Александр Смирнов
Эксперт по системам физической безопасности К2Тех
В эпоху, когда безопасность и эффективность транспортных узлов определяют не только их надежность, но и экономическую успешность, на смену реактивным системам контроля приходят интеллектуальные решения. Простая фиксация событий больше не справляется с вызовами растущих пассажиропотоков, сложными угрозами и требованиями бизнеса к качеству услуг. В авторской колонке Александр Смирнов, эксперт по системам физической безопасности К2Тех, детально разбирает, как современная видеоаналитика на основе искусственного интеллекта трансформирует подход к управлению безопасностью и операционной деятельностью на таких сложных объектах, как аэропорты, вокзалы и порты.
Транспортный узел — сложнейший организм, живущий в ритме миллионов пассажиров, тонн грузов и тысяч рейсов. Подходы к безопасности, основанные на реактивном реагировании и ручном мониторинге сотен мониторов, достигли своего предела. Постоянный рост пассажиропотока, появление новых угроз, а также бизнес-требования по повышению пропускной способности и клиентского опыта создают беспрецедентное давление на традиционные модели контроля за объектом.
Ответом на эти вызовы становится концепция интеллектуального транспортного хаба, где ведущая роль отводится не просто видеонаблюдению, но продвинутой видеоаналитике на основе искусственного интеллекта.
Осознанный взгляд
Сегодня камеры превратились в интеллектуальные сенсоры. Система не просто «видит» пиксели, а «понимает» происходящее: распознает объекты (человек, автомобиль, чемодан), их атрибуты (цвет одежды, номерной знак) и действия (бежит, падает, поднимает предмет). Ключевым драйвером развития становятся алгоритмы машинного обучения, обученные на терабайтах релевантных видеоархивов. Это позволяет с высокой точностью детектировать все более сложные сценарии.
Видеоаналитика достигает максимальной эффективности именно в масштабе крупных инфраструктурных объектов, которыми и являются аэропорты, вокзалы, порты. Развитие технологий позволяет превратить безопасность в проактивный и многоуровневый процесс с минимальным включением человеческого фактора.
Зачастую видеоаналитика позволяет работать на упреждение, выявляя угрозы до их становления. Причем эффект достигается при определении довольно базовых сценариев. Например, распознавание оставленных предметов в зонах досмотра, у стоек регистрации, на перронах. Ранее процесс нахождения бесхозных сумок зависел от множества факторов: внимательности операторов камер, патрульных сотрудников на местах, бдительности рядовых граждан. Сейчас система автоматически выделяет объект, который находится без движения дольше заданного времени, и мгновенно отправляет тревогу службе безопасности с привязкой к месту.
Пожалуй, та же история с обнаружением несанкционированного проникновения. Анализ траектории движения человека в реальном времени позволяет выявить попытку проникновения в запретную зону, а не просто факт пересечения виртуальной линии. Причем система определяет не только критические моменты, но и подозрительные. Например, праздношатание — пребывание людей в нетипичных местах на протяжении излишне продолжительного времени. Согласитесь, лучше проверить «лишнего» зеваку, чем допустить потенциальную катастрофу.
Здесь аналитика вступает в апогей своей функциональности — анализ поведения. Алгоритмы учатся распознавать все новые нетипичные паттерны: агрессивную конфронтацию, бег против движения толпы, образование давки, а самое главное — критически опасные состояния, например, падение человека на рельсы. Это позволяет предотвратить трагедию, а не зафиксировать ее.
Отмечу, что в условиях высоких потолков транспортных терминалов, видеоаналитика становится элементом пожарной безопасности. Камера способна увидеть дым и возгорание в условиях, где становятся не эффективны традиционные дымовые извещатели. Вкупе с использованием тепловизионных комплексов аналитика становится универсальным инструментом специалиста по пожарной безопасности.
В случае, если инцидент все же произошел, аналитика ускоряет процесс расследования. Оператор задает параметры: «Найти мужчину в синей куртке, с черным рюкзаком, появившегося на камере 1445 между 14:00 и 14:15». Система за секунды выдает все эпизоды, подходящие под описание. Затем это позволяет построить цепочку перемещений, воссоздать полный маршрут человека или транспортного средства по территории объекта.
Синергия систем
Видеоаналитика без взаимной интеграции с другими системами — исключительно инструмент интеллектуального наблюдения, но истинная эффективность решения достигается именно в синергии систем и логических цепочках автоматизации.
При интеграции с классическим СКУДом, камера над турникетом не просто фиксирует проход, а верифицирует его. Например, сценарий в зонах для персонала: «Пропуск предъявлен, но биометрический шаблон лица не совпадает с эталонным» = сигнал тревоги охране. Или «Попытка проноса крупногабаритного предмета в запрещенную зону» = блокировка турникета. Настроить можно практически что угодно. Вопрос — в грамотном целеполагании.
Интеграция с системами связи и оповещения позволяет автоматизировать процессы при возникновении давки, например, на перроне или в метро. Система автоматически определяет плотность толпы и инициирует трансляцию голосовых сообщений по громкой связи в конкретной зоне для деэскалации ситуации и управления потоками.
Стоит признать, что на текущий момент видеоаналитика все еще в стадии активного развития, что означает возможность возникновения ложных тревог. Интеграция с пожарными системами и PSIM — хороший пример того, как аналитика регулирует сама себя. При срабатывании, система автоматически выводит видео с ближайшей камеры для верификации оператором. Если ничего не случилось (пар от кофемашины, пыльные работы) — тревога игнорируется, экономя время и ресурсы экстренных служб. Если инцидент все же произошел, оператору достаточно нажатия одной кнопки для активации заранее настроенного комплекса мер реагирования.
За пределами безопасности
Помимо обеспечения комплексной безопасности, аналитика позволяет оптимизировать операционную деятельность и достичь прямых бизнес-выгод. Возвращаясь к вопросу интеграции, стоит отметить взаимодействие видеоаналитики с BI-системами. Агрегированные и обезличенные данные о пассажиропотоке, времени ожидания в очередях, загрузке залов передаются в бизнес-аналитику для долгосрочного планирования, штатного расписания и коммерческой деятельности, например, размещения рекламы или регулирования арендных ставок. С точки зрения оптимизации пассажирских потоков, это позволяет построить прогноз пиковой нагрузки и заранее мобилизовать ресурсы.
Видеоаналитика действительно становится инструментом универсального назначения в зависимости от поставленной цели. Перечисленные ранее функции безопасности также могут стать инструментом достижения комфорта пассажиров, улучшения клиентского опыта, повышения лояльности. Помимо определения праздношатания, система может сигнализировать о плохой навигации. Например, выявление точек, где пассажиры часто останавливаются, оглядываются или возвращаются назад — это сигнал о ее недостатках.
Та же история и с определением оставленных вещей. Система может идентифицировать одинокий чемодан, пролежавший без движения длительное время, и оперативно уведомить службу клиентского сервиса для его возврата владельцу, повышая лояльность. А камеры в зоне регистрации могут также помочь с замером времени обслуживания одного пассажира на каждой отдельной стойке, рекомендовать открыть дополнительные стойки или перенаправить потоки.
Комфорт распространяется не только для пешеходов. Камеры распознают государственные номера на въезде-выезде, автоматизируя биллинг. Аналитика свободных мест в реальном времени позволяет направлять водителей через табло, сокращая время поиска места и пробки.
Можно уверенно сказать, что видеоаналитика на транспорте — это уже не статья расходов на безопасность, а стратегическая инвестиция в устойчивое и эффективное будущее всего объекта. Транспортный объект, не использующий возможности видеоаналитики, сегодня не просто уязвим с точки зрения безопасности. Он неэффективен, неповоротлив и теряет значительные финансовые возможности. Достичь эффективности можно лишь при грамотном подходе к взаимной интеграции и автоматизации систем. Для этого мы искренне рекомендуем обращаться к технологическому партнеру с релевантным опытом создания ИТ-ландшафта крупных инфраструктурных объектов.
