/

Александр Ануфриенко. Национальный Центр Информатизации

Александр Ануфриенко. Национальный Центр Информатизации

Александр Ануфриенко

Директор по R&D Национального Центра Информатизации

Александр Ануфриенко. Национальный Центр Информатизации

30 августа 2018, 17:00    4274

IT на госслужбе

Национальный Центр Информатизации госкорпорации Ростех за три года из стартапа превратился в компанию-драйвер развития «цифровой экономики». Возглавляя группу компаний, включающую одного из лучших отечественных разработчиков ПО — БАРС Груп, НЦИ создает ПО для государственных корпораций, электронного здравоохранения и образования, строит архитектуру «Индустрии 4.0». Об особенностях интеграции бизнеса в экосистемные проекты и перспективах российских высокотехнологичных решений журналу RUБЕЖ рассказал директор по R&D НЦИ Александр Ануфриенко.

Беседовал: Станислав Тарасов

RUБЕЖ: С 2017 года в России действует программа «Цифровая экономика». Мы видим, что не только бизнес, но и общественные отношения стремительно переходят в цифровой формат. Поэтому мне хотелось бы начать с общего вопроса: Какое место на мировом рынке занимает Россия и какие у нашей страны перспективы?

Когда мы оцениваем долю России в мировом рынке, традиционно называют цифру в 2%. Это показатель для всех сегментов. Сравнительно скромная доля указывает, что нам нужно догонять страны, которые продвинулись в части создания новых производств, технологий, роботизированной техники и тому подобных вещей.

RUБЕЖ: Как работа НЦИ способствует движению по этому пути?

НЦИ - конструкторское бюро цифровой экономики. Мы занимаемся глобальными цифровыми проектами, связанными, как модно говорить, с «цифровизацией» или «диджитализацией» различных отраслей. Сюда входит и медицина, и образование, и производство, то есть все, что относится к реальному сектору экономики.

RUБЕЖ: Среди проектов НЦИ - Единая государственная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), Автоматизированная система управления государственными корпорациями (АСУГК) и другие. Насколько сейчас реализованы данные проекты?

ЕГИСЗ и АСУГК – это довольно масштабные проекты. Они предполагают многоэтапную реализацию. Закрывая один этап работы над системой, мы переходим в следующий, поэтому правильнее было бы сказать, что они находятся на разных стадиях реализации.

К примеру, по ЕГИСЗ, реализацией и поддержкой которой госкорпорация Ростех в лице НЦИ занимается с 2014 года, достигнуты следующие показатели: в проекте участвует 85 субъектов Российской Федерации, к системе подключено более 6500 мед. организаций, на более, чем 46 млн. пациентов «выписаны» электронные медицинские карты. Ежемесячно системой регистрируется более 7 млн. заявок граждан на прием к врачу и вызовов врача на дом. Мы продолжаем интенсивно работать и прогнозируем, что уже в следующем году электронные медкарты будут заведены на всех граждан, застрахованных по ОМС.

Странно, что вы не упомянули Автоматизированную систему управления производством (АСУП). Это еще один крупный и интересный проект. Система направлена на поддержку полного жизненного цикла изделия. Эта роботизированная технология позволяет обрабатывать и анализировать данные, проектировать изделия и технологические процессы, в том числе с применением технологий виртуальной реальности для визуализации. Сейчас мы разрабатываем компоненты системы. Ввод системы в эксплуатацию существенно сократит сроки разработки и производства изделий.

Промышленные предприятия достаточно часто разрабатывают капиталоемкие решения с длинным жизненным циклом. Мы стремимся наложить этот длительный жизненный цикл на средства проектирования и планирования.

Текущие проекты НЦИ:

  • Единое информационное пространство российского здравоохранения (ЕГИСЗ) 
  • ИТ-инфраструктура Чемпионата мира по футболу 2018 и Кубка Конфедераций FIFA 2017
  • Система учета обучающихся в России: общее, профессиональное и дополнительное образование
  • Автоматизация Почты России

RUБЕЖ: Как реализация подобных проектов влияет на развитие компании?

Прежде всего, это учит правильному планированию. Мы приобрели бесценный опыт, позволяющий нам безошибочно разрабатывать сложносоставные системы и работать с заказчиком, подстраиваясь под его требования. Временами, как в случае с построением IT-инфраструктуры для Чемпионата Мира по футболу 2018 года, это могут быть высочайшие возможные требования.

RUБЕЖ: В последнее время на форумах и в СМИ стали много говорить об «экосистемных проектах», какой смысл в них вкладывается? Как компаниям участвовать в таких проектах?

Экосистемный – это системообразующий проект, реализация которого дает старт развитию других проектов. Это как ядерная реакция. Благодаря запуску одного процесса происходит развитие совершенно разных отраслей.

Приведу пример: еще недавно в России не было разработчиков технологий для умных телевизоров (SmartTV). Стоявшие у истоков SmartTV полагались на реинжиниринг, надеялись использовать мобильные приложения. Но оказалось, что это невозможно, потому что у телевизоров и мобильных устройств совершенно различные технические характеристики. Индустрию пришлось создавать с нуля. И тогда ряд компаний, работавших в области мобильных приложений, веб-дизайна и веб-разработок, включились в процесс, выделили людей, которые осваивали новые технологии и оборудование, конструировали новые сервисы. Так создавалась экосистема.

Малым компаниям нужно мониторить рынок, находить перспективные проекты и входить в них, желательно на начальном этапе. При этом, если они действительно хотят участвовать в экосистеме, то должны выделять ресурсы и на R&D в том числе.

Экосистемные проекты НЦИ:

  • Электронное образование
  • Электронное здравоохранение
  • ИКТ для крупных событий
  • Автоматизированная система управления предприятием

RUБЕЖ: В деятельности НЦИ были прецеденты, когда в экосистемных проектах принимали участие сторонние компании, не круга госкорпорации Ростех?

Сторонний консорциум может участвовать, но нужно учитывать, что это довольно затратные и ресурсоемкие проекты, с повышенным уровнем ответственности. Интегратору важно понимать, что компания-партнер доведет начатое до конца. Если подрядчик не вытянет свои обязательства, интегратор окажется в очень неудобном положении.

RUБЕЖ: Какие технологии актуальны сейчас? Например, в адрес Big Data раздается много критики.  

Не знаю, о какой конкретно критике Big Data Вы говорите, но «большие данные» - это кровь, питающая цифровую экономику, их использование абсолютно необходимо. Развитие какой бы то ни было отрасли экономики возможно только при условии накопления и глубокого анализа большого объема качественно собранных данных.

RUБЕЖ: Развитие новых технологий в России раньше обеспечивалось самим бизнесом. То есть, государство этим процессом не управляло.

Это не совсем так. Вопрос каналов связи, нормативных документов, связанных с онлайн-оплатой, хранения персональных данных – это вопросы, модерируемые государством. И при реализации больших проектов регионального уровня координирующая роль государства совершенно бесспорна.

RUБЕЖ: Отпадет ли необходимость в специализированном ПО, например, для видеонаблюдения с развитием программных платформ верхнего уровня?

Не отпадет. Все что связано с видеонаблюдением, распознаванием образов – довольно ресурсоемкая вещь как с точки зрения кадров, так и с точки зрения технологий и аппаратных ресурсов.

Продукты НЦИ:

  • Защищенная система хранения данных (ЗСХД) – технологическая платформа для создания систем хранения данных больших и сверхбольших объемов – от нескольких петабайт до десятков эксабайт.
  • Автоматизированная система управления государственной корпорацией (АСУ ГК) – комплексное информационно-аналитическое решение, построенной на модульной архитектуре. Решение охватывает ресурсное планирование и учет в государственных корпорациях и бюджетных организациях.
  • Виртуальное конструкторское бюро (ВКБ) – комплекс облачных сервисов единого защищенного контура для проектирования и создания рабочих моделей промышленных изделий различных областей применения.
  • Система бизнес-аналитики Alpha BI (продукт БАРС Груп) – технологическая платформа для сбора, обработки, анализа и визуализации данных. Обеспечивает оперативный доступ к актуальным показателям, необходимым для анализа ситуации и принятия управленческих решений.

RUБЕЖ: На ваш взгляд, какие компетенции сегодня требуются от разработчика? Как устроена система подготовки кадров в России? Есть ли вузы, которые являются «кузницами кадров» разработчиков?

Если говорить об учебных заведениях, то с одной стороны многие из них на слуху, с другой стороны никакое учебное заведение не гарантирует получение грамотного специалиста на выходе.

Несмотря на плюсы или минусы подготовки, которые существуют в наших образовательных учреждениях, человеку нужно как можно раньше погружаться в практику, искать стажировки, а также быть любознательным. То есть не замыкаться в рамках одной технологии, а постоянно изучать что-то новое. Идти вширь, углубляясь по специализации.

В сфере IT технологии меняются очень быстро, поэтому нужно быть широко образованным, знать и про web-технологии, и про фундаментальные алгоритмы, и про методы обработки изображений, и про искусственный интеллект, и про беспроводные и проводные сети.

RUБЕЖ: То есть, базового набора знаний разработчиков выделить нельзя?

Если совсем узко – технологические компетенции в той области, в которой предполагается разработка, – это раз, знание языков и технологий программирования – два, и третье – это финансовые компетенции в той или иной сфере и с той или иной глубиной.

RUБЕЖ: Ростех рекрутирует студентов старших курсов, формирует кадры самостоятельно?

В Ростех входит более 700 предприятий по всей России, многие из этих предприятий имеют базовые кафедры. Они специально готовят студентов под те или иные компетенции. Такая подготовка осуществляется со второго-третьего курса, и студенты уже четко знают, что они делают.

RUБЕЖ: Как вы пришли в разработки, какие проекты стали знаковыми и привели к накоплению значимого опыта?

Изначально я специализировался на разработке аппаратных средств в области радиоэлектроники. Но сегодня определяющим в разработке во многом является софт. Очень ценным в профессиональном плане стал опыт работы в головном офисе Samsung Electronics. Там я познакомился с современным проектным управлением. Затем были комплексные проекты в области IT.

Сейчас я занимаюсь разработкой как программных средств, так и «железа». Всегда приходилось многому учится у коллег. В настоящее время получаю знания на стыке технологий, финансов и юридических вопросов.

RUБЕЖ: Сколько требуется людей для качественного R&D?

Сложный вопрос для базовой оценки. Для разных этапов требуется разное количество людей. Могу сказать, что для качественного R&D требуется сплав специалистов разного профиля. Понадобятся и юристы, и экономисты, а не только технические разработчики.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3674 s
queries: 230 (0.0334 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.