/ /

Актуальные вопросы создания современных систем обеспечения комплексной безопасности в пассажирских аэровокзалах

Актуальные вопросы создания современных систем обеспечения комплексной безопасности в пассажирских аэровокзалах

18 апреля 2019, 17:25    1108

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

При рассмотрении вопроса как, и какими системами комплексной безопасности необходимо оборудовать современный пассажирский терминал следует исходить из того, что в аэровокзале в обязательном порядке должны функционировать следующие системы транспортной и пожарной безопасности: система видеонаблюдения, система аудиозаписи, СКУД, система охранной и тревожно-вызывной сигнализации,  система пожаротушения, система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты.

Системы контроля и управления доступом (далее — СКУД) выполняют функцию защиты помещений аэровокзала от несанкционированного проникновения посторонних лиц, автоматизации контролируемого прохода, управления режимами доступа. 

Все действующие СКУД в аэровокзале должны отвечать современным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969. СКУД аэропорта должны также соответствовать требованиям ГОСТ Р 51241-2008 «Средства и системы контроля и управления доступом.

Классификация.

Общие технические требования к СКУД аэровокзала следующие:

(из) охраняемый объект путем их идентификации по комбинации следующих признаков: вещественный код (например, карты); запоминаемый код (кодонаборные панели и другие устройства); биометрический код (отпечатки пальцев);

— предотвращение несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;

— выдачу информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;

— взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности;

— взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;

— обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.

В состав СКУД аэровокзала как правило входят: считывающие устройства (считыватели и идентификаторы);  средства управления в составе аппаратных и программных средств;  управляемые исполнительные устройства в составе преграждающих конструкций (турникеты, двери).

СКУД в аэровокзале выполняют следующие основные функции:

— открывание управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал, или по команде оператора системы и средства контроля доступа;

— запрет открывания управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал;

-  санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в средства управления в составе аппаратных и программных средств и обеспечение их связи с зонами доступа (помещениями или территориями) и временными интервалами доступа;

-  защита от несанкционированного доступа к программным средствам средств управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;

-  защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, к установке режимов и к информации в виде системы паролей и идентификации пользователей;

-  сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;

 -    ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание управляемых преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;

— открытие или блокировка любых дверей, оборудованных СКУД, с рабочего места оператора системы;

— автоматическое открытие определенных дверей по пожарной тревоге;

— автоматическое закрытие управляемых преграждающих устройств при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака (кода);

— закрытие управляемых преграждающих устройств на определенное время и выдача сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);

— отображение на пульте оператора, регистрация и протоколирование текущих и тревожных событий;

— возможность просмотра и печати протокола работы СКУД (действия оператора, системные события, проходы клиентов, тревоги и аварийные ситуации);

— автономная работа считывателя с управляемых преграждающих устройств в каждой точке доступа при отказе связи со средствами управления в составе аппаратных и программных средств;

— возможность архивирования базы данных и просмотра архива в автономном режиме;

— возможность распределения работников охраняемого объекта по структуре предприятия для удобства работы с базой клиентов системы;

— возможность идентификации работников и посетителей охраняемого объекта по фотографиям из базы данных системы при проходе (проезде) через управляемые преграждающие устройства;

— учет клиентов системы по типу пропусков:

постоянные пропуска (действуют все время работы клиента системы);

временные пропуска (действуют определенный срок и удаляются из системы автоматически по окончании этого срока);

гостевые пропуска (действуют одно посещение).

Считывающие устройства должны обеспечивать:

  • считывание идентификационного признака с идентификаторов; 
  • сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных средств управления в составе аппаратных и программных средств;
  • формирование сигнала на открывание управляемых преграждающих устройств при идентификации пользователя; 
  • обмен информацией со средствами управления в составе аппаратных и программных средств.

Считывающие устройства защищаются от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков.

Конструкция, внешний вид идентификатора и считывателя, надписи на них не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.

СКУД должны интегрироваться с СОУЭ, и только в этом случае достигается быстрое и автоматическое разблокирование дверей в случае нештатной ситуации. При проектировании СКУД совместно с СОУЭ необходимо учесть следующие требования.

Здание аэровокзала должно оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре 4-го типа, проектируемого с учетом требований СП 3.13130.2009. Оповещение людей о пожаре и организацию эвакуации должно предусматриваться по специально разработанному алгоритму, с учётом результатов расчёта пожарного риска и разделения зданий на зоны пожарного оповещения, путём трансляции речевой информации в автоматическом режиме о необходимости эвакуации, путях эвакуации и других действиях, направленных на обеспечение безопасности. 

Разделение здания терминала на зоны пожарного оповещения необходимо выполнить в соответствии с его разделением по функциональному назначению.  Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания при условии выполнения требований СП 3.13130.2009.

Идеально когда система СОУЭ в основных зонах безопасности аэровокзала  интегрирована с системой аудиозаписи. Например, на стационарных постах и  контрольно-пропускных пунктах (далее – КПП) аэропорта должно быть установлено оборудование видеоконтроля и аудиозаписи, обеспечивающее выполнение требований пункта 49 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227, для документирования действий работников подразделений авиационной и транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по досмотру лиц и транспортных средств.  Архив аудио записи подлежит хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток. Технические системы и средства аудиозаписи должны отвечать «Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969: 

стандарт цифровой записи — РСМ (импульсно-кодовая модуляция), 16 бит, моно/стерео;

сжатие данных — без сжатия; частота дискретизации — 11025/16000 Гц; 

неравномерность амплитудно-частотной характеристики — не более 2 дБ; 

соотношение «сигнал — шум» на микрофонном входе — не менее 75 дБ;

коэффициент нелинейных искажений — не более 1%.

Технические системы и средства аудиозаписи должны обеспечить:

— выполнение требований Научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации к качеству аудиоинформации и ее пригодности для проведения идентификационных исследований по голосу и речи;

— взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;

— обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML

В целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы аэровокзал необходимо оборудовать автоматическими установками пожаротушения. Ими следует оборудовать все помещения здания аэровокзала за исключением помещений, перечисленных в п. А4 приложения А СП5.13130.2009, в том числе электротехнические помещения (серверные, телекоммуникационные и др.) категории В4 и Д. Допускается в одном помещении со спринклерными оросителями использовать дренчерные оросители водяных завес с параметрами, отличающимися от параметров спринклерных оросителей.

Допускается проектирование автоматических установок водяного пожаротушения с различными типами оросителей и конструктивным исполнением, а также с различной тепловой инерционностью в одном помещении при условии обеспечения требуемой интенсивности орошения.

Параметры для проектирования спринклерной АУП помещений аэровокзала (включая спринклерное АУП, оборудованное в зоне многосветных пространств здания высотой до 20 м): интенсивность орошения – не менее 0,12 л/с∙ м2; площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2; расход воды – не менее 14,4 л/с; время работы – не менее 60 мин.

Параметры для проектирования спринклерной АУП помещений багажного отделения:

  • интенсивность орошения – 0,12 л/с∙ м2;
  • площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2;
  • расход воды – не менее 30 л/с;
  • время работы – не менее 60 мин.

В целях обеспечения орошения каждой точки пространства багажного отделения следует предусмотреть совместную работу спринклерных оросителей и внутреннего противопожарного водопровода с размещением пожарных кранов на уровнях пола и технологических площадок, при этом допускается не устанавливать дополнительные спринклерные оросители под технологическим оборудованием.

Параметры для проектирования спринклерной АУП пространства, с возможностью заезда автомобилей и спецтехники (глубиной 20 метров и более):

  • интенсивность орошения – 0,12 л/с∙ м2;
  • площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2;
  • расход воды – не менее 30 л/с;
  • время работы – не менее 60 мин.

Для обеспечения орошения светопрозрачных конструкций, из закаленного стекла, наружных ненесущих стен предусмотреть установку спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения, расположенных со стороны защищаемых помещений, со следующими параметрами:

  • минимальная удельная интенсивность орошения – 0,5 л/(с·м);
  • максимальное расстояние до защищаемой конструкции – 0,5 метра;
  • максимальное расстояние между оросителями – 2,0 м;
  • максимальное расстояние от оросителя до потолка – 0,1 м., допускается увеличение максимального расстояния до 0.3 метра при условии расположения орошаемого фасадного остекления ниже отметки установки оросителя;
  • расстановка оросителей должна обеспечивать орошение светопрозрачных конструкций.

Указанные параметры необходимо подтвердить в соответствии с требованиями статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ расчетно-аналитическим методом, при этом допускается уточнение (изменение) указанных параметров в подтвержденных расчетами пределах.

Для орошения конструкций кровли, а также защиты пространства под ней по площади предусмотреть установку одного уровня оросителей быстрого реагирования с расходом не менее 1 л/с каждый.    При этом спринклерные оросители должны быть расставлены с шагом не более 3 м.

Максимальное расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно приниматься в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009 как для системы автоматического водяного пожаротушения.

Подтверждение обеспечения требуемых пределов огнестойкости конструкций необходимо провести в соответствии с требованиями статьи 87 ФЗ №123-ФЗ [2], при этом допускается уточнение (изменение) параметров орошения конструкций в подтвержденных расчетами пределах.

В качестве противопожарных преград или отдельных участков строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости, допускается применение дренчерных водяных завес, со следующими параметрами:

а). Параметры для проектирования дренчерной водяной завесы при длине завесы до 5 м:

  • распределительный трубопровод с оросителями выполняется в одну нитку;
  • удельный расход – не менее 1 л/(с·м).
  • продолжительность действия завесы – не менее 60 мин.

б). Параметры для проектирования дренчерной водяной завесы при длине 5 м и более:

  • распределительный трубопровод с оросителями выполняется в две нитки;
  • удельный расход каждой нитки – не менее 0,5л/(с·м);
  • расстояние между нитками – 0,4 — 0,6 м;
  • оросители относительно ниток должны устанавливаться в шахматном порядке, крайние оросители, расположенные рядом со стеной, должны отстоять от нее на расстоянии не более 0,5 м;
  • продолжительность действия завесы – не менее 60 мин.

 Водяную завесу по пункту 5.1.7 настоящих СТУ, в случае необходимости, допускается предусмотреть завесами тонкораспыленной воды (ТРВ), или завесами с использованием распылителей с принудительным пуском, при этом параметры дренчерных завес ТРВ должны приниматься с учетом требований технической документации по проектированию производителя применяемого оборудования.

Дренчерные завесы (при их устройстве) обеспечить ручным (дистанционным или по месту) и автоматическим пуском. Автоматический пуск обеспечить в соответствии с пунктом 5.2.5. настоящих СТУ.

По периметру открытых проемов многосветных пространств предусмотреть установку спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения, с интервалом между ними не более 2 м с расстоянием от края проема не более 0,5 м. Расчетные параметры оросителей принять по пункту 5.1.2 настоящих СТУ.

Пространства за подвесными потолками и под двойными полами при высоте от перекрытия до подвесного потолка или от уровня черного пола до уровня двойного пола 0,4 м и выше при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г1, или кабелей (проводов) с объемом горючей массы кабелей (проводов) более 7 л на 1 метр кабельной линии защитить автоматической установкой пожаротушения с параметрами аналогичными параметрам основного защищаемого пространства данного помещения.

Для помещений дизель-генератора и помещения хранения топлива, предусмотреть защиту с применением автоматической установки порошкового пожаротушения модульного типа.

Проектирование автоматических установок порошкового пожаротушения модульного типа должно быть предусмотрено в соответствии СП5.13130.2009 и настоящих СТУ.

Все помещения аэровокзала  оборудуются системой пожарной сигнализации (далее СПС) с применением адресных пожарных извещателей. При этом СПС должна проектироваться в соответствии с требованиями Технического регламента, СП 5.13130.2009. В проекте следует предусмотреть автоматический вывод сигналов о срабатывании АПС аэровокзала по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на рабочее место диспетчера группы пожарной связи Службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полётов (ПАСОП) аэропорта.

В дополнение к требованиям действующих нормативных документов СПС должна обеспечивать в автоматическом режиме:

  • формирование сигналов при пожаре на разблокирование дверей на путях эвакуации, оснащенных электрически управляемыми замками/приводами;
  • формирование сигнала на управление инженерным и технологическим оборудование здания по сигналу «Пожар».

Формирование сигнала на запуск дренчерных водяных завес должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в зонах (помещениях), примыкающих к водяным завесам с любой из сторон в радиусе 20 метров. Формирование сигнала на опускание противопожарных штор и противодымных экранов, должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в зонах (помещениях), в радиусе 20 метров, примыкающих к проемам, с устроенными противопожарными шторами или проемам, образующим многосветные пространства, с любой из сторон.

Формирование сигнала на одновременное опускание всех противопожарных штор, установленных в проёмах внутренних стен лестничных клеток должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в примыкающих к лестничной клетке помещениях или зонах в радиусе 20 метров от лестничной клетки на любом этаже.

В пространствах с возможностью заезда автомобилей (для посадки и высадки пассажиров) для обнаружения возгорания и запуска систем противодымной защиты допускается применение тепловых (в том числе линейных тепловых) извещателей пожарной сигнализации.

   Таким образом, только тщательное проектирование и обеспечение непрерывной работоспособности всех современных систем транспортной и пожарной безопасности в пассажирских терминалах позволит предотвратить на раннем этапе возможные АНВ и возгорания в аэровокзалах и тем самым спасти жизни людей и дорогостоящую технику.

 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2500 s
queries: 69 (0.0071 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.