По итогам 2019 года элементы национальной программы «Цифровая экономика» (ЦЭ) отставали от всех других национальных проектов по выполнению: бюджет программы был исполнен лишь на 53,6%. К ноябрю 2020 года показатель освоения средств вырос до 34,4%. А после подведения итогов работы за год - в январе 2021-го - реализация бюджета «Цифровой экономики» составила 97,4% (около 2,1 трлн руб.). Правда, есть нюанс - сам бюджет программы был пересмотрен в сторону сокращения. То же и на ближайшие годы, работать Минцифры будет по урезанной федеральной смете.
Как следует из первой редакции Паспорта Национальной программы ЦЭ, на реализацию мероприятий 2020-го года в федеральном бюджете изначально было выделено 123 656,66 млн руб. (150,2 млрд руб. с учетом внебюджетных источников). Однако в результате пересмотра параметров нацпроектов в рамках общенационального плана восстановления экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции и борьбы с пандемией бюджет был скорректирован и составил в общей сложности 131,8 млрд руб.
В середине сентября 2020 г. правительство приняло решение продолжить курс на сокращение бюджетов ряда национальных программ, в число которых попала и «Цифровая экономика». Так, в период 2021-2023 г.г. финансовое обеспечение нацпроекта планируется уменьшить на 92,2 млрд рублей (до 552 млрд руб. на три года):
- в 2021 — на 24 174,5 млн рублей (до 150,2 млрд руб.),
- в 2022 году — на 35 424,6 млн рублей (составит 211,1 млрд руб.),
- в 2023 году, соответственно, на 32 632,5 млн рублей (до 190,7 млрд руб.).
Очевидно, что пересмотренный бюджет повлияет на перечень приоритетных проектов программы и порядок их реализации. Указ Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 определяет пять национальных целей развития страны на период до 2030 года:
- а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- б) возможности для самореализации и развития талантов;
- в) комфортная и безопасная среда для жизни;
- г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
- д) цифровая трансформация.
В рамках «Цифровой трансформации» необходимо достичь выполнения следующих показателей:
- достичь «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления,
- до 95% увеличить долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде,
- до 97% увеличить долю домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету,
- в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года увеличить вложения в отечественные решения в сфере ИТ (объем российского IT-рынка, по данным исследования IDC, в 2019 году составил чуть более $25 млрд).
Как же компаниям сохранить шанс на поддержку государства? Для них в бюджете на 2021 год и плановые 2022-2023 гг. предусмотрена адресная помощь в виде целевых субсидий и грантов. Грантовая поддержка на разработку и внедрение российских цифровых решений в 2020-м году составляла в совокупности 7,1 млрд рублей (до 20 млн руб. стартапам, до 300 млн руб. компаниям разработчикам, те же 300 млн руб. компаниям на цифровую трансформацию и до 80 млн руб. компаниям на внедрение цифровых решений). Совокупный объем субсидиарной поддержки подсчитать сложнее, так как распределение субсидий определено отдельными постановлениями, где прописаны условия получения и объемы финансовой помощи для одной компании.
Существует несколько программ мер поддержки, а именно:
- Поддержка малых инновационных предприятий
- Поддержка пилотных проектов внедрения отечественных цифровых решений
- Поддержка проектов по внедрению отечественных ИТ-решений
- Поддержка проектов по разработке и доработке отечественного программного обеспечения
- Промышленные разработки
- Льготное кредитование компаний.
Субсидии на цифровую трансформацию доступны для всех юридичеких лиц — налоговых резидентов РФ (не находятся в стадии ликвидации или банкротства), которые приобретают продукцию или услуги отечественных IT-компаний. Проект по цифровой трансформации, подразумевающий переход на российские решения в сфере информационных технологий, реализуется в рамках отраслей экономики, в том числе определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Важным нюансом является то, что получателем субсидии выступает банк, который в свою очередь кредитует обратившегося за финансовой помощью заемщика по договору уступки прав.
Льготный кредит, согласно Постановлению от 5 декабря 2019 г. N 1598 «Об утверждении правил предоставления из Федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий», выдается по ставке 1–5% (90% кредитной ставки субсидируется) на срок до конца 2024 года и отвечает следующим критериям:
- может быть выдан на реализацию проекта (от 25 млн руб до 5 млрд руб);
- может быть выдан на реализацию программы (от 500 млн руб до 10 млрд руб);
- нельзя использовать для целей рефинансирования, положить его на депозит или воспользоваться другими финансовыми инструментами
- расходы на приобретение отечественных IT-решений должны составлять не менее 60% общего бюджета проекта/программы.
Целевое использование льготного кредита может быть следующим:
- Приобретение прав на РИД (лицензии, патенты)
- Приобретение ПО
- Приобретение, монтаж, наладка и иные мероприятия по вводу в эксплуатацию программно-аппаратных комплексов (ПАК)
- Приобретение, монтаж, наладка и иные мероприятия по вводу в эксплуатацию компьютерного, серверного, сетевого и иного оборудования в целях внедрения проектных решений
- Приобретение комплектующих, составных частей к оборудованию
- Проведение инжиниринговых работ, включая подготовку плана внедрения и адаптации
- Сертификация, лицензирование и иные обязательные платежи
- Накладные расходы по проекту
- Затраты на оплату труда и обязательные (страховые) платежи
- Затраты на оплату услуг привлекаемых сторонних организаций
- Приобретение необходимых расходных материалов
- Модификация и адаптация отечественных продуктов, ПАК, ПО, сервисов и платформенных решений.
Речь идет об оказании акселерационной поддержки компаниям–разработчикам в создании и выводе их продуктов на внутренний рынок. Программы для этого уже разрабатывает Фонд развития интернет-инициатив.
С помощью субсидий разработчики могут покрыть до 50% затрат - либо на создание цифровых продуктов, либо компенсировать расходы на зарплату сотрудников, на оснащение новых рабочих мест, или на приобретение оборудования и получение сертификатов.
Субсидии из федерального бюджета получат и предприятия электронной и радиоэлектронной промышленности (согласно Реестру российских организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции, Постановление правительства РФ №2392 от 31.12.2020 г.). Дотации государства рассчитаны на то, чтобы компании смогли погасить проценты по кредитам, если деньги были взяты на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники. Для получения финансовой помощи необходимо было принять участие в конкурсном отборе, а субсидируемый кредит должен был соответствовать следующим требованиям:
- выдан не ранее 1 января 2016 года,
- на срок не менее одного года
- общая стоимость составляет по подпрограммам госпрограммы:
- на телекоммуникационное оборудование – до 1,5 млрд рублей;
- на вычислительную технику – до 2,5 млрд рублей;
- на специальное технологическое оборудование – до 2 млрд рублей.
Ежеквартальные субсидии на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 16.11.2019 № 1463 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных медицинских изделий и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Размер финансовой помощи предлагается рассчитывать по формуле S = (a1 + a2 + a3 + a4) x 0,7, где:
a1 - затраты на оплату труда работников организации-производителя, а также затраты на отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию;
a2 - материальные расходы (за исключением капитальных вложений в основные фонды организации-производителя) (без налога на добавленную стоимость);
a3 - накладные расходы (кроме представительских расходов, оплаты проезда к месту отдыха, организации и участия в выставках), непосредственно связанные с реализацией проекта (принимаются в размере не более 60 процентов показателя a1);
a4 - затраты на оплату работ (услуг), оказанных сторонними организациями, привлекаемыми для реализации проекта на территории Российской Федерации, а также на территориях зарубежных государств в случае проведения на их территории клинических испытаний медицинских изделий и регистрации медицинских изделий (без налога на добавленную стоимость) (принимаются в размере не более 80 процентов показателя S)
Субсидия на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и (или) программных продуктов в целях дальнейшего внедрения на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность в обрабатывающих отраслях экономики (Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 529 "Об утверждении правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции"). На 2021 год совокупный объем субсидий, выделенных на финансовую помощь предприятиям, составляет 2 млрд руб.
Текст подготовила Анастасия Ольденбургская
Фото — pexels.com