Вызовы диктуют новые возможности для разработчиков и производителей
Максимальную опасность для транспортной отрасли в 2024 году несут потенциальные террористические атаки с использованием беспилотных систем, а кроме того – риски взлома информационных систем на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Атаки с применением социальной инженерии и ранее заложенных «технических закладок» становятся более вероятными – там, где сих пор защита информационной инфраструктуры доверена иностранному оборудованию. RUБЕЖ изучил выступления экспертов на отраслевых ресурсах и профильных мероприятиях и подготовил «дорожную карту» приоритетов для разработчиков систем безопасности.
Дороги
Вызовы
Кибератаки и взломы автомобилей, систем управления транспортом, а также атаки на инфраструктуру дорожного управления.
Решения
- Интеграция искусственного интеллекта и машинного зрения для анализа данных и раннего (доинцидентного) детектирования потенциальных опасностей на дороге.
- Развитие технологий V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему), которые позволяют автомобилям обмениваться информацией с другими транспортными средствами, дорожной инфраструктурой и пешеходами для повышения безопасности.
- Применение «цифровых двойников» дорожной инфраструктуры. Комплексное интеллектуальное управление автодорогами.
Драйверы
Правительство выделит дополнительное финансирование (285 млн руб.) на внедрение интеллектуальных транспортных систем в 2024 году. Средства получат семь регионов (Чувашская Республика, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Архангельская, Рязанская, Тверская и Тульская области).
В 2024 году будет создан «цифровой двойник» дорожной инфраструктуры трассы федерального значения М-11 «Нева» для транспортных средств 4-го уровня автоматизации.
Андрей Ионин, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»:
На сегодняшний день главная проблема для транспортной безопасности – киберугрозы. В транспортной отрасли кибербезопасность имеет ряд ключевых особенностей.
- «Умная» инфраструктура распределена по всей стране: миллионы устройств во многих городах, которые надо защищать от кибератак, но нет возможности обеспечивать защиту так же, как дата-центров с их многоуровневой защитой сети от киберугроз.
- Транспортная безопасность касается не только ОТИ, но и транспортных средств, которые в движении, и порой непредсказуемом. Подходы к защите здесь другие, отличаются от защиты статичных объектов.
- Транспортная область глобальна, она выходит за рамки своей страны, а значит, ряд процессов контролировать сложнее. Актуальный вопрос – как обеспечить безопасность на территории другой страны.
Решать вопросы кибербезопасности транспортной отрасли, где много объектов критической информационной инфраструктуры, надо уже сейчас, когда поставлена задача импортозамещения. Не все задачи можно решить сразу, но заложить для них основу – самое время. Угрозы в киберпространстве – это уже не мелкие атаки хакеров на частные компании, а проблема межгосударственного масштаба.
Автомобильный и общественный транспорт
Вызовы
Развитие автономных транспортных средств усложняет вопросы ответственности в случае аварий и проблемы, связанные с этическими аспектами принятия решений автономными системами. Несмотря на развитие технологий, человеческий фактор по-прежнему останется одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий.
Решения
Развитие систем автоматизации и безопасности, таких как системы предотвращения столкновений и улучшенная навигация. В тренде – системы мониторинга состояния водителя, распознающие усталость и отвлечение, в том числе системы «Антисон».
Драйверы
1 февраля 2024 года истекает отсрочка обязательного требования на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобили, ввозимые в страну для личного пользования. Ожидается, что ежегодно к системе будет подключаться минимум 1 млн автомобилей.
Вячеслав Иванюк, директор департамента спецпотребителей АО «ГЛОНАСС»:
Значительная часть объектов транспортной отрасли относится к критической информационной инфраструктуре (КИИ). Ландшафт угроз расширяется по количеству и по типу угроз. Атаки с применением социальной инженерии и раннее заложенных «технических закладок» становятся все более изощренными. Их жертвами становятся уже не только компании, но и сотрудники на всех уровнях.
Если раньше злоумышленник был заинтересован в монетизации своих активностей, то в текущих условиях профиль «злоумышленник» – это системно организованный терроризм со стороны враждебных России государств. Их интерес разрушить КИИ физически или через взлом информационных систем.
Основной угрозой для транспортной безопасности считаем потенциальные террористические атаки на физическую инфраструктуру отрасли.
На втором месте – взлом информационных систем на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, целенаправленная дискредитация доверия к органам власти через слив чувствительной информации, а также дезинформацию.
В области информационной безопасности все традиционно — необходимо внедрение комплексных систем по защите корпоративных периметров. Важно, чтобы это были российские продукты и решения. К сожалению, до сих пор значительную часть российского КИИ защищают с использованием иностранного оборудования из недружественных стран.
Из перспективного: для защиты физической инфраструктуры большие надежды возлагаются на системы распознавания лиц и объектов, включая беспилотники, с применением ИИ и нейросетей. Ожидается реальный кумулятивный эффект в этой области.
АО «ГЛОНАСС» уже спасает жизни при инцидентах и повышает безопасность пассажирского и грузового транспорта в рамках существующих сервисов.
В 2024 и 2025 годах АО «ГЛОНАСС» реализует, в кооперации с ФГУП НАМИ и другими российскими партнерами, проект по созданию отраслевого центра кибербезопасности, подключенного и высокоавтоматизированного транспорта.
Подобные решения уже реализованы и законодательно закреплены за рубежом, например в Китайской народной республике. Для России это новый этап развития киберсервисов безопасности. В первую очередь услуга ориентирована на сегменты пассажирского, производственного и корпоративного транспорта, устойчивость работы которого напрямую влияет на работу КИИ транспортной отрасли.
Грузовой транспорт
Вызовы
- Необходимость обеспечения безопасности грузов при перевозке, включая защиту от краж, повреждений и других потенциальных угроз.
- Развитие бесшовной логистики выдвигает новые требования к транспортным компаниям, необходима интеграция всех участников логистической цепочки в единую сеть с использованием общих информационных систем.
- Возрастает угроза кибератак на системы управления транспортом и складами.
Решения
Системы отслеживания грузов (через технологии RFID, GPS). Усиление киберзащищенности логистических систем, использование шифрования данных и многофакторной аутентификации.
Драйверы
На 2024 год анонсировано создание под эгидой Минтранса Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Одна из задач платформы – обеспечение «бесшовной грузовой логистики» – подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб, передающих информацию о местоположении транспортного средства (ТС), а также контроль доступа к грузовому отсеку. Кроме того, речь пойдет о переводе в цифровой вид системы международных грузовых автоперевозок в части обмена разрешениями между странами.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»:
Целью разработки национальной транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) стало объединение усилий государства и бизнеса, чтобы использовать новые технологические возможности цифровой экономики данных в интересах обеспечения технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности бизнеса – сценарий, при котором все в выигрыше.
Отмечу, что стартом создания национальной цифровой транспортно-логистической платформы стало поручение президента Российской Федерации от 19.10.2021 № Пр-1997.
НЦТЛП создается как государственная информационная система, которая определит единые стандарты цифрового взаимодействия для участников транспортно-логистической сферы и органов государственного управления.
По сути, НЦТЛП является пилотным проектом формирования механизмов нового, более справедливого мирового порядка, где обеспечено равенство суверенных стран в условиях цифровой экономики.
Наполнение проекта содержанием происходит в ходе постоянного обсуждения представителей органов власти и российских компаний транспортно-логистической отрасли, в первую очередь на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Добавлю, что разрабатываемая система может стать важным инструментом для дальнейшего развития сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. В случае запуска интеграционных процессов в рамках НЦТЛП для обмена информацией между цифровыми национальными транспортно-логистическими платформами Китая и Индии (Logink и ULIP) ожидается положительное влияние на развитие международной торговли.
Метрополитен
Вызовы
Угрозы терактов и других преступных действий. Риски возгорания.
Решения
- Установка камер видеонаблюдения с использованием аналитических систем для автоматического обнаружения подозрительного поведения, оставленных предметов и других потенциально опасных ситуаций.
- Биометрическая идентификация: использование технологий биометрии (например, сканирование лица, отпечатков пальцев) для контроля доступа к определенным зонам метро и идентификации подозрительных личностей.
- Портативные датчики определения опасных веществ: установка приборов, способных обнаруживать наличие опасных химических веществ или газов в воздухе метрополитена.
- Автоматизированные системы контроля доступа: использование технологий для автоматического контроля доступа пассажиров на станции и в поездах.
Драйверы
Внедрение технологии биометрии (включая оплату по лицу) для входа в метрополитен в 2024 году запланировано к внедрению в шести городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске.
Железнодорожный транспорт
Вызовы
Попытки подрывных терактов, поджогов на железнодорожном транспорте, путях, объектах инфраструктуры. Риск диверсий и атак беспилотных летательных аппаратов. Усиление интенсивности кибератак (в 2022 году в РЖД зафиксировано больше 600 попыток атак, что в 20 раз больше, чем в 2021 году; основные цели злоумышленников – получение доступа к информации, заражение вирусами и DDoS-атаки). Износ инфраструктуры.
Решения
- Использование искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа данных и обнаружения аномалий, таких как опасные ситуации на путях, неисправности оборудования.
- Развитие систем автоматизированной безопасности, включая системы контроля доступа, видеонаблюдение с использованием аналитики для обнаружения подозрительного поведения и автоматическое управление безопасностью на станциях и в поездах. Применение дронов и беспилотных летательных аппаратов для мониторинга состояния инфраструктуры, поиска проблемных участков на путях, а также для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. Разработка и внедрение биометрических технологий для контроля доступа, идентификации персонала и пассажиров, а также обнаружения нелегальной активности. Усовершенствование систем дистанционного мониторинга и управления, позволяющих оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, аварии и другие происшествия. Информационная безопасность: программно-аппаратные комплексы, межсетевые экраны.
Драйверы
- На развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ в 2024 году предполагается выделение около 21,7 млрд руб. за счет внебюджетных источников.
- К 2027 году запланировано строительство 629,7 км высокоскоростной железнодорожной линии со специализацией под пассажирское движение Санкт-Петербург – Москва. С последующим развитием прилегающих к промежуточным станциям территорий.
В 2024 году будут запущены тестовые перевозки пассажиров по МЦК на беспилотном поезде «Ласточка». Внедрение беспилотных поездов требует разработки и усовершенствования передовых систем безопасности, включая автоматизированные системы контроля и мониторинга, а также технологии предотвращения столкновений и обеспечения безопасности пассажиров. Такие технологии могут включать в себя датчики для обнаружения препятствий, системы автоматического торможения, а также мониторинг состояния инфраструктуры и поездов.
Морской и речной транспорт
Вызовы
- C развитием автоматизированных систем управления судами и портовой инфраструктуры возрастает угроза кибератак, которые могут привести к нарушению навигации, управления судном, а также краже конфиденциальной информации.
- Глобальные изменения климата в сторону экстремальных погодных условий создают риски для безопасности морского и речного транспорта, а также для портовой инфраструктуры.
- Пиратство и терроризм.
Решения
- Развитие автономных кораблей и подводных дронов, оснащенных передовыми системами навигации, обнаружения и управления (предотвращение столкновений, обнаружение подводных опасностей и аварий, оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации).
- Применение IoT-технологий (интернет вещей) для мониторинга и управления различными аспектами безопасности на судах и объектах инфраструктуры, таких как датчики для контроля состояния оборудования, системы мониторинга окружающей среды и т. д.
- Искусственный интеллект применен для анализа больших объемов данных, предсказания возможных аварийных ситуаций, автоматизации процессов контроля и управления судами и объектами инфраструктуры.
- Применение беспилотных летательных аппаратов для наблюдения за объектами инфраструктуры, поиск и спасение, мониторинга морских и речных путей, а также для обеспечения безопасности морских операций.
- Внедрение технологий связи 5G и улучшенных GPS может повысить точность и надежность передачи данных.
Драйверы
Проект «Автономное судовождение» предполагает создание автономного портового флота из одной единицы в 2024 году и из трех – в 2025 году. В 2024 году также предусматривается внедрение элементов береговой инфраструктуры и отечественных образцов судового оборудования для автономного судовождения.
Долгосрочной программой развития «Росморпорта» предусмотрено выделение в 2022-2024 годах на развитие систем обеспечения безопасности мореплавания (СУДС, ГМССБ, ИТСОТБ) 3,2 млрд руб. В 2024 году планируется создание системы обеспечения транспортной безопасности в «Большом порту Санкт-Петербург» и создание комплексной системы обеспечения транспортной безопасности на пароме «Балтийск» Северо-Западного бассейнового филиала.
В 2024 году осуществится реконструкция инфраструктуры в портах Пионерский в Калининградской области, Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае, а также в морском порту «Холмск».
Авиация
Вызовы
- Наиболее вероятны направленные террористические акты, управляемые технические сбои и человеческий фактор.
- Геополитические риски: изменения в международных отношениях, конфликты и политические напряжения могут повлиять на маршруты полетов, доступ к воздушному пространству и безопасность перевозок.
- Новая угроза – беспилотники. Дроны могут представлять угрозу для самолетов и аэропортов из-за их потенциальной способности вмешиваться в воздушное пространство и вызывать опасные ситуации: столкновение с самолетами, вмешательство в работу аэропортов. Также беспилотники могут использоваться для незаконной видеосъемки на территории аэропорта, для доставки взрывных устройств на территорию.
Решения
- Технологии обнаружения и защиты от нежелательного проникновения дронов в запрещенные зоны. Переход на отечественное программное обеспечение.
- Автоматизированные системы управления воздушным движением.
- Биометрические системы идентификации пассажиров для повышения безопасности на борту самолетов и в аэропортах.
- Усиление защиты информационных систем авиационной инфраструктуры от кибератак и утечек данных.
- Использование технологий искусственного интеллекта для прогнозирования аварийных ситуаций и предотвращения возможных инцидентов.
Драйверы
31 российский аэропорт планируется оснастить средствами обнаружения и противодействия беспилотникам к 2024 году. По данным Росавиации, 60 российских аэропортов заинтересованы в установке средств радиоэлектронной борьбы для подавления дронов.
34 российских аэропорта планируется реконструировать до конца 2024 года. В 2024 году будет направлено 27,4 млрд руб. бюджетных средств на развитие региональных аэропортов.
Александр Иванов, эксперт транспортной безопасности:
Основной угрозой для транспортного комплекса Российской Федерации в 2024 году будет совершение актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных летательных средств. Таким образом, необходимо усиление защиты воздушного пространства над объектами транспортной инфраструктуры, а также подводной части, находящейся в непосредственной близости от ОТИ.
В связи с возросшей угрозой совершения актов незаконного вмешательства с применением беспилотников представляется необходимым совершенствование технических средств борьбы с ними. При этом производителям вышеуказанных технических средств надо стремиться к массовости их производства и доступности приобретения для субъектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности.
Одним из актуальных вопросов, связанных с непосредственной защитой объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, является наделение аккредитованных подразделений транспортной безопасности правами в части возможности применения технических средств для борьбы с БЛС. В настоящее время на законодательном уровне данное право имеется только у ПТБ, являющихся таковыми в силу закона: т. е. у подразделений ведомственной охраны в области транспорта. На мой взгляд, данное обстоятельство снижает эффективность защиты ОТИ от АНВ. Таким образом, представляется целесообразным внесение соответствующих положений в законодательство в области транспортной безопасности.
Беспилотные авиационные суда
Вызовы
- Необходимость формирования «с нуля» нормативной базы для регулирования сегмента беспилотных авиационных систем (БАС), включая вопросы безопасности, конфиденциальности данных и ответственности за аварии.
- Обеспечение защиты от хакерских атак и несанкционированного доступа к системам управления беспилотников, а также гарантирование конфиденциальности передаваемой информации.
- Разработка технологий и систем, позволяющих безопасно интегрировать БАС в общее воздушное пространство, учитывая совместное использование с пилотируемыми воздушными средствами.
- Обеспечение надежной работоспособности и безопасности автономных систем управления, а также разработка методов предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения безопасной посадки в случае неисправности.
- Сохранение технологического суверенитета в условиях острого дефицита отечественных двигателей и электронной компонентной базы.
Решения
- Развитие и внедрение систем автономного управления, позволяющих БАС принимать решения на основе данных с датчиков и выполнять маневры для избегания столкновений и обеспечения безопасности полета.
- Использование передовых датчиков, включая радары, лидары, камеры и системы обнаружения близкого препятствия, для обеспечения надежного обнаружения объектов и предотвращения столкновений.
Разработка более надежных и защищенных систем связи и управления для обеспечения стабильной связи с БАС и возможности удаленного управления в случае потери сигнала. - Защита информационных систем от киберугроз и внедрение шифрования данных, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к информации о полете и маршруте.
- Использование специальных систем для обнаружения и предотвращения атак на программное обеспечение и аппаратные средства беспилотников.
Драйверы
- Одно из ключевых направлений Стратегии развития беспилотной авиации до 2030-2035 годов, утвержденной правительством РФ, – разработка и серийное производство отечественных БАС.
- В 2024 году в России будут допущены к эксплуатации 16 беспилотных авиационных систем.
- «Почта России» должна заключить договоры на беспилотную перевозку почты по 48 маршрутам.
- В регионах оборудуют 53 посадочные площадки для БАС.
Фото - freepik.com