C 22 октября 2020 года в России действует постановление Правительства от 8 октября 2020 года № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Перевозчики уже столкнулись с первыми проблемами: узаконить маршрут теперь сложнее и возникла необходимость обучать транспортной безопасности рядовых сотрудников. О том, как облегчить работу коллегам, говорили эксперты отрасли на «Транспортной неделе-2020» в рамках круглого стола.
В постановлении (ознакомиться с ним можно на портале publication.pravo.gov.ru) указана типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности (см. приложение к документу), который нужно разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство (см. пункт 6.4 постановления) по каждому маршруту. Если перевозки регулярные, можно создать один паспорт для группы транспортных средств по определённому маршруту, а если разовые?
Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев считает, сделать паспорт на каждый маршрут невозможно, т.к. есть определённые временные рамки:
- 30 дней дано владельцу транспортного средства, чтобы подготовить, утвердить и отправить паспорт в Росавтодор,
- 10 дней дано Росавтодору, чтобы проверить паспорт и отправить владельцу транспортного средства,
- итого 40 дней на то, чтобы перевозка стала законной.
У нас есть одна добросовестная организация, которая обслуживает компанию «Шелл». У неё всего 135 заправочных станций в центральном регионе, но мест погрузки – десять. 135х10 – это больше тысячи уже маршрутов. Я уже не говорю о том, что они могут разгружать и другие перевозки – и это только для «Шелл», а обслуживает перевозчик не одну компанию! Перемножьте всё это на паспорта,
- приводит пример Валерий Алексеев.
Этот вопрос уже поднимали в межведомственных рабочих группах. Говорили, что в России действует постановление от 13 февраля 2018 года №153, согласно которому транспортные средства категорий М2, М3, N, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Это касается и пассажирских перевозок. Зачем мы пытаемся в бумажном виде собрать те документы, которые совершенно не нужны? Необходимо разработать изменения и внести их в закон, а то цифровизация идёт, а мы всё с бумажками возимся,
- отмечает Валерий Алексеев.
Ещё один ключевой момент постановления, вызывающий споры, это обучение сотрудников. Согласно п.6.6 и 6.12 перевозчики обязаны:
- обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, и только в установленных документом случаях - подразделениями транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком, предусмотренным ч.1 и ч.2 ст.121 ФЗ «О транспортной безопасности».
Не сделаем мы из водителей, из технических сотрудников специалистов, которые смогут по взгляду определить, есть ли намерение у человека совершить террористический акт или акт незаконного вмешательства. Специалистов ФСБ мы из них не сделаем,
- утверждает Валерий Алексеев.
Одно из предложений – пользоваться услугами специалистов по транспортной безопасности и платить налог. Эксперты говорят, так будет точно легче и, возможно, дешевле.
Прокомментировать спорные моменты постановления эксперты предложили заместителю директора департамента транспортной безопасности Алексею Пятигорскому:
Мы видим документ после утверждения. Не всегда в нём то, что мы изначально закладываем. Зачастую он существенно или незначительно, но изменён. Межведомственная группа создана. Ждём предложений и от морского транспорта, и от воздушного. Всё будем дорабатывать, будем исправлять.
Конкретных решений эксперты не приняли, но и безуспешным открытый диалог назвать нельзя. Постановление № 1640 будет действовать 6 лет с момента вступления. Минтранс России должен проанализировать практику его применения и предоставить результаты Правительству до 15 октября 2021 года. И есть шанс, что в свои выводы министерство включит обсуждения на «Транспортной неделе-2020».
Фото transweek2020