Минтранс России совершенствует требования по обеспечению транспортной безопасности
Министерство вырабатывает оптимальную модель принимаемых субъектами транспортной инфраструктуры мер по обеспечению транспортной безопасности для всех видов транспорта. Задача данной модели – отражать современные вызовы, угрозы безопасности и быстроменяющийся облик нарушителя (злоумышленника). А также – способствовать защите транспортного комплекса от террористических актов. По запросу журнала RUБЕЖ ведомство обнародовало итоги работы за 2023 год и предоставило данные по приоритетным направлениям на 2024-й.
Основные изменения законодательства в 2023 году
Работа по оптимизации нормативных документов в области обеспечения транспортной безопасности ведется Минтрансом России постоянно. В 2023 году положения Федерального закона «О транспортной безопасности» претерпели существенные изменения, в том числе:
– в ходе многолетней работы приняты изменения, касающиеся гармонизации требований по авиационной и транспортной безопасности в целях исключения их дублирования и снижения финансовых затрат хозяйствующих субъектов, включая расходы на организационно-управленческую деятельность;
– расширен круг лиц, на которых возложена обязанность по соблюдению требований по транспортной безопасности, а именно, данные требования распространены также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объектах транспортной инфраструктуры;
– предусматривается разработка положения о единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, определяющего состав и полномочия пользователей системы;
– выведены из-под действия законодательства о транспортной безопасности маломерные суда, используемые в некоммерческих целях;
– предоставлено право подразделениям транспортной безопасности использовать служебных собак в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, поиска и выявления оружия, взрывчатых веществ и других устройств, предметов
и веществ, в отношении которых установлены запрет и ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также поиска и обнаружение человека;
– предусматривается возможность определения субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком своего персонала, а также лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте и транспортном средстве;
– предоставлено право подписания электронной цифровой подписью паспорта обеспечения транспортной безопасности уполномоченным лицом от имени субъекта транспортной инфраструктуры, при этом направление такого паспорта в компетентный орган осуществляется с использованием ЕГИС ОТБ;
– расширен круг лиц, предоставляемых данных для формирования автоматизированных центральных баз от имени субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков. В отношении таких лиц устанавливается контроль (надзор) и ответственность;
– установлен срок действия сертификата соответствия технических средств в отношении каждой единицы в течение всего срока службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– установлены особенности осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране ведомственной охраной Минтранса России, от актов незаконного вмешательства, которые предусматривают защиту таких объектов от противоправных посягательств.
Какие меры будут проработаны в 2024 году
Задача Минтранса России состоит в том, чтобы продолжать работу по совершенствованию требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта.
При этом в 2024 году в текущих геополитических условиях необходимо объективно учитывать существующие риски совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, в деятельность транспортного комплекса.
Исходя из участившихся противоправных посягательств в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в особенности с применением средств дистанционного воздействия (беспилотных аппаратов, БВС), требуется предоставление субъектам транспортной инфраструктуры инструментов, посредством которых возможно на законных основаниях противодействовать новым угрозам.
Регулирование беспилотных аппаратов и антитеррористические меры
Роль Минтранса России в указанной деятельности заключается в реализации своих функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения транспортной безопасности в целях создания правовых оснований для субъектов транспортной инфраструктуры, позволяющих воспрепятствовать незаконному проникновению беспилотных аппаратов в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с этим в настоящее время подготовлены поправки в Федеральный закон «О транспортной безопасности», закрепляющие понятие беспилотных аппаратов. А также наделяющие работников подразделений транспортной безопасности полномочиями по противодействию неправомерному нахождению беспилотных аппаратов наряду с ведомственными охранами и частными охранными организациями.
Данные изменения потребуют корректировки действующих нормативных правовых актов, таких как требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта и особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
Кроме того, необходимо будет подготовить и издать новые подзаконные акты, которые будут устанавливать соответствующие полномочия работников подразделений транспортной безопасности на принятие решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов, а также определить перечень лиц из числа работников подразделений транспортной безопасности, которые смогут реагировать на данные угрозы, в каких условиях им противодействовать, и очертить границы реализации указанных полномочий.
Фото - Минтранс России