Регулирование БАС не повысило их управляемость

Share to Telegram Share to VK
clock 7 часов назад
Регулирование БАС не повысило их управляемость © Сгенерировано ИИ

В начале декабря 2025 года ассоциация «Аэронекст» представила на своем сайте аналитическое исследование практики применения нормативов для беспилотных авиационных систем. Несмотря на явные успехи регуляторов, управляемость сегмента в целом по-прежнему остается на недосягаемой высоте. Итоги нормативного регулирования беспилотной авиации можно разделить на позитивные (текущая оценка «Положительно») и неполные, требующие доработки (текущая оценка «Отрицательно»).

Текст: Антон Шаулов

Данные приведены на основе аналитического исследования Ассоциации «Аэронекст»

Инфраструктурный центр НТИ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. №576-р утвердило план мероприятий и дорожную карту Национальной технологической инициативы (НТИ) Аэронет по развитию рынка беспилотных авиационных систем (БАС). Главная стратегическая цель инициативы — сделать Аэронет к 2035 году глобально конкурентоспособной отраслью российской экономики и сформировать эффективный рынок беспилотных авиационных систем и распределенных систем малых космических аппаратов, продуктов и услуг на их основе.

С 2022 года Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» выполняет функции инфраструктурного центра НТИ Аэронет. Программа была одобрена 24 июня 2016 года Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Цель ее — создание глобального сетевого рынка информационных, логистических и иных услуг, осуществляемых посредством беспилотных аппаратов, в том числе постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах.

Некоторые направления реализации инициативы Аэронет:

  • развитие сети беспилотных местных и региональных авиационных работ и перевозок на новых технологических принципах;
  • разработка более эффективных источников энергии (аккумуляторы, электрохимические источники тока и комплексные решения);
  • разработка технологий высокоэффективных беспилотных аппаратов (включая скоростные) внеаэродромного базирования и эксплуатации;
  • развитие системы подготовки кадров для рынка Аэронет, в том числе разработка системы кадрового прогноза и оценки трудовых ресурсов;
  • развитие системы профессиональных сообществ и популяризация рынка Аэронет;
  • исследование вопросов совершенствования нормативной правовой и нормативной технической базы Российской Федерации в интересах сферы беспилотных авиационных систем гражданского назначения;
  • продвижение российских технологических стандартов на международный уровень.

Положительно Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. №658 «Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (ППРФ-658) издано с целью определения порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов со взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг. Правила исчерпывающе определили порядок постановки на учет БВС указанной массы — процедуру и действия владельца БВС, орган, осуществляющий государственный учет (Росавиация), форму и способ подачи заявления для постановки на учет. Росавиацией был разработан портал учета БВС и предоставлена возможность подачи заявления через портал www.bvs.favt.ru. По состоянию на 31 декабря 2024 г. на учет в РФ поставлено 116 771 БВС (за 2024 год рост составил 25%).

Таким образом, ожидаемый эффект от издания Правил учета БВС — возможность идентификации беспилотных гражданских воздушных судов и их владельцев, установление контроля за обращением беспилотных гражданских воздушных судов массой 30 кг и менее — достигнут в полной мере.

Теперь необходимо устранить правовой пробел в отношении порядка регистрации и реестра для регистрации как в отношении пилотируемых сверхлегких ВС с массой от 115 до 495 кг, так и в отношении БВС массой более 30 кг.

Положительно Приказ Минтруда России от 14 сентября 2022 г. №526н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее» (Профстандарт «Легкие БВС»).

Профстандарт «Легкие БВС» разработан и принят взамен действовавшего ранее приказа Минтруда России от 5 июля 2018 г. №447н. Документ устанавливает процедуры, позволяющие поддерживать летную годность БАС, ликвидировать избыточные требования по подготовке персонала при техническом обслуживании беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов. Стандарт охватывает вопросы подготовки, квалификации, а также требования к уровню образования и опыту работы.

Профстандартом «Легкие БВС» предусмотрены две обобщенные трудовые функции:

а) эксплуатация БАС, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно массой 10 килограммов с применением на высоте до 150 метров;

б) эксплуатация БАС, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 10 до 30 килограммов.

Также определены возможные наименования должностей и профессий в данных категориях.

Положительно Приказ Минтруда России от 27 апреля 2023 г. №358н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по летной эксплуатации беспилотных авиационных систем (внешний пилот) в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными суднами максимальной взлетной массой более 30 кг» (Профстандарт «Тяжелые БВС»).

Профстандарт «Тяжелые БВС» разработан и принят для подготовки внешних пилотов, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов по авиационной безопасности беспилотных авиационных систем, в составе которых беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой 30 килограммов. 

Большинство опрошенных ассоциацией «Аэронекст» респондентов отмечают достаточность содержания профстандарта «Тяжелые БВС».

Принятие норматива, установившего обоснованные и востребованные на рынке применения этой категории БВС знания, навыки и умения внешних пилотов, позволило на основании его положений в 2024 году закончить разработку специального раздела «Требования к обладателю свидетельства внешнего пилота» в приказе Минтранса России от 12 сентября 2008 г. №147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». 

Положительно Приказ Росавиации от 10 ноября 2022 г. №806-П «Об утверждении Норм летной годности беспилотных авиационных систем с беспилотным воздушным судном вертолетного типа (НЛГ БАС ВТ) с максимальной взлетной массой до 750 кг».

Нормы летной годности БАС вертолетного типа создают условия для сертификации тяжелых БАС с максимальной взлетной массой до 750 кг. В нормативе определены требования к безопасной эксплуатации таких систем, техническому состоянию, наличие ограничений. 

Первоначальная редакция НЛГ БАС ВТ затрудняла использование норматива владельцами БАС в связи с наличием в ней требований, перенесенных из норм летной годности, относящихся к самолетам. Однако после принятия приказа Росавиации от 5 ноября 2024 года №996-П «Об утверждении Норм летной годности беспилотных авиационных систем с беспилотным воздушным судном вертолетного типа, НЛГ БАС ВТ. Издание 2» (документ вступил в силу с 1 января 2025 года) указанные требования и несоответствия были устранены.

Положительно Приказ Росавиации от 16 декабря 2022 г. №922-П «Об утверждении Норм летной годности беспилотных авиационных систем с беспилотным воздушным судном самолетного типа (НЛГ БАС СТ) с максимальной взлетной массой до 5400 кг».

В отношении норм летной годности для беспилотных авиационных систем самолетного типа с максимальной взлетной массой до 5400 кг участники рынка схожи в позитивной оценке: НЛГ БАС СТ в целом четко определяют требования к безопасной эксплуатации таких систем, техническому состоянию, содержат описание ограничений. Это позволяет обеспечить надежность и безопасность использования БАС самолетного типа, упростить процедуру сертификации и контроля, а также установить четкие правила для эксплуатации и технического обслуживания таких БАС.

Дополнительно, в соответствии с письмом Минсельхоза России от 23 июля 2024 г. №АР-19-23/18832 в Минтранс России, эксперты предлагают в рамках реализации мероприятий национального проекта «Беспилотные авиационные системы» снять избыточные административные барьеры на использование БАС в сельском хозяйстве. 

Положительно Приказ Минтранса России от 25 января 2023 г. №18 «Об утверждении Порядка нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов, товарных знаков на гражданские воздушные суда» (ПрМТ-18).

ПрМТ-18 регламентирует правила нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда массой от 0,25 кг до 30 кг государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков, товарных знаков для идентификации подлежащих учету и государственной регистрации БВС.

Присвоение таких знаков предусмотрено пунктом 1 ст. 34 Воздушного кодекса РФ.

Учитывая, что основная функция ПрМТ-18 носит описательный характер (определяется ширина букв, место их расположения), эксперты констатируют достаточность прописанных в нем требований. Более того, опрошенные «Аэронекст» участники рынка БАС отмечают, что предусмотренный ПрМТ-18 порядок не вызывает трудностей даже в рамках международных требований.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. №128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128).

Приказом внесены изменения в порядок подготовки к полету беспилотной авиационной системы и экипажа беспилотного гражданского воздушного судна (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг, а также порядка осуществления контроля за их готовностью и порядка выполнения полета беспилотной авиационной системы. Норматив создал дифференцированные процедуры и утвердил порядок их реализации при подготовке и выполнении полетов. 

Однако по результатам проведенного мониторинга эксперты констатируют: установлена только одна категория БВС, для которой прописаны дифференцированные требования, и только в отношении БВС более 30 кг. 

Общие правила подготовки и выполнения полетов БАС, правила выполнения отдельных видов авиаработ с применением БАС, выполнения воздушных перевозок с применением БАС в ФАП-128 по-прежнему не установлены. 

Отрицательно Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП).

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. №1016 и от 29 марта 2024 г. №393 в ФП ИВП внесены изменения в части использования воздушного пространства БВС. Документ определяет порядок использования воздушного пространства для более чем одного беспилотного гражданского воздушного судна одновременно на высоте более 150 метров, а также право на использование любого класса воздушного пространства эксплуатантами БАС.

Ожидаемый результат принятия изменений в ФП ИВП не достигнут из-за фактического наложения районов пространства в нормативе механизма установления пересекающихся режимов двух и более пользователей ИВП.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 29 сентября 2015 г. №289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» (ФАП-289).

Действующие требования к авиационным учебным центрам и порядок выдачи им сертификата, по оценкам экспертов, не содержат положений, учитывающих специфику подготовки авиационного персонала БАС.

В срок до февраля 2022 года предлагалось признать утратившим силу ФАП-289 с одновременным изданием новых Федеральных авиационных правил в части подготовки специалистов. По состоянию на май 2025 года проект нового НПА на общественное обсуждение не выносился.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 19 ноября 2020 г. №494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (ФАП-494).

ФАП-494 был призван дать определение требований, порядка и процедуры подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил физических и юридических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих выполнение авиационных работ с использованием БАС.

Позднее в ФАП-494 были внесены изменения приказом Минтранса России от 19 октября 2022 г. №420, который разделил требования к квалификации персонала БВС различной массы (до и более 30 кг). Документ должен был регламентировать коммерческое использование БАС, способствовать повышению безопасности полетов и качества выполнения авиационных работ.

Эксперты «Аэронекст» констатируют: ожидаемый результат принятия ФАП-494 не достигнут в полной мере. В частности, требует уточнения перечень авиаработ, подлежащих сертификации с применением БАС, и перечень документов, необходимых для получения сертификата эксплуатанта.

Из-за сложности сертификационных процедур более 60% компаний-эксплуатантов работают сегодня в сфере оказания авиационных услуг в теневом режиме. Из зарегистрированных тяжелых и учтенных легких БВС только около 1% внесены в сертификаты эксплуатантов.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 12 января 2022 г. №10 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил» (ФАП-10).

ФАП-10 определяет порядок и процедуру подтверждения соответствия для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки с использованием БАС.

Правила дифференцированы по двум основным критериям:

- коммерческие воздушные перевозки на пилотируемых воздушных судах максимальной взлетной массой 5700 кг и более, в том числе на вертолетах с максимальной взлетной массой от 3100 кг и более;

- коммерческие воздушные перевозки на легких пилотируемых воздушных судах  или беспилотных воздушных судах.

В отношении последних установлены менее жесткие требования к финансово-экономическому состоянию перевозчика и бизнес-плану. При этом порядок и процедуры подтверждения соответствия требованиям для всех заявителей в правилах одинаковы.

Большинство участников этого направления перевозок, как следует из материалов «Аэронекст», считают критерии дифференцирования некорректными, а требования к потенциальным эксплуатантам БВС избыточными и на практике мало совместимыми с поддержанием рентабельности.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 28 февраля 2023 г. №61 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Форма и порядок оформления сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов на основании акта оценки беспилотного гражданского воздушного судна на его соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов» (ФАП-61).

Сертификат летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг выдается Росавиацией на основании акта оценки БВС.

По результатам мониторинга ФАП-61 и полученных на его основе сертификатов эксперты приходят к выводу об избыточности предъявляемых требований. В связи с чем необходим другой, дифференцированный подход: оценка вероятности негативных последствий при применении БВС требует риск-ориентированного подхода. Классифицировать БВС с точки зрения экологических рисков необходимо на основе их эксплуатации.

Отрицательно Приказ Минтранса России от 17 июня 2019 г. №184 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» (ФАП-21).

В ходе оценки результатов применения норматива эксперты «Аэронекст» пришли к выводу, что ожидаемые результаты принятия НПА достигнуты не в полной мере. Действующее правовое поле содержит избыточные требования в части допуска БАС для выхода на широкий рынок услуг. Это создает барьеры при получении государственной услуги по сертификации БАС и их элементов. В том числе тормозится получение сертификационных документов, необходимых для производства беспилотных летательных аппаратов и их компонентов. 

По мнению экспертов «Аэронекст», для развития конкурентоспособного рынка производства БАС в России процедура оформления допуска любого БАС к эксплуатации не должна превышать 2-3 мес.

Вывод

Исследование ассоциации «Аэронекст» показывает: регуляторам законодательного нормирования в сфере БАС предстоит решить главное противоречие — разрыв между практикой работы и нормативами по его регулированию. Сейчас нормативные документы содержат завышенные, не всегда обоснованные требования к беспилотным авиационным системам, к профподготовке специалистов по их обслуживанию, а самое главное — к производителям БАС. Это может привести к появлению в России набора правильных требований вместо развития рынка перевозок с применением отечественных БАС.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.