Дмитрий Казанцев
Начальник отдела правовой экспертизы центра электронных торгов B2B-Center
Автор: Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы центра электронных торгов B2B-Center
11 декабря 2014 года председатель российского Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вводит правила участия малого и среднего бизнеса в закупках государственных компаний.
До этого в Федеральном законе 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" была установлена лишь обязанность госкомпаний проводить часть закупок у малого бизнеса и публиковать отчетность об этом, а также право правительства устанавливать особенности участия малого бизнеса в таких закупках.
До принятия нового постановления обязанность фактически существовала, но правительство ее не регулировало.
Малый бизнес активно участвует в закупках госкомпаний, но без специальных преференций он не может быть равноправным партнером не только в закупочной деятельности, но и во взаимоотношениях с крупными компаниями в принципе. Особенно если идет речь о государственных корпорациях.
Поэтому постановление правительства можно рассматривать не только как констатацию того факта, что малый бизнес слаб, но и как попытку сбалансировать участие малого бизнеса в закупках и активизировать его участие в будущем.
Сейчас самые значительные препятствия для малого бизнеса связаны либо с размерами самой закупки, которые просто неподъемны для него, либо с повышенными требованиями к участникам закупок. Конечно, такие требования необходимы, но они не всегда оправданы. В ряде случаев, когда закупаемый товар или услуга не имеют стратегического значения, малый бизнес мог бы выполнить заказ, но не готов положить миллион рублей на год в банк для обеспечения данной закупки.
Постановление правительства как раз и нацелено на снижение этих барьеров.
Отныне госкомпании обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 18% от всего объема своих закупок. Кроме того, они будут проводить специальные закупки только у малого и среднего бизнеса. Раньше такие действия могли рассматриваться как нарушение конкуренции. Сейчас они стали вполне легальными.
Постановление также снижает некоторые требования к участникам закупок, поэтому малому бизнесу будет проще участвовать без лишних расходов для себя.
Для успешной реализации данной инициативы правительства необходима совместная работа.
С одной стороны, Федеральная антимонопольная служба должна принять активное участие в реализации постановления, контролировать и участвовать в публикации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документации и отчетности по данному виду закупок. В принципе, постановление предусматривает такую работу.
С другой стороны, и сам малый бизнес должен отстаивать свои права, отслеживать на официальном сайте документацию по таким закупкам и обжаловать нарушения в антимонопольном органе.
Очевидные риски реализации постановления связаны с формальным походом к его исполнению. Заказчики могут выставлять на такие закупки заведомо неконкурентную продукцию. Либо закупки будут проходить не на конкурентной основе, а с участием «своих» малых компаний. В таком случае отчетность будет в порядке, но цена на продукцию из-за посредника вырастет, а реальный малый бизнес никаких преференций не получить.
Сопротивление со стороны заказчиков наверняка будет, т.к. исполнение новых требований для них просто неудобно. С одной стороны, они не привыкли устанавливать преференции для малого бизнеса, с другой – есть технические сложности. Госкомпании привыкли закупать продукцию напрямую, а теперь им нужно не просто проводить конкурентную закупку, но и устанавливать специальные требования по участию малого бизнеса, запрашивать дополнительные подтверждающие документы. Кроме того, им необходимо предусмотреть специальный пул товаров и категории закупок для малого бизнеса. Все это не только планировать, но и отражать в отчетности.
Поэтому для успешной реализации постановления необходимы дополнительные ограничения. Допустим на прямую закупку продукции, предназначенной для малого бизнеса. В настоящее время по закону 223-ФЗ заказчик может закупать напрямую любую продукцию. Это право с одной стороны верное, но оно должно быть ограничено разумными рамками. Например, закупать напрямую не более половины годового объема закупок, если они не относятся к сфере ЖКХ и естественных монополий, т.е. в тех областях, где конкуренция объективно возможна.
Сама идея в новом постановлении Правительства заслуживает всяческого одобрения. Помощь малому бизнесу необходима. Конечно, в идеале она оказывается через льготное налогообложение, сокращение проверок, упрощение регистрации и отчетности. Но если все это сейчас в России в полноценном виде невозможно, то сама тактика помощи малому бизнесу, безусловно, верна.
Другое дело, что постановление – это только первая ласточка на пути нормативного регулирования помощи малому бизнесу в закупках госкомпаний. Не надо на каждую новую норму смотреть как на священную корову: лишь совместная аналитическая работа регуляторов и профессионального сообщества позволит отточить формулировки, дополнить документ более эффективными механизмами и очистить его от требований, которые окажутся трудновыполнимыми. Со временем по результатам такой совместной работы это постановление действительно имеет все шансы превратиться в действенный документ поддержки малого бизнеса.
Реализацию постановления необходимо отслеживать на каждом этапе. При этом важно, чтобы правительство учитывало мнение профессионального сообщества. Сегодня Правительство уже работает по такому принципу: отдельные неудачные нормы корректируется. Поэтому есть основания полагать, что новые правила закупок госкомпаний станут существенной мерой поддержки для малого и среднего бизнеса.