/

Артем Разумков, генеральный директор Macroscop: «Межкамерный трекинг – новое слово в работе с видеоархивом»

Артем Разумков, генеральный директор Macroscop: «Межкамерный трекинг – новое слово в работе с видеоархивом»

Артем Разумков
генеральный директор
Macroscop

Артем Разумков, генеральный директор Macroscop: «Межкамерный трекинг – новое слово в работе с видеоархивом»

17 июня 2016, 13:42    5107

 

 

Генеральный директор компании Macroscop Артем Разумков в интервью журналу RUБЕЖ рассказывает о новом подходе к межкамерному трекингу и о новой функции для данной технологии – индексировании видеоизображения по особым приметам.

 

RUБЕЖ: Сейчас компания активно продвигает на рынке видеонаблюдения новую технологию межкамерного трекинга. Расскажите о ней подробнее.

Артем Разумков: Наша компания уже много лет разрабатывает технологии индексирования видео, в том числе и по особым приметам объектов. С помощью этих технологий можно осуществлять поиск в видеоархиве по разным признакам. Однако, когда Macroscop проводил исследования в этой области, мы обнаружили, что эти функции используются гораздо реже, чем нам хотелось бы – в настоящее время они не достаточно востребованы.

По отзывам наших клиентов, у них просто нет такой необходимости каждый день по нескольку раз находить в поле зрения камер человека, например, в красной куртке и синих джинсах, который проследовал в определенном направлении. И ввиду того, что нет такой задачи или появляется она не очень часто, то и разбираться в том, как это работает, как задать поисковый запрос и т. д., особо никто не торопится.

Тогда перед нами появилась следующая задача – как эти технологии индексирования, в том числе по особым приметам, применять для решения каких-то конкретных проблем, которые встречаются у пользователей чаще. И уже вот тут мы обнаружили, что людям необходимо не просто отловить конкретного человека на одной камере, а проследить его путь, проходящий через локации, которые обозреваются разными камерами. Часто требуется понять, откуда человек пришел или куда направился дальше, чтобы была возможность восстановить цепочку событий, связанных с ним, построить траекторию его перемещений.

Такая задача очень часто возникает у пользователей, которые работают с системой видеонаблюдения и пользуются видеоархивом. Обычно она решается примерно следующим образом: оператор открывает изображение с камер, на которых человек мог появиться, просматривает архив и проверяет, появлялся ли человек в поле зрения камер или нет. Все это занимает очень много времени.

И вот как раз эта задача может быть решена при помощи технологий индексирования видеоизображения. Принцип ее работы простой: камера фиксирует появление в кадре определенного человека, оператор нажимает одну кнопку, и система автоматически выделяет все объекты в поле зрения камеры. Далее можно отслеживать движение уже одного конкретного объекта – откуда он появился, когда, куда и как перемещался потом. Технология в рамках единой системы видеонаблюдения находит людей с похожими приметами, которые попали в поле зрения других камер в близкий момент времени. Обычно система находит много разных людей с похожими приметами и представляет их в виде стоп-кадров. Оператору нужно только кликнуть на те фотографии, на которых находится искомый объект. Таким образом, буквально за минуту можно отследить его перемещения, даже выстроить видеоролик из нужных кадров.

И, по моему мнению, эта функция может внести определенный вклад в то, как сегодня нужно работать с видеоархивом.

 

RUБЕЖ: Но сама идея такого анализа не нова.

Разумков: Вы правы, она не нова, подобная функция существует на рынке уже много лет. Но наша технология позволяет решить задачу по восстановлению событий в буквальном смысле в три клика. Это во-первых. Во-вторых – многие компании занимаются межкамерным трекингом, но они пытаются заставить его работать в автоматическом режиме. При этом система отслеживает объекты не на основе примет, а на основе того, что камеры стоят рядом, и их поля зрения пересекаются. Только в этом случае можно будет достоверно определить траекторию движения объекта. И обычно такая технология не срабатывает должным образом. Из-за автоматического режима система «путает» объекты.

 

RUБЕЖ: Получается, что результат индексирования очень сильно зависит о качества изображения?

Разумков: Абсолютно точно. И суть нашего индексирования в том и заключается, что самый сложный кейс – по выявлению в кадре нужного объекта – мы перекладываем не на автоматическую систему, которая часто ошибается, а на человека, который и принимает решение.

Да, как вы правильно заметили, сама идея не нова, но в данном случае – она действительно работает, потому что подход к этой работе совершенно другой. С нашей технологией знакомился представитель одной из лидирующих компаний на рынке видеонаблюдения, и он сказал дословно следующее: «This is the best intercamera tracking I've ever seen — Это лучший межкамерный трекинг, который я когда-либо видел».

 

RUБЕЖ: Аналитика при этом проводится на самой камере или на сервере?

Разумков: На сервере.

 

RUБЕЖ: Я правильно понимаю, что сейчас ничего подобного у других разработчиков видеоаналитики пока нет?

Разумков: Есть одна израильская компания – не буду ее называть, – которая сейчас презентует похожее решение. Вернее, впервые их функция была анонсирована еще несколько лет назад, а на выставках она появилась только в прошлом году. Наши идеи похожи, но подход у этой компании немного другой.

Не буду говорить, что у российских компаний нет ничего подобного, но лично я не видел технологий межкамерного трекинга, которые бы работали на основе сличения примет. Как уже упоминал, большинство их них работает в автоматическом режиме и, скажем так, с ограниченным успехом.

 

RUБЕЖ: То есть, если назвать главное преимущество вашей разработки, это возможность подтверждения личности человека, которого мы ищем?

Разумков: Примерно так. Хотя личность подтверждать не обязательно. Это может быть и неизвестная личность. На каждом шаге надо подтвердить, что найденный системой похожий объект – это и есть тот человек, который отслеживается.

 

RUБЕЖ: Какие фильтры для поиска позволяет использовать технология индексирования Macroscop?

Разумков: Их список довольно обширный. Система позволяет комбинировать самые разные фильтры: размер объекта, его пропорции, определение горизонтального или вертикального положения, направление движения, определенное место в кадре и многое другое. С этой точки зрения я с уверенностью могу сказать, что наш продукт обладает высокой степенью уникальности. При этом, надо понимать, что полностью уникальных разработок, как мне кажется, на рынке в принципе не бывает, я в это не верю.

 

RUБЕЖ: С точки зрения масштаба, в каких проектах может применяться технология индексирования особых примет?

Разумков: Это еще одно отличие нашей технологии. В том, что она не заточена под какой-то один вертикальный рынок. Очень многие функции видеоанализа предназначены только для решения очень узких задач, а любой новый запрос потребует сложной настройки системы, установки дополнительного оборудования и т. д.

Например, самая простая функция – подсчет посетителей. В отличие от многих других, она достаточно надежно работает практически у всех разработчиков на рынке. И качество работы данной функции обусловлено как раз тем, что с ее помощью решают одну конкретную задачу, и все оборудование настраивается под нее. А наш подход отличается тем, что мы не знаем заранее, что пользователь спросит у системы. Поэтому и сфера применения очень широкая.

По сути это работа с Big Data – то есть мы сначала собираем большой объем информации, затем выявляем в ней какие-то закономерности и потом даем пользователю возможность получить ответы на его вопросы.

При этом одни и те же модули могут применяться для разных задач, что также значительно расширяет сферу их применения. Все зависит от задач. Бывает, что какой-нибудь модуль, который был разработан для решения задач по обеспечению безопасности, на 100% подходит для решения и других задач, которые к безопасности вообще никак не относятся.

 

RUБЕЖ: Какие тренды вы наблюдаете на рынке видеонаблюдения в настоящее время? Каких изменений можно ожидать в этом году?

Разумков: Пожалуй, один из главных трендов сейчас – это ярко выраженный акцент на импортозамещении. Многие компании, которые и так всегда были российскими, сейчас особенно это подчеркивают, рисуют флаги, пишут «сделано в России», «российский продукт».

Также сейчас на рынке востребованы высокотехнологичные решения. Лидерам рынка уже недостаточно сказать: «Мы делаем вот это с 1990 года». Пользователям необходимо нечто большее, чем то, что им предлагают компании, которые просто повторяют решения и делают это намного дешевле. Именно поэтому на рынке появляется все больше партнерств.

 

RUБЕЖ: К вопросу об импортозамещении – ваши продукты уже есть в Едином реестре российского ПО? Как в целом оцениваете идею такого реестра?

Разумков: Да, мы подавали заявку. Думаю, что любые реестры – это неплохо, хуже от этого точно никому не будет. Как человек, который в какой-то степени занимается вопросами Big Data, могу сказать, что чем больше аналитики в самых разных разрезах, тем лучше. Мы группируем компании по самым разным признакам, теперь они рассматриваются в разрезе «российская / не российская» – почему бы и нет?

Но в целом я выступаю за прозрачную конкуренцию. Мне кажется, что намного правильней, когда продукты выбирают потому, что они лучше, а не потому, что приняты какие-то нормы и законы, по которым пользователей обязывают использовать именно это решение. Чистая конкуренция всегда будет на стороне клиента. А для пользователя всегда лучше, когда он не ограничен в выборе, когда он может выбирать то, что действительно лучше. И именно это стимулирует компании делать свой продукт надежнее и эффективнее других.

Закрытые рынки в редких случаях демонстрируют высокие уровни развития. Инициатива по предоставлению преференций российским компаниям – это огромная поддержка именно компаний, но не заказчиков. А насколько она положительна с точки зрения той полезности, которую получит заказчик, – это большой вопрос.

Для себя я измеряю эффективность существования нашей компании по тому, какую пользу мы приносим и скольким людям. Именно поэтому в настоящее время мы занимаемся международной экспансией. По итогам 2015 года около 9% выручки компании Macroscop приходилось на дальнее зарубежье. В списке наших клиентов – пользователи из 25 стран, включая Австралию, Нигерию и т. д.

 

RUБЕЖ: В борьбе за рынок производители все чаще называют свои решения «инновацией», «инновационным продуктом». А как вы к этому относитесь? Ведь в большинстве случаев инновации оказываются просто хорошо забытым старым.

Разумков: Да, и такое сегодня часто встречается. А еще чаще – это именно «принуждение к инновациям». Серьезно, довольно странно – говорить «давайте использовать инновационную продукцию, почему мы ее не используем». Но возможно потому и не используют, что продукт не инновационный, что-то в нем не так.

 

RUБЕЖ: Возвращаясь к теме трендов. Сейчас многие компании-производители камер видеонаблюдения начинают разрабатывать собственные модули видеоаналитики. В этой связи следующий вопрос. Как вы считаете, что вендорам выгодней – создавать свое или все-таки работать с партнерами, которые специализируются на аналитике?

Разумков: Я считаю, что всегда выгодней целенаправленно работать с партнерами, потому что фокусировка на задаче всегда повышает качество ее решения. Не секрет, что когда компания специализируется на каком-то одном направлении, высока вероятность того, что именно эта компания решит задачу лучше, чем кто-то, кто занимается сотней других вещей.

С другой стороны появляется вопрос издержек. Свой продукт всегда дешевле. Можно залицензировать модуль аналитики другой компании и отчислять ей проценты с каждой продажи. А можно сделать собственный продукт и все деньги оставить себе. Ситуации разные бывают. В некоторых случаях просто невозможно разработать решение на том же уровне, что и у компании, которая лет 10 только этим и занималась. И тогда просто нужно сделать выбор.

 

RUБЕЖ: Вы сталкивались с ситуациями, когда компании, с которыми вы всегда работали, теперь говорят, что у них есть собственные решения, и ваши продукты уже не нужны?

Разумков: Да, уже встречался. Но это еще один повод для того, чтобы задуматься: а что мы можем предложить рынку такого, чего не может дать другая компания.

Многие в этой ситуации могут думать примерно следующее: «Как же так, мы тут 50 лет работаем, а нас не ценят» и т. д.

Но на самом деле нужно думать о том, как сохранить свою конкурентоспособность. Особенно когда на рынке появляются сильные игроки, большие компании. Повторюсь, это не причина для переживаний, а только повод задуматься над дальнейшей стратегией развития. Мне бы очень не хотелось уподобиться компании, которая делает посредственный продукт и живет только потому, что на рынке еще не появилось какого-нибудь «гиганта».

 

RUБЕЖ: Вы говорили, что Macroscop активно развивается на зарубежных рынках. В сегменте видеонаблюдения и видеоаналитики многие российские компании сейчас демонстрируют заметные на мировой арене. С вашей точки зрения, с чем это связано? За рубежом не хватает собственных решений или российские разработки действительно настолько интересны?

Разумков: Я бы сказал, что российские компании действительно стали делать просто хорошие продукты. Если говорить о долях рынка, то в нашей сфере нет компаний с какой-то высокой долей на мировой арене. В мире есть много покупателей и много продавцов, они находят друг друга. Но нельзя сказать, что кто-то занял доминирующие позиции. Если наш продукт купили, это просто означает, что конкретный покупатель выбрал нас, и по каким-либо причинам наш продукт для него лучше, выгоднее и т. д.

В конечном счете задачи везде примерно одинаковы. Если в России компания может их решать эффективно, то за рубежом сможет это сделать. Но говорить о том, что в других странах как-то особенно ценят российские компании, я бы пока не стал. 


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2798 s
queries: 242 (0.0255 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.