В рамках «Транспортной недели-2025» прошла форсайт-сессия Ространснадзора на тему «Новые инструменты контрольной (надзорной) деятельности: анализ лучших практик». Специалисты Ространснадзора отчитались о работе за год и подтвердили приоритет в деятельности ведомства на 2026 год — развитие информационных систем и автоматизация процессов надзорной деятельности в сфере транспорта (ИС ГАДН, КИАСК-ТС-РВ). Отдельным пунктом стоит апробация «Системы контроля пассажирских перевозок» Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Текст: Антон Шаулов, Дмитрий Воронин, Мария Перевезенцева
Автотранспорт (Госавтодорнадзор)
Миллиарды для бюджета
В целях профилактической работы Госавтодорнадзором за 9 месяцев 2025 года проведено 1 032 406 мероприятий, по результатам которых проведено:
- 691 412 консультирований;
- 2 168 профилактических визитов;
- 275 074 информирования.
Из уже действующих функций по использованию цифровых технологий ведомство отмечает предоставление государственных услуг в электронном виде, автоматизированные пункты весогабаритного контроля (АПВГК) и систему «Платон».
За 9 месяцев 2025 года по системе АПВГК вынесено 92 533 постановления об административных правонарушениях на сумму более 41 млрд руб., взыскано 13,7 млрд руб.
Внедрение индикаторов риска
В рамках реализации риск-ориентированной модели контрольной и надзорной деятельности Ространснадзор в 2025 году продолжил системную работу с Единым реестром видов контроля (ЕРВК) и его неотъемлемой частью — Единым реестром объектов контроля (ЕРОК). В области транспортной безопасности контроль осуществлялся в отношении 21 546 контролируемых лиц и 228 159 объектов. Ространснадзором разработаны и приняты индикаторы риска по всем видам транспорта, отслежена их эффективность, в том числе по транспортной безопасности — 100%.
За 9 месяцев 2025 года в области транспортной безопасности проведено 24 636 мероприятий.
Автоматизация на службе эффективного надзора
В 2025 году Ространснадзор запустил пилотную эксплуатацию специализированного программно-аппаратного комплекса «Страж». ПАК позволяет контролировать движение грузового транспорта в зонах с ограничениями движения по общей массе. За месяц пилотной эксплуатации только на одном участке выявлено порядка 3000 фактов нарушений правил проезда.
В настоящее время ведется разработка системы, которая будет аккумулировать в себе информацию о всех правонарушениях, совершенных иностранными перевозчиками. Единый реестр таких нарушений позволит автоматически оповещать инспектора о приближении нарушителя к пункту контроля, вручать постановления водителю непосредственно на пункте контроля.
Граница на замке
В марте 2025 года Ространснадзор и ФГКУ «Росгранстрой» подписали соглашение о цифровизации пограничного контроля. Соглашение предусматривает развитие модульных контрольных пунктов в виде постоянного рейда госконтроля. За счет интеграции технических и информационных решений единая цифровая платформа объединяет базы различных контролирующих органов в пункте пропуска. Сами пункты специально оборудованы для работы с иностранными перевозчиками — электронными шлюзами, средствами идентификации и модулями управления рисками. Цель создания интеллектуальных пунктов пропуска — сокращение времени нахождения на КПК на границе, повышение эффективности контроля и «обнуление» человеческого фактора (отсутствие контакта с сотрудником пропускного пункта).
Уже сейчас на автомобильных пропускных пунктах действует система электронного резервирования времени. Она позволяет водителям заранее забронировать временной интервал для прохождения пограничного контроля, а надзорным органам — равномерно распределять поток и минимизировать скопления. Система интегрирована в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и, по данным на 18 ноября 2025 года, уже обработала более 400 000 заявок и объединяет 50 000 зарегистрированных транспортных средств.
Пассажирские перевозки станут безопасней
На 2026 год запланировано внедрение модуля «Система контроля пассажирских перевозок» (СКПП) ГАИС «Эра-Глонасс» для отслеживания движения в режиме реального времени, соблюдения маршрутов, режима труда и финансовой дисциплины. Система создает «цифровой след» для каждого рейса, который сверяется с лицензиями, путевыми листами и налоговой отчетностью, существенно ограничивая возможности для нелегальных перевозок и уклонения от налогов. Сегодня в регионах РФ спутниковой навигацией оснащено от 13-18% пассажирских транспортных средств (Ленинградская область и Чукотский автономный округ) до 95-100% (Нижегородская и Вологодская области). До конца 2025 года запланировано завершение разработки и технической реализации СКПП.
В планах по развитию цифровых технологий на 2026 год Госавтодорнадзором также заявлены:
- Создание окружных Центров автоматической фиксации административных правонарушений;
- Администрирование статьи 12.21.3 КоАП РФ (система «Платон») в субъектах РФ;
- Администрирование правонарушений, зафиксированных средствами фото- и видеофиксации в отношении иностранных перевозчиков;
- Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований и принятие мер при их срабатывании.
Гражданская авиация (Госавианадзор)
Проверки — не формальность
Под контролем Госавианадзора находятся более 5800 объектов. За 9 месяцев 2025 года ведомством проведено 97 внеплановых контрольных мероприятий, что на 11,5% больше чем в 2024 году (87).
Ключевым трендом последних лет стало изменение подхода к надзорной деятельности. Во многом это связано с утверждением «Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года», принятой Правительством РФ. К 2025 году Госавианадзор практически полностью отказался от плановых проверок, перейдя на риск-ориентированный подход. За весь 2025 год проведено лишь 3 плановые проверки.
Мониторинг по ключевым критериям
С упором на развитие опосредованных методов взаимодействия Госавианадзором внедрен обязательный мониторинг. Данный специальный режим государственного контроля заключается в дистанционном анализе важнейших с точки зрения безопасности составляющих деятельности авиапредприятий:
- своевременное прохождение видов подготовок авиационных специалистов;
- надлежащее проведение технического обслуживания воздушных судов;
- выполнение директив летной годности;
- соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей;
- динамика техники пилотирования;
- функционирование системы управления безопасностью полетов.
Ставка на предиктивный анализ
Планы ведомства на 2026 год:
- Повышение уровня безопасности полетов и минимизация рисков для жизни пассажиров;
- Развитие цифровых инструментов для профилактики нарушений — систематизации и анализа данных, оценки текущей ситуации в сфере контроля, а также оптимизации взаимодействия с контролируемыми субъектами;
- Усиление комплекса превентивных и ограничительных мер, направленных на всех участников авиационной сферы;
- Оптимизация надзорной деятельности при одновременном снижении административного давления на коммерческие авиапредприятия.
Беспилотные авиационные системы станут инструментом надзора
Недостаточный охват транспортной инфраструктуры надзорной деятельностью в Ространснадзоре компенсируют внедрением беспилотных авиационных систем (БАС). В ноябре 2025 года Ространснадзор начал использовать БАС для онлайн-мониторинга внутренних водных путей на территории Республики Дагестан. С марта 2026 года БАС должны применятся не менее чем в 10% контрольных мероприятий.
Кроме того, Минтранс России разработал систему идентификации гражданских беспилотников на базе платформы «Эра-Глонасс». Проект постановления уже опубликован, а новые правила должны вступить в силу 1 марта 2026 года.
Беспилотники от 250 г оснастят трекерами, которые через «Эра-Глонасс» будут ежесекундно передавать данные в надзорные органы. Платформа уже протестирована в 16 регионах (более 500 тысяч км полетов).
Система не только обеспечит контроль за полетами дронов от 250 г, но и позволит осуществлять онлайн-мониторинг местоположения, высоты и маршрутов БАС.
В отрасли рассчитывают, что внедрение системы приведет к смягчению региональных запретов на полеты и откроет новые возможности для развития бизнеса на основе БАС.
Железные дороги (Госжелдорнадзор)
Стратегическое направление надзорной деятельности
В 2025 году Госжелдорнадзором проведено 199 контрольных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом (49 плановых и 150 внеплановых проверок) и 8736 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (4 633 выездных обследований и 4 103 наблюдения за соблюдением обязательных требований).
Цифровое сотрудничество с РЖД
В рамках подписанного дополнительного соглашения с ОАО «РЖД» об электронном обмене данными Ространснадзору предоставлен доступ к информационным ресурсам РЖД по дистанционному надзору за сроком службы критически важных составных частей подвижного состава и плановыми видами ремонта не только грузовых, но и пассажирских вагонов.
Цифровой портал СДС ОПЖТ — цифровая экосистема для грузовых железнодорожных перевозок в России — позволяет Ространснадзору контролировать в режиме онлайн соблюдение предприятиями железнодорожного транспорта всех технологических процессов при строительстве и ремонте подвижного состава, норм простоя вагонов под грузовыми операциями, а также получать аналитику использования парка вагонов.
Контроль деклараций и сертификатов
Госжелнадзор обменивается актуальными сведениями об изменении статуса ранее выданных сертификатов соответствия с органами сертификации железнодорожной продукции. За 9 месяцев 2025 года было отменено (приостановлено) 242 сертификата. В рамках дистанционного мониторинга за этот же период по требованию ведомства отменено 16 деклараций о соответствии, оформленных с нарушением требований технических регламентов таможенного союза.
ИИ обеспечит контроль на высоких скоростях
Ространснадзор обновил ведомственную информационную систему, через которую идет выдача свидетельств на право управления железнодорожным подвижным составом, а также утвердил альбом контрольных вопросов по новой категории «Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав». В дальнейшем запланирована возможность прохождения теоретических испытаний в дистанционном формате с применением ИИ.
Развитие инструментов дистанционного мониторинга
Структурные подразделения Госжелдорнадзора принимают решения о применении электронных навигационных пломб на контрольных пунктах на основе технологии спутниковой системы «ГЛОНАСС». За 9 месяцев 2025 года было принято 744 решения о применении электронных навигационных пломб, из них 277 — о наложении и 467 о снятии.
В 2026 году Госжелдорнадзором запланирована работа по цифровой трансформации функций ведомства:
- Создание модуля «Индикатор риска»;
- Проведение контрольных мероприятий с помощью соответствующего модуля системы (модуль КНМ);
- Модернизация картриджа «Выданных свидетельств на право управления подвижным составом»;
- Расширение перечня мероприятий с помощью мобильного приложения «Инспектор»;
- Развитие и внедрение средств и систем дистанционного мониторинга.
Морской и речной транспорт (Госморречнадзор)
Надзор глубокого погружения
За 9 месяцев 2025 года Госморречнадзором проведено 17 839 мероприятий, включая постоянные рейды и мероприятия, проведенные совместно с органами прокуратуры.
Количество выявленных нарушений по сравнению с аналогичным периодом 2024 года выросло на 25% и составило 5640 единиц (в 2024 — 4495), доля устраненных нарушений — 99%.
За 9 месяцев 2025 года Госморречнадзор оказал 1444 государственные услуги, в том числе предоставил 460 лицензий, внес 871 изменение в реестр лицензий. Инспекторы ведомства провели 1129 мероприятий по оценке соискателей лицензий. Необходимые для оценки сведения были получены в электронном виде непосредственно от государственных органов, а средний срок выдачи или переоформления лицензии составил 3 рабочих дня.
В 2025 году Госморречнадзор провел большую профилактическую работу по предупреждению нарушений обязательных требований. По состоянию на 1 октября 2025 г. на сайте Ространснадзора размещена 71 действующая декларация добровольного определения соблюдения обязательных требований, что на 54% больше, чем за аналогичный период 2024 года (46 деклараций).
Видеомониторинг и видеоаналитика на службе надзора
Для отслеживания административных правонарушений в подконтрольной им сфере сотрудники Госморречнадзора активно используют видеомониторинг. Так, на внутренних водных путях в черте города Москвы функционирует более 300 камер с широким секторальным обзором, а также 5 береговых комплексов автоматических идентификационных систем (АИС) для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов. Технологию распространят на внутренние водные пути в городе Санкт-Петербурге и на озере Байкал.
Планы Госморречнадзора по дальнейшей цифровизации на 2026 год:
- Расширение использования мобильного приложения «Инспектор»;
- Внедрение и практическое применение беспилотных авиационных систем;
- Масштабирование результатов проекта «Москва. Река» и внедрение Комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта (КИС МРТ) в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и на акватории озера Байкал;
- Развитие инструмента «Самообследование» для самостоятельной оценки уровня соблюдения обязательных требований на водном транспорте.
Мобильное приложение «Инспектор»
С 2025 года использование мобильного приложения стало в Ространснадзоре обязательным. В дистанционном режиме с помощью видеоконференц-связи оно позволяет проводить осмотры и досмотры (визиты, рейды, выездные проверки), оценку соответствия и контрольные мероприятия.
В рамках надзорной деятельности с использованием мобильного приложения «Инспектор» Ространснадзором за 9 месяцев 2025 года проведено:
- 68 контрольных (надзорных) мероприятий (8,85% от общего числа);
- 214 профилактических визитов (8,29%);
- 66 консультирований.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© Сгенерировано ИИ