Блеск и технологический суверенитет российского авиапрома
11-ю Национальную выставку и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS открыл 6 февраля 2024 года первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов. И тем самым укрепил уверенность игроков отрасли в грядущем развитии российского авиапрома, а также связанного с ним сегмента авиационной безопасности.
Текст: Денис Рублев
В 2024 году NAIS побил рекорды по количеству участников и посетителей: организаторы привлекли на площадку в Крокус-Экспо более 120 производителей и поставщиков технологий, а также более 5,5 тысяч специалистов – представителей авиакомпаний, аэропортов, регуляторов отрасли. Своих делегатов на NAIS направили 154 авиапредприятия из 73 регионов России, а также профильные предприятия и ведомства из Казахстана, Азербайджана, Республики Беларусь, Венесуэлы, Египта, Израиля, Катара, Китая, Монголии, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Узбекистана, Эфиопии и Южной Кореи.
Экспозиция: от «досмотровки» до «Настасьи»
Компании-разработчики и производители из 13 регионов России, Белоруссии, Китая и Ирана представили на стендах новейшие образцы техники, оборудования и технологий: от техосвещения до беспилотных летательных аппаратов, от багажных лент до колесной техники. Сегмент безопасности демонстрировал широкий диапазон решений – от стационарных рамок безопасности до быстровозводимых контрольно-пропускных пунктов с применением биометрии.
Традиционный хэдлайнер досмотрового кластера – компания «Диагностика-М» – представила интроскопы серии ТС-СКАН с уникальным алгоритмом распознавания оружия, причем даже в разобранном виде. Данные интроскопы при сканировании запоминают не только силуэт объекта, но и плотность материала и его тип – пластик и металл, при этом легко отличают макеты оружия от настоящего.
Ядром же экспозиции на NAIS-2024 стали устройства подавления беспилотников. Компания «Элиарс» презентовала устройства ПАРС-4 и ПАРС-5. Их уникальность – в «спиральном» типе антенн, создающих круговую поляризацию, позволяя более эффективно «сажать» вражеский дрон. Также на стенде компании можно было ознакомиться с антенным модулем «Сектор» – стационарным устройством для подавления беспилотных воздушных судов (БВС); его отличают увеличенная по сравнению с предыдущими моделями мощность и дальность действия.
Также технологии и модули обнаружения, классификации и нейтрализации беспилотных воздушных средств (БВС) на основе оперативного анализа их характеристик авторства Kaspersky Antidrone представила компания «Неоскан». По словам директора по инновациям компании Ивана Иванова, первичные сенсоры обнаруживают цель, собирают данные о ее координатах, скорости и направлении движения и передают на сервер, где их обрабатывает программное обеспечение.
«А дальше требуется верификация. За нее отвечает оптико-электронный модуль, который работает как в видимом диапазоне, так и в инфракрасном. Он наводится на указанную точку и передает видеопоток, который анализируется специально обученной нейросетью и в автоматическом режиме сообщает: является ли объект беспилотником, а не, скажем, птицей. Когда выяснится, что цель — БВС, за ней начинается слежка: если дрон покинул опасную зону или был ликвидирован — процедура завершается. Если нет — включается механизм, подавляющий каналы управления беспилотником. Когда это случается, активируются средства нейтрализации — специальные станции постановки помех, которые работают в широком диапазоне частот, воздействуя на каналы управления, телеметрии или навигации БВС, и таким образом пресекая его функционирование.
— рассказал Иван Иванов.
Состоялись на NAIS и презентации самих БВС. «Обуховский завод» (входит в концерн «Алмаз-Антей») выставил опытный образец нового беспилотника – дрон-конвертоплан, получивший название «Настасья». Аппарат может нести полезную нагрузку до 3 кг, оснащен пятью двигателями и в режиме барражирования пригоден для применения в качестве ретранслятора на расстоянии до 100 км. Самое главное – вся электронная «начинка» на борту «Настасьи» полностью отечественная. Более того, беспилотник может вертикально взлетать и садиться, а также оснащен самолетным крылом, что позволяет повысить скорость и дальность полета.
Авиастроение: господдержка и импортозамещение
Деловую программу NAIS открыло пленарное заседание «Вызовы 2024 и перспективы 2030 годов в гражданской авиации России». Состав президиума внушал оптимизм относительно будущего отечественного авиапрома. На площадке собрались заместитель Минтранса России Владимир Потешкин, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский, генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Вадим Бадеха, генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь и генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский.
Нужно отметить, что в кулуарах «пленарки» звучали и голоса сомнения: до 2030 года осталось всего 6 лет, и чтобы построить 1800 самолетов и вертолетов, надо выпускать не менее 2 машин в месяц. И здесь может помочь либо вера в чудо, либо очень сильная вера в свои силы. Именно поэтому доклады представителей госсектора участники NAIS слушали особенно внимательно. Ключевыми темами обсуждения стали госрегулирование и механизмы господдержки авиатранспортной отрасли.
Пока рано говорить о том, какую долю общего авиафлота будут занимать российские машины и можно ли будет считать отрасль независимой. На повестке дня – создание новых, полностью импортозамещенных конкурентоспособных воздушных судов в сжатые сроки. И с точки зрения разработки и периода испытаний при апробации техники — это колоссальный процесс.
— сообщил в своем выступлении Вадим Бадеха.
Глава Росавиации Дмитрий Ядров официально подтвердил, что ведомство и отечественные авиакомпании до 2030 года ожидают поставку 1,8 тыс. современных самолетов и вертолетов российского производства. По его мнению, темпы создания моделей сегодня являются рекордными за всю историю авиастроения, но и требования к конструкторским разработкам сейчас предельно высоки, ведь безопасностью пренебрегать нельзя. Ему никто не возражал, даже скептики.
Также в рамках заседания было обещано увеличение государственной поддержки проектов по производству и выпуску авиационных двигателей для всей линейки отечественных гражданских и военно-транспортных самолетов: в программу субсидирования включены проекты по расширению производства двигателей ПД-14, ПС-90А, ПД-8, ТВ7-117СТ-01.
Транспортная безопасность: перспективы и реальность
Впервые в рамках деловой программы NAIS прошла конференция, посвященная именно транспортной безопасности. В обсуждении актуальных аспектов в сфере воздушного транспорта приняли участие директор департамента транспортной безопасности Минтранса России Роман Веретенников, советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин и начальник Управления транспортной безопасности Росавиации Наталья Власова. Основной темой заседания стали вопросы адаптации транспортной отрасли к новым рискам и гармонизация законодательной базы в соответствии с реалиями.
Роман Веретенников, открывая сессию, поднял вопрос совершенствования систем безопасности аэропортов при нападениях беспилотных летательных средств. В частности, он сделал акцент на особенностях правового регулирования полномочий служб, осуществляющих защиту периметра зоны аэропорта. По словам директора департамента транспортной безопасности Минтранса России, новый Федеральный закон № 2-ФЗ от 31.01.2024 года наделяет подразделение транспортной безопасности правом пресекать функционирование беспилотников на объектах транспортной инфраструктуры. Его нормы вступят в силу 1 сентября 2024 года, а пока Минтранс активно готовит разъясняющие документы.
В том числе должен быть составлен перечень объектов, вокруг которых необходимо установить зоны безопасности, где работники подразделений транспортной безопасности (ПТБ) смогут реализовывать свои полномочия. Но на данный момент существует нюанс, что необходимо урегулировать – расстояние, с которого можно обнаруживать беспилотники и осуществлять их подавление, что называется, еще на дальних рубежах. Веретенников отметил, что пока на этот счет существует несколько точек зрения. Например, сертификация подобного оборудования в разрезе транспортной безопасности. Здесь необходимо учитывать наличие полномочий по противодействию беспилотникам у ведомственной охраны. В декабре 2023 года Росгвардией подготовлены изменения по поводу расширения перечня спецсредств, с помощью которых работники ведомственной охраны реализуют свои полномочия. К таким средствам будут отнесены и средства подавления беспилотных летательных аппаратов. Разработать нормативную базу по этому вопросу министерство намерено до конца марта 2024 года, сообщил Роман Веретенников. По информации представителя ведомства, Минтранс хочет предусмотреть возможность определения объектов, группируя их по видам транспорта в соответствии с теми полномочиями, которые предоставляет закон.
Владимир Черток в своем докладе рассказал о втором издании Глобального плана авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), критериях оценки соответствия государств стандартам и рекомендуемой практике. Также он поднял – в очередной раз – проблематику, созданную законодательной коллизией, связанной со 107-ФЗ, согласно которому термин «авиационная безопасность» заменяется на «транспортная безопасность». Что может привести, по мнению Владимира Чертока, к большим сложностям в ходе проведения очередной проверки со стороны ИКАО.
Начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин в ходе своего выступления отметил необходимость повышения культуры безопасности, особенно среди сотрудников аэропортов и авиакомпаний. Он привел примеры аэропортов, где процесс обеспечения безопасности организован не просто с ошибками, но нарушает элементарные требования. Например, когда «рабочие после окончания рабочего дня просто разбредаются по территории аэропорта», и это происходит практически бесконтрольно – «сотрудники ПТБ просто ручкой в тетради фиксируют, кто куда прошел».
Игонин отметил, эффективность системы безопасности на предприятии зависит не только от соблюдения требований, но и от отношения к необходимости их исполнения. Важно исключить формальный подход.
Коллеги, обратите внимание на то, как вы реально защищены. Воспользуйтесь нашей помощью, чтобы оценить эффективность защиты», – призвал Сергей Игонин и в очередной раз напомнил, что Управление транспортной безопасности Ространснадзора всегда открыто к сотрудничеству. Кроме того, Сергей Игонин проанонсировал создание центра для обсуждения защиты аэропортов от БВС на базе центра авиационной безопасности в аэропорте «Шереметьево.
С надеждой на будущее
Обсуждение темы беспилотников на NAIS подняло перед участниками целый ряд проблем, которые до сих пор не имеют решения: технологии развития БВС опережают разработку и модернизацию средств их подавления, законодательная база для применения антидрон-решений практически отсутствует.
Вероятно, поэтому на форуме NAIS из всех категорий систем безопасности раз за разом участвуют стендами только ветераны досмотровых систем – «Южполиметаллхолдинг», «Диагностика-М», «Новые технологии». Для их продукции регулирование разработано, действует и позволяет планировать серьезные стратегические разработки и затраты под них.
Остальным, например вендорам решений для защиты территорий и воздушного пространства вокруг аэропортов, еще предстоит дождаться, пока законодательная турбулентность в их сегменте будет пройдена. От этого будет зависеть появление технологичных новинок на NAIS. Возможно, уже к 2030 году.
Рейтинг NAIS по версии журнала RUБЕЖ: 4,5
Экспозиция. Представленность продукции на стендах: 5
Актуальность деловой программы: 5
Технологические новинки: 4
Охват отраслевых игроков: 5
Статус в госсекторе: 5
Бизнес-эффективность: 4
Влияние на отрасль: 4