы «Государственное управление».
R: Многие организации заявляют о себе как о регуляторе территории интернета вещей. Нет ли риска, что без централизованного регулирования рынок погрязнет в «цифровом феодализме»?
В конце декабря 2018 года рабочая группа «Информационная инфраструктура» рассмотрела итоговую редакцию концепции Интернета вещей. Мы рассчитываем, что на ее основе будет выстроен прозрачный механизм управления IoT-системами, исключающий «цифровой феодализм».
R: Вернемся к «МегаФону». На каких протоколах базируется IoT от провайдера сейчас и как видит компания дальнейшее развитие и стандартизацию этих протоколов в России?
Мы видим наибольшую перспективу в развитии рынка узкополосных беспроводных сетей связи IoT, которые представлены в лицензируемых полосах радиочастот тремя стандартами: EC-GSM, LTE-eMTC и NB-IoT. Все три технологи представляют собой доработанные существующие стандарты сотовой подвижной связи, оптимизированные для подключения маломощных устройств, работающих, как правило, от батареи и имеющих ограниченные потребности в пропускной способности.
Технология EC-GSM является расширением существующего стандарта GSM и позволяет обеспечить более плавное внедрение сетей IoT без замены технологии сети радиодоступа. В настоящее время эта технология рассматривается скорее как промежуточная, и намного большие надежды связаны с технологиями NB-IoT и LTE-eMTC, которые встроены в действующие стандарты LTE.
LTE-eMTC в большей степени ориентирована на поддержание надежной связи с поддержкой мобильности и возможностью более высокой скорости передачи. NB-IoT наиболее оптимизирована для сегмента IoT, где требуется обеспечить связь на максимальные расстояния с малыми скоростями и большой энергоэффективностью. Соответственно, «МегаФон» планирует использовать эти стандарты в зависимости от функциональных задач конкретного заказчика.
R: Межмашинные соединения часто называют предшественниками интернета вещей. В чем главное отличие IoT-идеологии от M2M?
M2M — это общая концепция, которая подразумевает, что автономное устройство напрямую обменивается данными с другим автономным устройством. Например, «МегаФон» предоставляет услугу «M2M-Мониторинг», которая позволяет удаленно контролировать работоспособность своего оборудования, следить за перерасходом средств на связь между устройствами, отслеживать местоположение sim-карт, контролировать смену IMEI, настраивать лимиты расходов и объема потребляемого трафика, а также получать аналитику. IoT-идеология — более широкое понятие. IoT-сети могут содержать в себе несколько M2M-узлов, а хранение и обработка информации происходит при помощи IoT-платформы и различных сервисов.
R: Какую долю занимают сервисы для бизнеса в общем объеме IoT от «МегаФона»? Какие рынки показывают высокий уровень готовности к внедрению интернета вещей? На какие сегменты вы планируете делать ставку в 2019 году?
90% IoT-решений приходится на B2B-рынок. И в 2019 мы будем делать ставку именно на корпоративных заказчиков. По нашим оценкам, самым быстрорастущим IoT- сегментом станет транспорт. Во-первых, потому что существующие решения уже зарекомендовали себя, а во-вторых, мы видим высокий уровень готовности для их внедрения. Помимо этого, социально-экономический эффект и оптимизация существующих процессов для транспорта являются самыми высокими по сравнению с остальными отраслями.
R: Каков технологический вектор развития IoT-решений?
Тренд задает, конечно, аналитика данных. Данные нужно не только собрать, но и обработать, проанализировать и интерпретировать. Во многих случаях для обработки информации требуется разработка математической модели, которая позволяет получить ответ на вопрос, что происходит и нужно ли предпринимать какие-либо действия с учетом нормативных, регламентных, погодных и других условий.
Все более востребованной становится и предиктивная аналитика, потому что возможность предсказать выход из строя оборудования или возникновение аварии позволяет предотвратить эти инциденты и повысить эффективность всех процессов.
R: Правильно ли понимать интерес «Ростелекома» и «МегаФона» к теме интернета вещей как соперничество «кабельного» и «беспроводного» форматов IoT? За кем будущее?
«МегаФон» уже давно присутствует на рынке услуг фиксированной связи. Кроме того, мы предоставляем нашим корпоративным клиентам проводные решения на базе интернета вещей. Мы выступаем за здоровую конкуренцию — только тогда возможно динамичное развитие этого рынка.
R: Как в целом меняется бизнес-модель оператора связи в условиях «Цифровой экономики»?
Это вопрос вообще стратегии телеком-операторов, и в первую очередь он связан с развитием технологий. Например, технологии пятого поколения позволят нам, как оператору связи, быть заметными игроками на рынке интернета вещей, а соответственно, и на рынке «умных городов». Как раз то, о чем мы с вами сейчас говорили.
R: Переформулирую. На чем будет зарабатывать оператор связи в первую очередь? На каналах связи или на оборудовании?
На каналах связи мы и так зарабатываем. А реализация оборудования, как правило, связана с низкой маржинальностью. Добавочная стоимость прежде всего формируется в предоставлении услуги. Мы будем зарабатывать на более качественных и персонифицированных услугах для наших клиентов, конечно, перечень продуктов будет расти и мы верим, что именно этого и ждут наши клиенты.
Например, у нас уже запущены конкретные проекты и решения — «Контроль грузов», «Контроль кадров». Они полностью обеспечивают для заказчика определенный производственный цикл. Это и сбор информации, и защита периметра, и последующая аналитика, и многое другое.
R: То есть основная ценность для потребителя в том, что операторы предоставляют услугу?
Конечно, это сервисная модель. «Цифровая экономика» — это экономика сервисных моделей. Государство, либо город, либо предприятие покупают услугу, которую мы предоставляем. Клиент выступает в роли пользователя, а обязательства по приобретению, монтажу, интеграции и техническому обслуживанию оборудования берет на себя исполнитель. В этом случае заказчик получает возможность сэкономить средства на оборудовании, его обслуживании и содержании персонала. Это направление работы является относительно новым для операторов связи и экономически привлекательными для заказчиков.