Андрей Басов
Директор ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»
Андрей Басов. BIM без стрессов для отрасли
Поручением президента РФ от 19 июля 2018 года № Пр-1235 поставлена задача внедрения информационного моделирования в строительной отрасли. При всей сжатости сроков реализации поручения – один год, государство намерено сделать процесс перехода к BIM плавным и комфортным для строительного рынка, считает директор ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФЦС) Андрей Басов.
Беседовал: Станислав Тарасов
R: В 2018 году было заявлено о разработке национального проекта «Цифровое строительство». Каков сейчас статус документа? И какую работу в этой связи ведет ФАУ «ФЦС»?
Решения задачи цифровой трансформации строительной отрасли, поставленной президентом, сформулированы в проекте «Цифровое строительство». Проект документа в полном объеме содержит мероприятия, разработанные Минстроем России во исполнение поручения президента.
Параллельно, Минстроем и ФАУ «ФЦС» с участием Главгосэкспертизы России разработана Концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования, В ее основе семь направлений деятельности. В настоящий момент данная концепция получила оценку профессионального сообщества и Министерства цифрового развития России, она доработана в соответствии с замечаниями и повторно представлена на рассмотрение. Я бы сказал, что наша работа сейчас сосредоточена преимущественно на ней.
Концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования
Направление 1: Формирование нормативно-правовой базы внедрения системы управления жизненным циклом зданий и сооружений с применением информационного моделирования.
Направление 2: Внедрение классификатора строительной информации и обеспечение его взаимоувязки с существующими международными, общероссийскими и ведомственными классификаторами.
Направление 3: Формирование методических и нормативно-технических основ управления жизненным циклом зданий и сооружений с применением информационного моделирования.
Направление 4: Внедрение современных технологий и платформенных решений, обеспечивающих поддержку бизнес-процессов, государственных функций и государственных услуг в рамках управления жизненным циклом зданий и сооружений с применением информационного моделирования.
Направление 5: Формирование правовых, технологических и организационных основ для обмена данными и обеспечения их достоверности и актуальности в информационных ресурсах, составляющих цифровую экосистему управления жизненным циклом зданий и сооружений с применением информационного моделирования.
Направление 6: Разработка и внедрение программ профессиональной подготовки специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве.
Направление 7: Разработка и внедрение показателей эффективности системы управления жизненным циклом зданий и сооружений с применением информационного моделирования.
R: Каковы основные вехи реализации концепции?
База внедрения системы управления жизненным циклом объекта капстроительства, включая цифровизацию отрасли, будет создана к концу 2021 года в рамках первого этапа реализации мероприятий программы «Цифровая экономика».
Всего же концепция предполагает трехэтапный переход строительной отрасли на управление жизненным циклом зданий и сооружений с использованием информационного моделирования.
- I этап: 2019 – 2021 гг.
- II этап: 2022 – 2024 гг.
- III этап: 2025 – 2030 гг
Ключевым является первый этап. Именно в этот период будет сформирована вся необходимая законодательная, правовая база, создана нормативно-техническая основа. На 2019 год запланирована разработка всех необходимых документов, в 2020 году пройдет их апробация, по итогам которой они будут доработаны и актуализированы.
На этом же этапе будут сформированы и сформулированы требования к цифровой экосистеме строительства и созданы первые базовые модули этой системы, в том числе базовый модуль государственной информационной системы, обеспечивающий формирование и ведение классификатора строительной информации - основу для унифицированного документооборота и обеспечения электронного взаимодействия. Он появится как на бумаге, так и в цифровой форме и будет доступен пользователям в цифре уже в 2021 году. Второй важный момент - создание базового модуля федеральный цифровой платформы, обеспечивающего сбор и анализ информации об объектах капстроительства, создающихся, эксплуатирующихся на территории различных субъектов Российской Федерации. Информация будет поступать через региональные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Собственно, наибольший объем информации будет аккумулироваться там, а на федеральный уровень будут поступать данные в соответствии с запросом Минстроя России.
На первом этапе будут созданы и минимально необходимые модули подсистемы этой системы и апробированы на пилотном проекте. Я так подробно останавливаюсь на первом этапе потому, что это фундамент, на котором будут базироваться 2 и 3 этапы.
R: Какие структуры Министерства станут стейкхолдерами в области «Цифрового строительства»?
В разработке и внедрении принимают участие департаменты министерства, ФАУ «ФЦС», ФАУ «Главгосэкспертиза России», экспертная комиссия при Общественном совете Минстроя России, объединяющая широкий круг экспертов, в том числе представителей науки, бизнеса и государственных корпораций.
Очевидно, что государственное участие является определяющим для создания системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с применением технологий информационного моделирования в масштабах страны. Формирование государственной базы нормативно-технических документов, создание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной программы по внедрению технологии информационного моделирования, подготовка кадров соответствующей квалификации как для строительных организаций, так и для государственных структур – необходимые условия для внедрения технологий информационного моделирования.
R: Каков бюджет проекта «Цифровое строительство»? Владимир Якушев в октябре 2018 года называл сумму в 12 млрд. рублей, актуальна ли эта оценка сегодня? На что пойдут деньги?
Названная цифра относится к пулу проектов, а не только к «Цифровому строительству». Этот проект реализуется в рамках поручения президента, входит в программу «Цифровая экономика» и будет финансироваться в ее рамках.
R: Сообщалось также о намерении привлекать частное финансирование. Каковы здесь будут модели взаимодействия?
Основных путей взаимодействия два. Во-первых, привлечение частного финансирования под создание информационных ресурсов и разработку программного обеспечения исключительно за счет средств из внебюджетных источников. Второе - это реализация реального механизма государственно-частного партнерства при наполнении ИСОГД.
Для привлечения в отрасль инвестиций создаются государственные информационные системы, непосредственно взаимодействующие с автоматизированными информационными системами корпоративного уровня, уровня отдельных компаний, в которых создается единая информационная среда для информационного моделирования объектов капитального строительства. Бизнесу будут предложены стандарты, требования к работе такого программного обеспечения для взаимодействия с остальными участниками процесса.
Говоря о государственно-частном партнерстве, мы должны помнить о механизме концессионных соглашений на разработку и ведение информационных ресурсов. Речь о ИСОГД регионального уровня субъектов Российской Федерации. Это существующий механизм, который получит развитие.
R: На профильных форумах представители Минстроя заявляли о планах по созданию Цифровой платформы строительства, что в нее войдет? Что нужно учитывать вендорам решений и разработчикам программного обеспечения, чтобы успешно туда интегрироваться?
Отсутствие единой государственной аналитической цифровой платформы, осуществляющей сбор, обработку, хранение и предоставление актуальных и достоверных данных о зданиях и сооружениях, необходимых органам государственной и муниципальной власти, снижает качество исполнения государственных функций по планированию, принятию решений, оказанию государственных услуг, осуществлению надзорной деятельности. Осложняет формирование бизнесом конкурентных стратегий, принятия инвестиционных решений, осуществления операционной деятельности.
Именно поэтому стоит задача создания «цифровой экосистемы», предоставляющей возможность непрерывного накопления и обмена данными в течение всех этапов жизненного цикла с применением современных информационных технологий и платформенных решений на базе существующих и разрабатываемых информационных систем в сфере градостроительной деятельности.
Цифровая платформа будет включать в себя существующие информационные ресурсы Минстроя России, ФОИвов, субъектов Российской Федерации, учреждений государства, а также вновь создаваемые ресурсы за счет бюджетных средств на федеральном уровне и за счет внебюджетных источников финансирования и информационных ресурсов, созданных на основе ГЧП.
Поясню. На федеральном уровне – это государственная информационная система, которая обеспечивает формирование и ведение классификаторов строительной информации и включает в себя также модернизированный Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ), позволяющий хранить информационные модели объектов капстроительства с положительным заключением государственной экспертизы. Сюда же войдут: планируемый к разработке на втором этапе (с 2022 года) Фонд цифровой и нормативно-технической документации, позволяющий проводить автоматизированные проверки проектной документации, и библиотека BIM -компонентов.
Что касается вендоров, то их задача - представить проектировщикам, строителям и эксплуатирующим организациям программный продукт, который сможет генерировать, выдавать информацию и передавать ее дальше в рамках жизненного цикла, в том виде и формате, которые соответствуют требованиям государства, предъявляемым к информации на том или ином этапе. А государству важно, чтобы информация была достоверной и представлялась в виде совокупности документов. Тут есть над чем поработать.
R: Как вы оцениваете уровень проникновения BIM в российскую строительную отрасль на современном этапе?
BIM, при всей своей привлекательности и желанности для отрасли, мало применяется. Эксперты считают, что главным препятствием является отсутствие в федеральных законах и постановлениях правительства, регулирующих строительную отрасль, упоминания о BIM. Нет закрепленных законодательно или на уровне постановления правительства стадий жизненного цикла объекта капитального строительства. Именно эти вопросы и решают документы, которые мы сегодня обсуждаем.
R: Президент обозначил довольно сжатые сроки реализации поручения, что будет сделано к июлю 2019 года?
К июлю 2019 года будет утверждена концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства и дорожная карта по мероприятиям ее внедрения, разработано большинство базовых документов, обеспечивающих внедрение информационного моделирования в строительстве. Среди них как документы определяющие основы организации и управления процессом информационного моделирования, так и документы, регламентирующие применение BIM на всем жизненном цикле зданий и сооружений.
R: Как вы оцениваете обеспеченность технологий информационного моделирования стандартами? Достаточно ли для перехода к BIM существующей нормативно-технической базы?
Государственная программа поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в строительной отрасли РФ стартовала в 2015 году, когда Минстроем России был утвержден План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. С тех пор было сделано немало шагов в данном направлении: ТК 465 «Строительство» была, по сути, создана система нормативных технических документов, достаточная для начала внедрения технологий информационного моделирования в строительстве. В системе имеются нормативные технические документы, охватывающие все основные направления BIM: общие правила моделирования, правила создания электронных компонентов и каталогов, правила организации коллективной работы, правила обеспечения информационной безопасности и контроль качества, классификацию строительной информации, понятийную базу и методологию внедрения информационного моделирования в практику на отдельных стадиях жизненного цикла – от обоснования инвестиций до утилизации и сноса зданий и сооружений.
Но отмечу, что существующая система стандартов, которые действуют и предполагаются к разработке в 2019 году в отношении информационного моделирования, это стандарты модельные, разработанные на базе международных стандартов ИСО. Их задача дать инструмент для внедрения соответствующих мировым трендам норм, правил, требований к созданию, ведению, использованию информационной модели, к работе с ней в рамках уже действующего законодательства. Этого достаточно для работы с BIM на уровне компаний и отдельных объектов. Для работы на государственном уровне нам не хватает классификатора - это первое необходимое условие, а также разработанных требований к процессам, к обмену информацией и к формату предоставления данных, которые действительно будут соответствовать статусу электронного документа.
R: Параллельно стандарты для информационного моделирования готовят два технических комитета – ТК465 и ПТК705. В чем разница, на кого ориентироваться проектировщикам?
Мы считаем, что чем больше специалистов работают над документами, касающимися цифровизации отрасли, тем лучше. Работа ТК465 и ПТК 705 согласована, стандарты рассматриваются совместно.
R: Предполагается ли в рамках проекта «Цифровое строительство» перейти к унифицированному программному обеспечению для информационного моделирования? Сейчас для BIM используются программы иностранных разработчиков, как это сочетается с политикой замещения импорта и «бэкдор»-угрозами, ведь с переходом к BIM это ПО будет следить за жизненным циклом стратегически важных объектов?
В основе цифровизации не только программное обеспечение, которое позволяет формировать и управлять изменениями информационной модели объекта. Соглашусь, что там ПО преимущественно зарубежное. Но цифровизация процессов управления жизненным циклом основана не только на этих программах. У наших программистов есть возможность создать продукты, позволяющие «сшить» программное обеспечение для BIM с программным обеспечением для управления процессами. Государство ставит задачи и создает новый огромный рынок для российских производителей, думаю, это станет стимулом развития наших компаний. Имея дорожную карту, мы показываем горизонты развития этого рынка, даем возможность для планирования.
R: Когда применение BIM в проектировании станет обязательным для российских проектировщиков и строителей?
Государство закладывает в нормативно-техническую и законодательную базу возможность плавного перехода к BIM без стресса для отрасли.
R: Открытая экспертная группа по внедрению технологии информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства создана на площадке Минстроя России. Организацию деятельности планируется поручить ФАУ «ФЦС». Чем займется группа? Какие организации уже заявили о намерении в нее войти? И каков порядок вхождения?
Рабочая группа по внедрению BIM-технологий создана решением Комиссии по вопросам реализации и внедрения информационных технологий Общественного совета при Минстрое России. На ее состав возложен функционал экспертной группы по внедрению технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объектов капитального строительства при Минстрое России.
На первом заседании открытой экспертной группы 29 января 2019 года как раз и была представлена и одобрена концепция внедрения системы управления жизненным циклом объектов капстроительства, о чем я говорил, а также план мероприятий по разработке классификатора, определены направления работы, по которым предполагается пройти в течение ближайших трех лет. Экспертам предложено направить заявки в соответствии с их интересами, с их компетенциями об участии в отдельных направлениях работы. Группа открытая, Общественный совет Минстроя России принимает заявки на участие в её работе от всех заинтересованных в развитии этого направления специалистов.