В 2023 году производители систем оповещения решали две задачи — обеспечить производство комплектующими и одновременно нарастить объемы продаж. Данный сегмент показал рекордный рост спроса до 30% на фоне увеличения объемов строительства и плановой замены оборудования с истекшим сроком эксплуатации. При сохранении тенденции эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка СОУЭ в 2024 году на уровне 15-20%.
ТРЕНД 1. ВЗРЫВНОЙ РОСТ СПРОСА
С точки зрения экономики рынок систем пожарной автоматики (СПА) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в 2023 году можно охарактеризовать взрывным — до 30% — ростом спроса. Драйверами увеличения продаж стали:
- резкий уход вендоров из недружественных стран в 2022 году и импульс к развитию российского бизнеса, стимулирование перехода на системы российского происхождения;
- рост объемов ввода в эксплуатацию и реконструкции объектов строительства;
- выход на плановые реконструкции и переоснащение объектов, смонтированных до 2014 года и оснащенных иностранным оборудованием по истечении 10-летнего срока эксплуатации начиная с 2023 года (так как в 2022 году этого не было в бюджетах).
Этот рост, безусловно, стал вызовом для всех игроков рынка. В большей степени —для вендоров, имеющих производство в России. Так к задаче получения комплектующих в условиях санкционных ограничений добавилась новая — увеличить объемы производства. И именно благодаря сложностям 2023 год показал: на российском рынке СОУЭ есть сильные игроки, способные закрыть возросшую потребность в оборудовании. 2023-й стал годом, по результатам которого заказчики и интеграторы могут сделать выводы, на кого из производителей делать стратегическую ставку. Кому из вендоров хватит экспертности и ресурсов, чтобы быть стабильным партнером в период неустойчивой экономики.
ТРЕНД 2. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА ФОНЕ РОСТА ИМПОРТА ИЗ КИТАЯ
В 2023 году доля китайской продукции под российскими брендами на рынке СОУЭ составила 30-35% от общего объема рынка. Что касается оборудования из других стран, до 2022 года на рынке СОУЭ РФ присутствовали также системы европейского и японского вендоров (Bosch, Toa), однако суммарно доля этих систем составляла не более 10% рынка. Их уход не стал каким-то кардинальным событием, а спрос был органично замещен другими участниками рынка.
Сокращение доли импортного оборудования стало возможно благодаря вступлению в действие новых правил в области импортозамещения и необходимости доказывать российское происхождение оборудования при применении его на объектах с государственным финансированием.
В частности, для подобных объектов требуется наличие формы СТ-1, вхождение в Реестр российской электронной промышленности согласно Постановлению Правительства № 878.
Но как будет развиваться сюжет построения технологического суверенитета в 2024 году? С одной стороны, российские производители готовы обеспечить спрос на СПА на российском рынке.
С другой — товарооборот с Китаем официально одобрен, и государство, заинтересованное в получении технологически невоспроизводимых товаров, не активно работает в направлении ограничения поставок конкретно из Поднебесной.
Китай же, находясь в сложных условиях на мировой арене, видит в российском рынке перспективный источник спроса и будет усиливать присутствие своих производителей в России, прямое или косвенное (в формате OEM).
Исполнительский аппарат контроля за оборотом продукции с акцентом на поддержку местных российских производителей в этом вопросе сформирован не в полной мере. Китайское оборудование продолжает фигурировать в проектах, особенно на крупных государственных объектах, где использование того или иного бренда может являться предметом личных интересов участников.
Зачастую проблематика применения китайского оборудования лежит не только в плоскости недостаточной политической воли в вопросах импортозамещения и технологического суверенитета, но и в плоскости нормативной. Китайское оборудование не всегда соответствует российским нормам: если взять контроль трансляционной линии до последнего динамика, то его умеют делать не все китайские изделия (контролируют по сопротивлению, при достаточно длинных линиях контролировать не могут).
Еще момент — не всегда понятно, как тот или иной блок прошел сертификацию. И здесь есть над чем задуматься органам по сертификации. Например, о достаточности методологии сертификации, когда оборудование с сертификатом по ГОСТ 53 325 по 043-ТР фактически не имеет в своем составе обязательных технических свойств и признаков (цвета индикаторов, передачу состояний). Как итог, китайские системы СОУЭ продолжают импортироваться, несмотря на способность российских производителей обеспечить спрос в стране и заявленное государством импортозамещение. В 2024 году возможно как их усиление за счет давления со стороны Поднебесной, так и ослабление, если политика в вопросах ограничения импортных систем будет осуществляться более активно.
ТРЕНД 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС
Для СОУЭ внедрен ГОСТ 34699 «Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные», который заменит в части требований к элементам СОУЭ ГОСТ 53325. В сегменте пожарной сигнализации аналогичный ГОСТ на смену 53325-му внедрен только для извещателей пожарных и средств передачи извещений о пожаре. В случае продолжения нормотворческой работы это позволит стандартизировать требования к системам СПА на территории ЕАЭС.
Для российских производителей СОУЭ требования ГОСТ 34699 не новы, он почти полностью повторяет пункты предыдущего нацстандарта ГОСТ Р 53325-2012. Влияние таких нормативных изменений непосредственно на отечественный рынок будет опосредованным, поскольку в первую очередь они послужат основанием для сертификации по 043 ТР ЕАЭС. Это создаст в странах Евразийского союза правила работы с техническими требованиями к системам СОУЭ, которых сейчас не хватает. Уже имеющиеся продуктовые линейки, соответствующие новым требованиям, дают российским вендорам преимущество в увеличении своей доли на рынках стран ЕАЭС.
ТРЕНД 4. СПРОС НА КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ С ПОЛНЫМ ФУНКЦИОНАЛОМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ
Под комплексностью здесь понимается как технологическое единство системы — то есть интеграция СОУЭ и ПС в едином интерфейсе управления и мониторинга, так и организационное — проектирование и установка на объект шкафов управления СПА и СОУЭ, собранных в единое устройство под требования объекта.
Запрос рынка был продиктован требованиями СП 484, требующими от систем противопожарной автоматики (СПА) единства. В случае технологической интеграции СОУЭ взаимодействует с ПС интерфейсно, это значит, что весь функционал СОУЭ в системе может быть выведен в «единое окно», на один прибор. На головной прибор СПА полностью передается состояние системы с точностью до события, зоны, линии. Это обеспечивает большую информативность при мониторинге и в ситуации реального пожара — сохраняет контроль и управляемость системы.
Также если интерфейс связи организован с резервированием (обычно это кольцо) — интеграция закрывает вопрос резервирования линий связи для СОУЭ как части СПА.
Для СОУЭ таких требований ранее не предъявлялось, и далеко не все системы способны его поддержать, поэтому применение подобных комплексных решений становится еще более обоснованным.
Что касается организационного аспекта — когда система собрана «в одной коробке», ее производитель отвечает за нее полностью. Комплексные устройства обладают кастомизированным под объект функционалом и дают заказчику гарантию повышенной надежности, связанную с заводской сборкой и тестированием. Помимо этого, смета не пестрит десятками наименований, каждое из которых требует отдельных навыков от инсталлятора по пусконаладке.
Рынок показывает, что собственники объектов относятся с большим доверием к подобным решениям и готовы платить за дополнительную кастомизацию и надежность.
ТРЕНД 5. СПАД АЖИОТАЖА ВОКРУГ ТЕМЫ «АНТИТЕРРОР» И ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЕ
Под влиянием этого кейса прошли 2022-й и часть 2023 года. 12 января 2023 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 70620-2022 «Антитеррористическая защищенность. Термины и определения», впервые устанавливающий основные термины с соответствующими определениями, применяемыми при осуществлении деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности. Документ стал первым российским стандартом в области антитеррористической защищенности.
Однако на сегодня стали абсолютно очевидны «белые пятна» в области технического регулирования для подобных систем. Так, в п. 32 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, ред. от 29.07.2020 г. говорится, что «система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами». Из чего следует, что объекты должны быть оснащены еще одним типом СОУЭ, в дополнение к уже существующим системам. Из-за отсутствия внятных требований в 2023 году спрос на СОУЭ «Антитеррор» пошел на спад. Возвращение спроса в сегменте СОУЭ «Антитеррор» будет зависеть от судьбы ГОСТа.
В декабре 2023 года специалисты ФКУ НИЦ «Охрана» Росгвардии подготовили проект стандарта для систем оповещения при угрозе совершения террористического акта (СО УСТА). В документе были собраны разнообразные несистематизированные технические требования к оборудованию и общие указания по проектированию систем. Ключевой для проектировщиков вопрос о правилах и принципах взаимодействия с другими системами оповещения в проекте стандарта раскрыт не был. Присутствует только один пункт — об исключении возможности автоматического изменения режимов работы СО УСТА по управляющим сигналам, принимаемым от других технических средств и систем. Технические требования по интеграции СО УСТА и СОУЭ в документе также не предусмотрены. Новый нацстандарт ФКУ НИЦ «Охрана» планирует разработать к концу 2024 года.
ТРЕНД 6. ТРЕНД ПО ПЕРЕХОДУ НА МОНОБЛОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Назвать этот тренд новым сложно, поскольку пионеры в этом направлении (и среди них компания «Рубеж» с брендом Sonar) еще в 2019 году вывели на рынок моноблоки. Однако сегодня похожие решения есть в портфеле у большинства ключевых производителей рынка.
Подобные решения имеют высокий конкурентный статус за счет сочетания высокой акустической мощности в компактном исполнении, настенного размещения приборов в условиях недостаточности места на объекте и простой, понятной специалисту любой категории установки и настройке. В отличие от стойки оповещения прибор в моноблочном исполнении не требует от инженера-пусконаладчика межблочной коммутации, специфической настройки каждого функционального блока, разводки питания 220/24В, управляющего и акустического сигналов. А производитель выигрывает на серийном производстве типового оборудования, предоставляя потребителю выгодную цену.
Неудивительно, что в массовом сегменте объектов без специфических требований применимость подобных решений растет и будет расти в 2024 году.