Актуальные вопросы создания современных систем обеспечения комплексной безопасности в пассажирских аэровокзалах
Александр Бочкарев
Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации
При рассмотрении вопроса как, и какими системами комплексной безопасности необходимо оборудовать современный пассажирский терминал следует исходить из того, что в аэровокзале в обязательном порядке должны функционировать следующие системы транспортной и пожарной безопасности: система видеонаблюдения, система аудиозаписи, СКУД, система охранной и тревожно-вызывной сигнализации, система пожаротушения, система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты.
Системы контроля и управления доступом (далее — СКУД) выполняют функцию защиты помещений аэровокзала от несанкционированного проникновения посторонних лиц, автоматизации контролируемого прохода, управления режимами доступа.
Все действующие СКУД в аэровокзале должны отвечать современным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969. СКУД аэропорта должны также соответствовать требованиям ГОСТ Р 51241-2008 «Средства и системы контроля и управления доступом.
Классификация.
Общие технические требования к СКУД аэровокзала следующие:
(из) охраняемый объект путем их идентификации по комбинации следующих признаков: вещественный код (например, карты); запоминаемый код (кодонаборные панели и другие устройства); биометрический код (отпечатки пальцев);
— предотвращение несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;
— выдачу информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированного прохода (проезда) людей (транспортных средств) на (из) охраняемый объект;
— взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности;
— взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
— обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
В состав СКУД аэровокзала как правило входят: считывающие устройства (считыватели и идентификаторы); средства управления в составе аппаратных и программных средств; управляемые исполнительные устройства в составе преграждающих конструкций (турникеты, двери).
СКУД в аэровокзале выполняют следующие основные функции:
— открывание управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал, или по команде оператора системы и средства контроля доступа;
— запрет открывания управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал;
- санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в средства управления в составе аппаратных и программных средств и обеспечение их связи с зонами доступа (помещениями или территориями) и временными интервалами доступа;
- защита от несанкционированного доступа к программным средствам средств управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
- защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, к установке режимов и к информации в виде системы паролей и идентификации пользователей;
- сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
- ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание управляемых преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
— открытие или блокировка любых дверей, оборудованных СКУД, с рабочего места оператора системы;
— автоматическое открытие определенных дверей по пожарной тревоге;
— автоматическое закрытие управляемых преграждающих устройств при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака (кода);
— закрытие управляемых преграждающих устройств на определенное время и выдача сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);
— отображение на пульте оператора, регистрация и протоколирование текущих и тревожных событий;
— возможность просмотра и печати протокола работы СКУД (действия оператора, системные события, проходы клиентов, тревоги и аварийные ситуации);
— автономная работа считывателя с управляемых преграждающих устройств в каждой точке доступа при отказе связи со средствами управления в составе аппаратных и программных средств;
— возможность архивирования базы данных и просмотра архива в автономном режиме;
— возможность распределения работников охраняемого объекта по структуре предприятия для удобства работы с базой клиентов системы;
— возможность идентификации работников и посетителей охраняемого объекта по фотографиям из базы данных системы при проходе (проезде) через управляемые преграждающие устройства;
— учет клиентов системы по типу пропусков:
постоянные пропуска (действуют все время работы клиента системы);
временные пропуска (действуют определенный срок и удаляются из системы автоматически по окончании этого срока);
гостевые пропуска (действуют одно посещение).
Считывающие устройства должны обеспечивать:
- считывание идентификационного признака с идентификаторов;
- сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных средств управления в составе аппаратных и программных средств;
- формирование сигнала на открывание управляемых преграждающих устройств при идентификации пользователя;
- обмен информацией со средствами управления в составе аппаратных и программных средств.
Считывающие устройства защищаются от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков.
Конструкция, внешний вид идентификатора и считывателя, надписи на них не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
СКУД должны интегрироваться с СОУЭ, и только в этом случае достигается быстрое и автоматическое разблокирование дверей в случае нештатной ситуации. При проектировании СКУД совместно с СОУЭ необходимо учесть следующие требования.
Здание аэровокзала должно оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре 4-го типа, проектируемого с учетом требований СП 3.13130.2009. Оповещение людей о пожаре и организацию эвакуации должно предусматриваться по специально разработанному алгоритму, с учётом результатов расчёта пожарного риска и разделения зданий на зоны пожарного оповещения, путём трансляции речевой информации в автоматическом режиме о необходимости эвакуации, путях эвакуации и других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Разделение здания терминала на зоны пожарного оповещения необходимо выполнить в соответствии с его разделением по функциональному назначению. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания при условии выполнения требований СП 3.13130.2009.
Идеально когда система СОУЭ в основных зонах безопасности аэровокзала интегрирована с системой аудиозаписи. Например, на стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах (далее – КПП) аэропорта должно быть установлено оборудование видеоконтроля и аудиозаписи, обеспечивающее выполнение требований пункта 49 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227, для документирования действий работников подразделений авиационной и транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по досмотру лиц и транспортных средств. Архив аудио записи подлежит хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток. Технические системы и средства аудиозаписи должны отвечать «Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969:
стандарт цифровой записи — РСМ (импульсно-кодовая модуляция), 16 бит, моно/стерео;
сжатие данных — без сжатия; частота дискретизации — 11025/16000 Гц;
неравномерность амплитудно-частотной характеристики — не более 2 дБ;
соотношение «сигнал — шум» на микрофонном входе — не менее 75 дБ;
коэффициент нелинейных искажений — не более 1%.
Технические системы и средства аудиозаписи должны обеспечить:
— выполнение требований Научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации к качеству аудиоинформации и ее пригодности для проведения идентификационных исследований по голосу и речи;
— взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
— обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML
В целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы аэровокзал необходимо оборудовать автоматическими установками пожаротушения. Ими следует оборудовать все помещения здания аэровокзала за исключением помещений, перечисленных в п. А4 приложения А СП5.13130.2009, в том числе электротехнические помещения (серверные, телекоммуникационные и др.) категории В4 и Д. Допускается в одном помещении со спринклерными оросителями использовать дренчерные оросители водяных завес с параметрами, отличающимися от параметров спринклерных оросителей.
Допускается проектирование автоматических установок водяного пожаротушения с различными типами оросителей и конструктивным исполнением, а также с различной тепловой инерционностью в одном помещении при условии обеспечения требуемой интенсивности орошения.
Параметры для проектирования спринклерной АУП помещений аэровокзала (включая спринклерное АУП, оборудованное в зоне многосветных пространств здания высотой до 20 м): интенсивность орошения – не менее 0,12 л/с∙ м2; площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2; расход воды – не менее 14,4 л/с; время работы – не менее 60 мин.
Параметры для проектирования спринклерной АУП помещений багажного отделения:
- интенсивность орошения – 0,12 л/с∙ м2;
- площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2;
- расход воды – не менее 30 л/с;
- время работы – не менее 60 мин.
В целях обеспечения орошения каждой точки пространства багажного отделения следует предусмотреть совместную работу спринклерных оросителей и внутреннего противопожарного водопровода с размещением пожарных кранов на уровнях пола и технологических площадок, при этом допускается не устанавливать дополнительные спринклерные оросители под технологическим оборудованием.
Параметры для проектирования спринклерной АУП пространства, с возможностью заезда автомобилей и спецтехники (глубиной 20 метров и более):
- интенсивность орошения – 0,12 л/с∙ м2;
- площадь для расчета расхода воды – не менее 120 м2;
- расход воды – не менее 30 л/с;
- время работы – не менее 60 мин.
Для обеспечения орошения светопрозрачных конструкций, из закаленного стекла, наружных ненесущих стен предусмотреть установку спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения, расположенных со стороны защищаемых помещений, со следующими параметрами:
- минимальная удельная интенсивность орошения – 0,5 л/(с·м);
- максимальное расстояние до защищаемой конструкции – 0,5 метра;
- максимальное расстояние между оросителями – 2,0 м;
- максимальное расстояние от оросителя до потолка – 0,1 м., допускается увеличение максимального расстояния до 0.3 метра при условии расположения орошаемого фасадного остекления ниже отметки установки оросителя;
- расстановка оросителей должна обеспечивать орошение светопрозрачных конструкций.
Указанные параметры необходимо подтвердить в соответствии с требованиями статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ расчетно-аналитическим методом, при этом допускается уточнение (изменение) указанных параметров в подтвержденных расчетами пределах.
Для орошения конструкций кровли, а также защиты пространства под ней по площади предусмотреть установку одного уровня оросителей быстрого реагирования с расходом не менее 1 л/с каждый. При этом спринклерные оросители должны быть расставлены с шагом не более 3 м.
Максимальное расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно приниматься в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009 как для системы автоматического водяного пожаротушения.
Подтверждение обеспечения требуемых пределов огнестойкости конструкций необходимо провести в соответствии с требованиями статьи 87 ФЗ №123-ФЗ [2], при этом допускается уточнение (изменение) параметров орошения конструкций в подтвержденных расчетами пределах.
В качестве противопожарных преград или отдельных участков строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости, допускается применение дренчерных водяных завес, со следующими параметрами:
а). Параметры для проектирования дренчерной водяной завесы при длине завесы до 5 м:
- распределительный трубопровод с оросителями выполняется в одну нитку;
- удельный расход – не менее 1 л/(с·м).
- продолжительность действия завесы – не менее 60 мин.
б). Параметры для проектирования дренчерной водяной завесы при длине 5 м и более:
- распределительный трубопровод с оросителями выполняется в две нитки;
- удельный расход каждой нитки – не менее 0,5л/(с·м);
- расстояние между нитками – 0,4 — 0,6 м;
- оросители относительно ниток должны устанавливаться в шахматном порядке, крайние оросители, расположенные рядом со стеной, должны отстоять от нее на расстоянии не более 0,5 м;
- продолжительность действия завесы – не менее 60 мин.
Водяную завесу по пункту 5.1.7 настоящих СТУ, в случае необходимости, допускается предусмотреть завесами тонкораспыленной воды (ТРВ), или завесами с использованием распылителей с принудительным пуском, при этом параметры дренчерных завес ТРВ должны приниматься с учетом требований технической документации по проектированию производителя применяемого оборудования.
Дренчерные завесы (при их устройстве) обеспечить ручным (дистанционным или по месту) и автоматическим пуском. Автоматический пуск обеспечить в соответствии с пунктом 5.2.5. настоящих СТУ.
По периметру открытых проемов многосветных пространств предусмотреть установку спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения, с интервалом между ними не более 2 м с расстоянием от края проема не более 0,5 м. Расчетные параметры оросителей принять по пункту 5.1.2 настоящих СТУ.
Пространства за подвесными потолками и под двойными полами при высоте от перекрытия до подвесного потолка или от уровня черного пола до уровня двойного пола 0,4 м и выше при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г1, или кабелей (проводов) с объемом горючей массы кабелей (проводов) более 7 л на 1 метр кабельной линии защитить автоматической установкой пожаротушения с параметрами аналогичными параметрам основного защищаемого пространства данного помещения.
Для помещений дизель-генератора и помещения хранения топлива, предусмотреть защиту с применением автоматической установки порошкового пожаротушения модульного типа.
Проектирование автоматических установок порошкового пожаротушения модульного типа должно быть предусмотрено в соответствии СП5.13130.2009 и настоящих СТУ.
Все помещения аэровокзала оборудуются системой пожарной сигнализации (далее СПС) с применением адресных пожарных извещателей. При этом СПС должна проектироваться в соответствии с требованиями Технического регламента, СП 5.13130.2009. В проекте следует предусмотреть автоматический вывод сигналов о срабатывании АПС аэровокзала по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на рабочее место диспетчера группы пожарной связи Службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полётов (ПАСОП) аэропорта.
В дополнение к требованиям действующих нормативных документов СПС должна обеспечивать в автоматическом режиме:
- формирование сигналов при пожаре на разблокирование дверей на путях эвакуации, оснащенных электрически управляемыми замками/приводами;
- формирование сигнала на управление инженерным и технологическим оборудование здания по сигналу «Пожар».
Формирование сигнала на запуск дренчерных водяных завес должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в зонах (помещениях), примыкающих к водяным завесам с любой из сторон в радиусе 20 метров. Формирование сигнала на опускание противопожарных штор и противодымных экранов, должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в зонах (помещениях), в радиусе 20 метров, примыкающих к проемам, с устроенными противопожарными шторами или проемам, образующим многосветные пространства, с любой из сторон.
Формирование сигнала на одновременное опускание всех противопожарных штор, установленных в проёмах внутренних стен лестничных клеток должно осуществляться при срабатывании не менее, чем двух извещателей пожарной сигнализации, расположенных в примыкающих к лестничной клетке помещениях или зонах в радиусе 20 метров от лестничной клетки на любом этаже.
В пространствах с возможностью заезда автомобилей (для посадки и высадки пассажиров) для обнаружения возгорания и запуска систем противодымной защиты допускается применение тепловых (в том числе линейных тепловых) извещателей пожарной сигнализации.
Таким образом, только тщательное проектирование и обеспечение непрерывной работоспособности всех современных систем транспортной и пожарной безопасности в пассажирских терминалах позволит предотвратить на раннем этапе возможные АНВ и возгорания в аэровокзалах и тем самым спасти жизни людей и дорогостоящую технику.