/ /

Нормативно-законодательные акты в области градостроительной деятельности и пожарной безопасности упростят порядок работы

Нормативно-законодательные акты в области градостроительной деятельности и пожарной безопасности упростят порядок работы

10 июня 2024, 22:19    353

Эксперты Главгосэкспертизы России

Эксперты Главгосэкспертизы России

В 2024 году происходят значительные законодательные изменения, направленные на совершенствование инвестиционно-строительного процесса на всех этапах жизненного цикла объектов. Сфера пожарной безопасности не стала исключением: 1 сентября отраслевое сообщество ожидает ввода в действие Методики расчета пожарных рисков для промышленных объектов. Также запланирована актуализация СП 485 и 486 – проекты изменений опубликованы на сайте Росстандарта.

Текст:

Игорь Костерин, главный специалист отдела экспертизы пожарной безопасности и ГОЧС Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС ФАУ «Главгосэкспертиза России», кандидат технических наук, доцент.

Сергей Крепышев, начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Упразднение института специальных технических условий (СТУ)

С 1 сентября 2024 года согласно федеральному закону от 25.12.2023 № 653-ФЗ вступают в силу ряд революционных изменений в федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее федеральный закон № 384-ФЗ).

В частности, статья 8 будет изложена в следующей редакции: «Пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований федерального закона № 384-ФЗ, станут:

1) национальные стандарты Российской Федерации (далее национальные стандарты) и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);

2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

3) стандарты организаций;

4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 настоящего федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

При этом следует отметить, что в статьях 3 (ч.6) и 17 Федерального закона № 384-ФЗ требования пожарной безопасности остались.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 4 федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего федерального закона;

2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В то же время требованиями ст.1 федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативные документы по пожарной безопасности это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. По всей видимости, будут изданы подзаконные акты, устанавливающие конкретизированные условия по применению нормативных документов в области пожарной безопасности.

Таким образом, согласно изменениям в федеральном законе № 384-ФЗ упраздняется институт специальных технических условий (СТУ) в соответствии с приказом Минстроя России от 04.04.2024 № 241/пр «О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр, от 22 октября 2021 г. № 774/пр», вводится механизм обоснования с помощью стандартов организации, при этом в части обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности применяются стандарты организаций, согласованные в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Не секрет, что разработка и согласование СТУ влечет за собой значительные временные, а также финансовые затраты, что напрямую отражается на сроках разработки проектной документации, проведения экспертизы и, как следствие, сроках строительства и ввода объектов в эксплуатацию, являясь фактически административным барьером.

Регулирование градостроительной деятельности

Одним из наиболее значимых изменений является введение реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, в который включаются национальные стандарты и своды правил, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, подлежащие применению со дня включения в реестр. Реестр требований является государственным информационным ресурсом. Формирование и ведение реестра требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением с использованием единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 57_4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Правила формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2023 года № 1417.

Статья 15 федерального закона № 384-ФЗ дополнена частями 5_1 и 5_2 следующего содержания:

5_1. Соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в проектной документации здания, сооружения, требованиям, установленным настоящим федеральным законом, должно быть обосновано в этой проектной документации с указанием положений настоящего федерального закона и положений одного или нескольких документов, указанных в части 1 статьи 6 настоящего федерального закона.

5_2. Если иное не предусмотрено заданием на проектирование, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе самостоятельно определить, в соответствии с какими из документов, указанных в пунктах 1-3 ч.1 ст.6 настоящего федерального закона, будут осуществляться архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос здания, сооружения, или принять решение о применении предусмотренных частью 6 настоящей статьи способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе при научном сопровождении архитектурно-строительного проектирования.

Обеспечение безопасности зданий и сооружений

Разработан проект постановления Правительства РФ, устанавливающего требования к содержанию результатов применения способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным федеральным законом (результаты исследований; расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий). Это является очередным крайне важным шагом в развитии расчетных способов обоснования проектных решений.

Очевидно, что направлением дальнейшего развития системы технического регулирования в области пожарной безопасности также должно быть совершенствование расчетных способов обоснования проектных решений (проведение научно-исследовательских работ, испытаний, внедрение ранее полученных результатов и т.п.), актуализации нормативных документов с учетом ранее согласованных в СТУ решений, а в конечном итоге полного упразднения административного барьера в виде разработки и согласования СТУ по аналогии с положениями федерального закона № 384-ФЗ.

При таком подходе проектировщик будет иметь полный набор инструментов для разработки проектной документации в соответствии с законодательством без необходимости временных и финансовых затрат на избыточные согласовательные процедуры.

Это полностью вписывается в парадигму параметрического метода нормирования, определенного Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р. (метод установления нормативных требований, при котором установление обязательных требований применяется только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования, в том числе к количественным параметрам вне зависимости от его конструкции и исполнения). При этом способы достижения нормативных требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения иных способов (подходов) на альтернативной основе).

В развитие обозначенного подхода в настоящее время осуществляется разработка свода правил СП 11-01 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Основная цель формирование совокупности взаимосвязанных нормативных документов в строительстве и их положений и упорядочивание этой совокупности путем установления единых добровольных принципов формирования, построения и изложения положений нормативных документов.

Законодательные инициативы в области пожарной безопасности

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2022 № 1140 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20.03.2023 № 72633) с 1 сентября 2023 года действует обновленная Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности. Так как подавляющее большинство расчетов пожарного риска выполняются с использованием расчетных компьютерных программ, перед разработчиками стоит задача актуализации (переработки) компьютерных алгоритмов с учетом внесенных в Методику изменений.

Отдельным крайне важным вопросом стала юридическая ответственность разработчиков программного обеспечения расчетов в области пожарной безопасности и пользователей, осуществляющих эти расчеты. Ключевая особенность проводимых расчетов с использованием Методики – обоснование требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности объектов и, как следствие, исключение гибели, причинения вреда жизни и здоровью людей при пожаре. А также безопасная эвакуация за необходимое время с учетом проектируемых систем противопожарной защиты и возможных имеющихся на объекте отступлений от нормативных документов, которые могут быть учтены при расчете пожарного риска.

На 1 сентября запланирован ввод в действие новой Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах. Проект документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Запланирована корректировка СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Проектомизменения № 5 к СП 4.13130.2013 предусмотрено:

  • корректировка требований к противопожарным расстояниям до деревянных зданий повышенной этажности и от застройки до лесных насаждений;
  • уточнение нормативных требований пожарной безопасности к жилым и общественным зданиям;
  • внесение новых положений в части размещения зданий, сооружений для хранения пиротехнических изделий, объемно-планировочных и конструктивных решений объектов хранения пиротехнических изделий;
  • уточнение положений в части устройства газовых котельных в жилых и общественных зданиях;
  • уточнений положений в части проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям различных классов функциональной пожарной опасности;
  • внесением новых положений в части разработки отчета по анализу пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны.

Проект изменений опубликован на официальном сайте Росстандарта в мае 2024 года.

С 20.12.2023 и с 01.01.2024 вступили в силу Изменение № 1 к СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» и Изменение № 1 к СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» соответственно. С 01.03.2024 действует Изменение № 1 к СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Вступил в силу с 19.01.2024 СП 282.1325800.2023 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов. Согласно новой редакции свода правил, системы теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на газообразном и твердом топливе допускается проектировать в зданиях общественного и производственного назначения городских и сельских населенных пунктов с максимальной тепловой нагрузкой не более 100 кВт включительно.

Также на сайте Росстандарта в марте 2024 года размещены редакции проектов Изменений № 1 СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и СП 486.1325800.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».

Целью разработки проекта изменения № 1 СП 485.1311500.2020 является совершенствование нормативных требований пожарной безопасности по применению неметаллических труб при проектировании автоматических установок пожаротушения, а также актуализация отдельных положений СП 485.1311500.2020 на основании решений, разработанных и апробированных при проектировании автоматических установок пожаротушения.

Целью разработки проекта изменения № 1 СП 486.1311500.2020 является совершенствование нормативных требований к защите системами пожарной автоматики зданий и сооружений при их проектировании и строительстве, а также актуализация отдельных положений СП 486.1311500.2020 на основании решений, разработанных и апробированных при проектировании, строительстве и эксплуатации различных объектов защиты.

Нормативно-правовая база пожарной безопасности активно развивается и совершенствуется. Однако для устранения всех имеющихся проблемных вопросов, административных барьеров, разночтений в нормативных требованиях и их гармонизации необходимо активнее организовывать межведомственное взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти для построения и успешного функционирования эффективной системы технического регулирования строительной отрасли.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1821 s
queries: 72 (0.0087 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.