Проектировщики просят уточнить правила
В русле активной работы по совершенствованию законодательства в транспортной сфере эксперты ОАО «Институт Гипростроймост» предложили отраслевому сообществу обратить внимание на некоторые нюансы, вызывающие сложности в проектировании систем безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). В частности, речь идет о введении единых реестров сертифицированного оборудования, конкретизации требований к составу технических средств, а также разработке единых правил проектирования систем безопасности на объектах транспорта.
Текст:
Андрей Кельчевский, к.т.н., главный инженер проекта
Андрей Квасов, главный инженер проекта
Одной из важных задач, решаемых в ходе проектирования, является выбор помещений или участков помещений для организации пунктов управления обеспечением транспортной безопасности (ПУ ОТБ). Пункт обеспечения управления транспортной безопасности (ПУ ОТБ) работает в круглосуточном режиме, и персонал согласно регламенту и инструкциям осуществляет мониторинг и реагирование на внештатные ситуации и инциденты на объекте транспортной инфраструктуры.
Также при проектировании в соответствии с п.7, п.п. 22 постановления Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2201 необходимо предусмотреть помещения объектов 1-й, 2-й категорий для размещения работников подразделений транспортной безопасности и временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Исходя из опыта проектирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, можно отметить некоторые проблемы законодательных актов, применение которых в некоторых случаях становится нерешаемой задачей как для проектных организаций, так и для экспертных органов.
Так, например, для объекта, состоящего из моста и трех съездов, категории I, II имеют 4 объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с п.7.22 постановления Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2201 необходимо предусмотреть помещения для объектов транспортной безопасности I, II категорий для размещения работников подразделений транспортной безопасности. А это значит, если понимать буквально, на мосту и съездах (путепроводах) необходимо выделить помещение. Фактически для одного объекта в данном примере будет 4 помещения. Не говоря о том, что на мосту соорудить такие помещения не всегда возможно из-за рельефа местности, требований безопасности дорожного движения и т. д.
Также важно отметить – при проектировании ОТИ должны быть четко определены функциональные свойства технических средств обеспечения транспортной безопасности. Требования к этим свойствам нам диктует вышедшее в 2016 году постановление Правительства РФ № 969.
В настоящее время федеральные органы исполнительной власти имеют ряд лабораторий, аккредитованных на проведение испытаний по требованиям ПП 969, однако реально сертифицирована лишь малая часть технических средств, применяемых на объектах транспортной инфраструктуры. Что ограничивает проектные организации в принятии технических решений. Кроме того, создает неудобство отсутствие единого реестра сертифицированных средств обеспечения транспортной безопасности.
Все вышеперечисленные нюансы ведут к увеличению времени, связанного с согласованием технических решений с большим количеством структур (МВД, ГУРБ, МЧС). Учитывая, что среднее время реакции на одно обращение о согласовании, выдаче технических условий составляет 30 дней, велика вероятность не успеть получить все необходимые согласования до окончания сроков проектирования.
Чтобы решить данные задачи опираясь на законодательные акты, как нам кажется, необходимы следующие изменения.
- Разработка норм проектирования по транспортной безопасности для ОТИ дорожного хозяйства (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели).
- Уточнение ряда технических параметров, например, таких как:
– определение режима работы системы охранной телевизионной для ОТИ в соответствии с категорией (автоматизированной, прямого видеонаблюдения, интеллектуального видеонаблюдения);
– определение количества автоматизированных рабочих мест (персональных компьютеров) и мониторов в ПУ ОТБ для отображения видеоинформации с камер видеонаблюдения;
– определение количества камер, выводимых на один видеомонитор;
– определение необходимости использования системы оповещения на ОТИ.
- Уточнение необходимости и регламентирование установки на ОТИ пунктов для размещения работников подразделений транспортной безопасности и временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (ПТБ). Данные пункты служат для временного пребывания людей, и целесообразно для снижения стоимости проектно-изыскательских работ использовать блок- контейнеры полной заводской готовности.
При проведении реконструкции и ремонта ОТИ необходимо проведение обследования существующих технических средств транспортной безопасности на предмет их повторного использования или демонтажа в лом с последующим проектированием по актуальным нормативным документам. При этом следует учитывать, что при капитальном ремонте ОТИ не предусмотрены затраты на его оснащение техническими средствами, обеспечивающие транспортную безопасность
Определить понятие «воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности», так как данная формулировка приравнивается к термину «ограждение». Для таких ОТИ, как как мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, – это особенно критично. Руководствуясь этим требованием в проект включаются инженерные средства защиты (ограждения), что ведет к удорожанию объекта, а в некоторых случаях к невозможности выполнения требования по ограждению критических элементов.
Уточнение использования биометрических устройств на критических элементах и границах зоны транспортной безопасности.
Должен быть решен вопрос учета специального инженерного обеспечения для реализации требований транспортной безопасности строящегося ОТИ в составе проектной документации. Так, приказом Минстроя России от 21.12.2020 г. № 812/ПР предусмотрены затраты на использование специального инженерного обеспечения для нужд транспортной безопасности в процессе строительства ОТИ. Однако ни в каких нормативных документах не регламентируются требования к специальному инженерному обеспечению и его дальнейшему использованию. Представляется возможным основные технические решения по использованию специального инженерного обеспечения рассматривать в рамках проекта организации строительства для обоснования его стоимости, а детальную проработку с учетом специфики сооружаемого объекта технологических площадок и стройплощадки предусмотреть в рамках проектов производства работ. Решение этих вопросов потребует внесения дополнений в ряд нормативных актов.
Необходимо сделать обязательным определение целевой задачи для каждой зоны видеонаблюдения.
Вывод прост – требуется усовершенствовать и актуализировать нормативную базу в области транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры как в части гармонизации нормативных актов, так и в части актуальности. А для этого целесообразно разработать и утвердить своды правил (СП) в области транспортной безопасности по видам транспорта.
Справка:
ОАО «Институт Гипростроймост» является ведущей организацией по комплексному проектированию объектов транспортной инфраструктуры. В 2022 году введены в эксплуатацию следующие объекты, разработанные по проектной документации, выполненной специалистами ОАО «Институт Гипростроймост»:
– железнодорожный мост через Амур между населенными пунктами Нижнеленинское Еврейской автономной области (РФ) и Тунцзян провинции Хэйлунцзян (КНР);
– мостовой переход через Шексну в Череповце;
– пограничный мостовой переход через Амур (Хэйлунцзян) –Хайхэ (КНР). 1-й этап. Автодорожный мостовой переход.
Фото - freepik.com