/

Директор продуктового офиса «Умный город» «Ростелеком» Дмитрий Гуртов: кто есть кто в «Безопасном городе»

Директор продуктового офиса «Умный город» «Ростелеком» Дмитрий Гуртов: кто есть кто в «Безопасном городе»

Дмитрий Гуртов

Директор продуктового офиса «Умный город» «Ростелеком»

Директор продуктового офиса «Умный город» «Ростелеком» Дмитрий Гуртов: кто есть кто в «Безопасном городе»

29 июля 2016, 11:15    7368

 

«Ростелеком» провел масштабную демонстрацию подходов к созданию АПК «Безопасный город» в рамках IX международного салона «Комплексная безопасность». Специалисты компании в течение нескольких дней на центральном стенде вели семинары для представителей бизнес-сообщества и муниципалитетов, где детально объясняли механику проекта, его структуру, иерархию и алгоритмы функционирования. Итогами и выводами этих панельных сессий поделился с журналом RUБЕЖ директор продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов. 

- Судя по небывалому интересу к экспозиции, «Безопасный город» дозрел до стадии, когда участники ощутили очевидную необходимость увидеть всю дорожную карту – исполнителей, распределение ролей и уровни взаимодействия.   

- Знаете, очень верная фраза: рынок сейчас нуждается в формировании устойчивого понимания, как же относиться вообще к этому «Безопасному городу», какие есть подходы и требования к реализации проекта по созданию «Безопасного города», как правильно определить роли различных участников  этого процесса.

Наша практика показывает, что, несмотря на наличие решения МВК (межведомственной комиссии), принятого на заседании 14 августа 2015 года, при внедрении систем АПК «Безопасный город» рядом субъектов Российской Федерации, не в полной мере обеспечиваются требования по интеграции и обмену данными между различными системами органов исполнительной власти региона, РСЧС, территориальными службами и организациями, отвечающими за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Такие системы строятся на использовании различных программно-технических средств, осуществляют сбор и обработку совершенно разных данных из различных источников информации, используют различные форматы хранения и передачи данных. Хотя в регионах уже давно созданы и функционируют межведомственные рабочие группы, в ряде регионов отсутствует сосредоточение полномочий по координации при построении сегментов АПК «Безопасный город» в «одних руках», отсутствует единый ответственный контролер и оператор этого процесса. То есть даже в одном регионе мы часто наблюдаем целый набор несогласованных систем и решений, а что говорить о ситуации в масштабах всей страны?

Поэтому есть мнение, например, что было бы уместно ввести еще одно понятие, еще одну роль. Это технологический оператор всей национальной системы АПК «Безопасный город».

Чьи в лесу шишки

- В каком статусе присутствует в проекте «Ростелеком»?

- Для закрепления за ПАО «Ростелеком» роли единого технологического оператора мы выступили с инициативой об определении ПАО «Ростелеком» базовой организацией для внедрения на территории страны подсистем АПК «Безопасный город». Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Понимая важность и роль создания АПК «Безопасный город» в сложившейся ситуации, характеризующейся ростом потенциальных угроз, «Ростелеком» не только готов выступить технологическим партнером, обеспечить унификацию используемых технических и инфраструктурных решений, обеспечить развитие инфраструктуры и технологий, но мы уже сейчас серьезно наращиваем компетенции и готовы взять на себя ответственность за исполнение консолидирующей роли по созданию, фактически, системы обеспечения безопасности национального масштаба.

- Правильно ли будет сказать, что «Ростелеком» выступает держателем каналов связи, на основе которых можно строить интегрированные комплексы и наполнять их контентом?

- На территории субъектов Российской Федерации «Ростелекомом» действительно уже создана мощная ИКТ-инфраструктура, объединяющая большинство органов государственной власти и организаций, включающая как защищенные каналы связи, отвечающие требованиям безопасности, так и сеть высоконадежных центров обработки данных.

В то же время современные тенденции развития информационного общества таковы, что классическая связь и услуги предоставления в пользование инфраструктуры постепенно уходят на задний план, а главным трендом становится предоставление высокоуровневых информационных услуг, в том числе работа с «тяжелым» контентом, организация «межведа», кибербезопасность, сложные прикладные системы. «Ростелеком», как передовая российская телеком-компания, уже давно это понял и перестроил свою стратегию в соответствии с рынком.

Во-первых, компания уже имеет большой опыт внедрения и эксплуатации различных подсистем «Безопасного города». Это и фотовидеофиксация нарушений ПДД, и видеонаблюдение в местах скопления людей, и модернизация и эксплуатация региональных и ведомственных систем оповещения, и участие в создании систем вызова экстренных служб по номеру «112», и многие другие проекты.

Во-вторых, «Ростелеком» является создателем и действующим оператором СМЭВ, без которого уже трудно представить себе современное общество. В-третьих, «Ростелеком» сегодня – один из лидеров применения различных инвестиционных моделей реализации проектов. Компанией накоплен большой опыт реализации капиталоемких проектов в условиях дефицита бюджетных ресурсов заказчика.

Вот почему считаю не правильным ограничивать роль «Ростелекома» в процессе создания АПК «Безопасный город» только как держателя инфраструктуры.

Что все-таки строим

- Какова сейчас структура АПК «Безопасный город»?

- К базовым функциям АПК «Безопасный город» по обеспечению безопасности населения, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, безопасности на транспорте, экологической безопасности и координации работы служб и ведомств, определенным в Концепции, сейчас добавляются еще задачи правоохранительного сегмента.

Большое внимание уделяется реализации требований по формированию единой технической политики при создании, внедрении и эксплуатации прикладных систем АПК «Безопасный город», выполняющих указанные функции.

Поэтому появились новые термины: «Единая технологическая платформа» (ЕТП) - сервисная платформа межведомственного взаимодействия, «Единый стек открытых протоколов» (ЕСОП) и другие.

Как базовая инфраструктура АПК «Безопасный город»  ЕТП должна позволить решить комплексные задачи по мониторингу окружающей ситуации, организации межведомственного взаимодействия, координации действий дежурно-диспетчерских служб. Ее основные задачи, во-первых, обеспечить соответствие выбираемых решений критериям единой технической политики, во-вторых, организовать автоматизированное информационное взаимодействие между всеми федеральными, региональными и муниципальными структурами, отвечающими за мониторинг ситуации, и структурами, принимающими решения и обеспечивающими реагирование, на территории каждого региона и муниципалитета. То есть, это инфраструктурное решение, связывающее систему поставщиков информации и данных с их потребителями. Реализация взаимодействия обеспечивается на базе ЕСОП.

По сути, это и есть те правила интеграции для объединения различных источников данных – федеральных (ведомственных), региональных, муниципальных, частных – либо через узлы агрегации, либо непосредственно напрямую с инфраструктурой единой технологической платформы.

Дорожная карта для интеграторов и вендоров

- Каковы ожидания «Ростелекома» от интеграторов и вендоров?

- Я уже упоминал о требованиях к единой технической политике при создании, внедрении и эксплуатации прикладных систем АПК «Безопасный город». Этот принцип был закреплен Дмитрием Рогозиным на МВК еще 14 августа 2015 года. Для интеграторов и вендоров это, в первую очередь, означает необходимость доработать свои решения для обеспечения их соответствия единым технологическим требованиям (ЕТТ), обеспечить возможность интеграции с системами других вендоров, а также использование единого стека открытых протоколов.

- Как строятся отношения с вендорами? Они взаимодействуют напрямую с вашей компанией, либо это зона ответственности интеграторов?

- Взаимоотношения с вендорами зависят от ряда факторов. Во-первых, структура реализуемого проекта. По некоторым проектам «Ростелеком» сам выступает в роли основного интегратора и, соответственно, напрямую взаимодействует с поставщиками решений и оборудования. Во-вторых, и вендоры бывают разные. Одни, например, работают только через партнерскую сеть или интегратора, другие готовы осуществлять поставку напрямую.

В любом случае «Ростелеком», реализуя проекты, предъявляет требования к поставляемым решениям и оборудованию, руководствуясь едиными техническими требованиями, учитывая параметры функциональности, требуемый уровень надежности и отказоустойчивости, требования по интероперабельности систем и обеспечению безопасности. При этом, естественно, выбор и интегратора, и вендора осуществляется посредством конкурсных процедур, в том числе с использованием рычагов оптимизации затрат и определения лучшей цены.

Типовая модель – убийца рынков?

- С точки зрения бизнеса понятно. Непонятно с точки зрения концепции АПК «Безопасный город». Ведь наличие такого большого количества партнеров с разными бизнес-моделями, с разными технологическими решениями – оно вроде бы как раз исключает единое аппаратно-программное решение, которое можно масштабировать на все субъекты. Получается, что в России «Безопасные города», по сути, создаются как отдельные самостоятельные проекты?

- В том то и проблема. Именно поэтому «Ростелеком» выступил с инициативой создания и внедрения в каждом субъекте РФ универсального технологического инструмента для реализации функций регионального оператора безопасности - единой технологической платформы (ЕТП) и закрепления за ним роли единого технологического оператора ЕТП.

При таком подходе ЕТП технически сможет обеспечить выполнение каждым субъектом Российской Федерации единых технологических стандартов, что в свою очередь позволит организовывать горизонтальные (между субъектами РФ) и вертикальные (муниципальный - региональный - федеральный уровни) информационные связи.

То есть мы говорим о том, что внедряемые решения различных интеграторов, вендоров, партнеров останутся, но перестанут быть системами, функционирующими «сами по себе». За счет формирования ЕТП для этих, ранее разрозненных систем и решений, будет обеспечена консолидация, обработка, хранение и передача информации всех прикладных сегментов АПК «Безопасный город», а также организован защищенный электронный межведомственный информационный обмен данными.

Это значит, что информация, которая сейчас обрабатывается только одним ведомством, например, данные о происшествии, полученные органами полиции путем видеонаблюдения за общественными местами, может быть автоматически по сформированным протоколам и запросам предоставлена иным заинтересованным органам – органам власти региона, МЧС, ФСБ и другим.

Лоббизм и здравый смысл

- Некоторые муниципальные образования и ряд интеграторов прямо заявляют, что получают из МЧС России настойчивые рекомендации сменить технологического партнера и выбранную аппаратно-программную платформу для АПК. Расценивают это как прямое лоббирование интересов определенных компаний.

- Это в определенном смысле передергивание, которое возникает из-за непонимания основных принципов построения АПК «Безопасный город».

Сейчас на рынке не так много технологических решений, отвечающим единым технологическим требованиям. Когда регион или муниципальное образование формирует техническое задание на создание АПК «Безопасный город», оно обязательно должно пройти согласование в МЧС России, так как именно МЧС является координатором реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город». И, естественно, если выбранные в ТЗ решения или технологии не отвечают требованиям, то МЧС просто обязан указать на это и предложить изменить подход к реализации проекта. И это ни в коем случае не лоббирование чьих-то интересов. Это соблюдение требований и здравый смысл.

Кто оплатит «Безопасный город»

- Точка принятия решений в Безопасном городе - это муниципалитеты. При этом бюджетного финансирования в 2016 году нет и не будет. Как в этой ситуации начать реализовывать АПК «Безопасный город» во всех регионах?

- «Безопасный город» - очень капиталоемкая система. Учитывая, что согласно Концепции АПК «Безопасный город» должна быть внедрена во всех регионах до 2020 года, у нас еще есть около четырех лет на ее создание.

Существуют разные оценки стоимости комплексного внедрения компонентов АПК БГ во всех регионах России. Как правило данные затраты измеряются сотнями миллиардов рублей.  Оценка ПАО «Ростелеком» в целом такая же – если создавать АПК на территории более 2400 муниципальных образований, без учета стоимости эксплуатации, то затраты составят порядка 260 миллиардов рублей (из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ). 

Безусловно, это очень существенная сумма даже в масштабах страны.

Очевидным выходом является привлечение инвесторов для реализации проектов. Практика показывает, что наиболее интересные и инвесторам, и регионами, и муниципалитетам проекты, это те, реализация которых способствует либо привлечению дополнительных доходов в бюджеты, либо значительной экономии бюджетных средств. При этом в таких проектах взаиморасчеты с инвестором происходят, как правило, только после поступления дополнительных доходов или получения экономии, то есть, бюджеты не несут никакой дополнительной нагрузки.

Это, например, проекты по созданию систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, весогабаритного контроля, управления платным парковочным пространством, энергосервисные проекты и другие.

Нужно оговориться, что привлечение инвестиций в реализацию указанных проектов частично поможет региону или городу компенсировать затраты на внедрение непосредственных инструментов защиты населения и территорий, но не обеспечит возможности реализации абсолютно всех элементов АПК «Безопасный город».

Поэтому мы считаем, что для реализации комплексных региональных проектов в установленные сроки нужно обеспечить консолидацию различных видов финансирования из различных источников. Обязательно должно быть бюджетное софинансирование всех уровней (федерального, регионального, муниципального), так как система создается в целях выполнения функций государства по обеспечению безопасности.

Самые успешные

- А по поводу российских регионов, успешных «пилотов» «Безопасного города», вы разделяете общепринятую позицию по Нижнему Тагилу и Санкт-Петербургу?

- Компания «Ростелеком» может, со своей стороны, дополнить этот перечень и привести передовые примеры реализации отдельных функциональных систем АПК «Безопасный город». Например, Нижний Новгород – прекрасный опыт внедрения систем фотовидеофиксации нарушений ПДД. Другой пример - система видеонаблюдения в Санкт-Петербурге, которую мы реализовали на текущий момент, аналогичная уже несколько лет функционирует в Москве и Московской области. Выскажу, наверное, общее мнение, что если под АПК «Безопасный город» подразумевать систему автоматизации ЕДДС, то на текущий момент нет ни одного региона в стране, про который можно было бы сказать, что система внедрена, активно используется в течение длительного времени и успешно отработала в режиме чрезвычайной ситуации. Пока мы работаем совместно со всеми участниками внедрения систем АПК «Безопасный город» над тем, чтобы такие регионы появились в этом году. Ими могут стать Вологодская и Архангельская области. По этим регионам к середине или концу следующего года можно будет дать оценку эффективности работы системы за определенный календарный период.

5 решений, которые надо принять

- С учетом того, что осталось четыре года, на ваш взгляд, с какой долей вероятности к 2020 году Концепции будет реализована полностью?

- Нужна совокупность мер и ряд решений.

Условно эти меры могут быть разделены на три направления: организационно-правовое обеспечение; финансовое обеспечение; технологическое обеспечение.

Первое уже принято: Президент России поддержал нас в вопросе определения базовой организации для реализации «Безопасного города». Можно сказать, что мы получили «кредит доверия» на самом высшем уровне, и будем ему соответствовать.

Второе – с учетом необходимости формирования и следования единым стандартам сейчас уже есть требования к использованию единых открытых протоколов, в июле должны появиться технические требования версии 2.0. Предполагаем, что в них должны войти требования к единой технологической платформе.

Третье - надо бороться, все-таки, за выделение федерального финансирования и при этом консолидировать на уровне региона все возможные средства на решение общей задачи реализации АПК «Безопасный город».

Четвертое – нужно повысить ответственность и обязанности владельцев систем обеспечения безопасности и правопорядка и АПК «Безопасного города» по их модернизации и развитию, чтобы у них были стимулы для соблюдения требований единой технологической политики.

Пятое – хорошей мерой может стать изменение законодательства о контрактах жизненного цикла, концессионных соглашениях или государственно-частном партнерстве и включение в их объекты подсистем АПК «Безопасный город». Это снимет много ограничений для привлечения инвесторов к созданию АПК.

Это, конечно, не весь перечень возможных и необходимых мер. И, надо отметить, что координатор Концепции — МЧС России — активно занимается этим. На наш взгляд, именно комплексность подхода и решение вопросов по созданию АПК БГ в совокупности позволит обеспечить реализацию Концепции в нужные сроки.

 


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4311 s
queries: 230 (0.0278 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.