Част

" />

Ногинск. Никто никуда не летит. Часть 3

Часть 3

Часть 2

Часть 1

Полигон МЧС в Ногинске стал ареной учений и экспозиции, которую развернуло министерство под своими знаменами как часть салона «Комплексная безопасность - 2016». Масштабность и зрелищность оказались вполне достойны статуса самостоятельного мероприятия. Корреспондент журнала RUБЕЖ лично убедился в этом.

Текст: Дмитрий Воронин, фото автора.

Впереди – вездеход-амфибия Aton Viking, который собирают в Набережных Челнах выходцы с завода КАМАЗ. Вездеход сочетает в себе характеристики сразу трех видов транспортных средств: автомобиля общего пользования, вездехода и моторной лодки, к тому же, оснащен водометом и по воде идет как катер.

Форсирование водоема. Спецтехника МЧС в воде не тонет. Даже гусеничный транспортер с поворотным цепным устройством. Это машина для экстремального бездорожья, способная проехать и пройти там, где любая колесная техника безнадежно застревает. Гусеничные транспортеры комплектуются пожарными, медицинскими и аварийно-спасательными модулями.

НПО «АТОН ИМПУЛЬС» на базе этой модели разработал целое семейство. Компания организована в 2004 году Артуром Туктаровым и Леонидом Хрипуновым, которые ранее работали на Камском автомобильном заводе. Вместе с ними над конструкцией «Викинга» трудятся специалисты, ранее собиравшие спортивные КамАЗы, 8-ми кратные победители ралли Дакар. «Викинг» - единственный в мире вездеход-амфибия, прошедший сертификацию на соответствие требованиям ЕЭК ООН.

Aton Viking может оснащаться классическим нивовским бензиновым двигателем ВАЗ 2130, фордовским двухлитровым дизелем DW10 или заволжским дизелем ЗМЗ-51432-10ТД1 объемом 2,24 литра. Всего в автомобиле может поместиться семь человек, включая водителя. Цены на «Викинг» начинаются от 3 миллионов рублей. Несколько таких машин уже приобретены МЧС РФ.

Зрителям и министру МЧС демонстрируют возможности гусеничного плавающего транспортера ПТС-М. Машина может быть использована как средство для переправы людей, техники и других грузов через водные преграды. Выполнена на базе узлов и агрегатов танка Т-55 и состоит из водонепроницаемого корпуса, силовой установки, гусеничного двигателя и водоходного движителя. Кстати, обеспечивает мореходность при шторме до 4-5 баллов.

Патрульно-спасательный катер предназначен для переходов по континентальным прибрежным акваториям. Дальность хода без дозаправки — до 50 километров. Устойчив на волне, оснащается спецсредствами связи и навигации.

Сценарий: в результате землетрясения разрушена дамба, возникла угроза затопления близлежащих населенных пунктов. Прибывает вертолет Во-105, с которого спасатели могут эвакуировать пострадавших, оказавшихся в воде. Неприхотливый и популярный во всем мире немецкий вертолет в медицинской модификации. Конкретно этот борт RF-32760 базируется в Жуковском, пассажировместимость 4 человека или двое носилок с ранеными. Разработан несуществующей ныне германской корпорацией Daimler-Benz Aerospace AG (сокращенно DASA), которая в 2000 году была «проглочена» Airbus Group.

Всего МЧС России закупило пять вертолетов Bо-105, которые эксплуатирует в качестве медицинских и спасательных уже 10 лет. Их достоинством является то, что они целиком помещаются в салоне Ил-76 и таким образом могут быть доставлены куда угодно.

Цена — $ 2,5 млн за каждый вертолет. Кстати, это единственная в мире винтокрылая машина, которая садилась на вершине Эвереста.

Для эвакуации пострадавших прибывают спасатели Российского союза спасателей на вертолетах «Робинсон». Их сопровождает группа психологов МЧС России, которые помогут оказать помощь пострадавшим.

В тылу полигона готовится пожарно-спасательный отряд по тушению лесного пожара. Идет передислокация аэромобильных группировок на угрожающее направление. В небе - группа вертолетов для доставки личного состава в район чрезвычайной ситуации. На данный момент общая численность аэромобильной группировки МЧС достигла 12500 человек. Все спасатели владеют навыками десантирования беспарашютным способом.

Для обеспечения бесперебойной подачи воды спасатели применяют полковую землеройную машину ПЗМ – она быстро роет траншею от естественного источника воды к месту тушения пожара.

Для борьбы с низовыми пожарами техника быстро пропахивает минерализованные полосы – так отсекают огонь от населенных пунктов и обеспечивают безопасное передвижение пожарным подразделениям. Работу выполняют робототехнический комплекс «Кедр» и путепрокладчик БАТ-2. Кстати, 2016 год в МЧС объявлен Годом пожарной охраны, поэтому значительная часть экспозиции «Комплексной безопасности» отведена под средства пожаротушения и пожарные СИЗ.

Инженерная техника передвигается через механизированный мост ТММ-3М, который обеспечивает временную переправу через овраги, канавы и другие препятствия.

Ураганный ветер выгнал огонь за пределы зоны тушения. Принято решение о наращивании группировки сил. Прибывший отряд имеет в своем распоряжении насосный комплекс «Шквал», который умеет подавать большие объемы воды на расстояние до 6 километров.

Тем временем за тушение лесного пожара взялся тяжелый транспортный самолет ИЛ-76.

Следом за ним работает любимец российских спасателей — самолет-амфибия Бе-200, который способен вылить на очаг возгорания до 12 тонн воды, поднятой с ближайшего водоема в режиме глиссады.

Далее следует подход группы вертолетов с целью проведения тушения очага лесного пожара. Первым выполняет эту работу МИ-26, оснащенный водосливным  устройством. Следом пролетел  КА-32А11ВС.

Министр следит за действиями своих подопечных на каждой из локаций. Для него принципиально именно в этот раз продемонстрировать публике и гостям: МЧС – это высокотехнологичная современная служба, главная резервная система на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, пожаров, бедствий, своевременно оказывающая квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создающая условия для стабильного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Тем временем, вследствие аварии самолет получил разрушения различной степени. Произошел разлив авиационного топлива, возникли очаги горения. Пассажиры оказались заблокированы в салоне самолета, имеются пострадавшие. Вертолет получил сильные повреждения, образовался крупный очаг возгорания.

К месту аварии прибывает группировка сил в составе машин аэродромного тушения, пожарных автоцистерн и бригад скорой медицинской помощи. Спасатели приступают к проведению аварийно-спасательных работ.

Первый расчет осуществляет тушение горящего топлива и охлаждение фюзеляжа самолета воздушно-механической пеной и водными растворами. Второй расчет начинает вскрытие фюзеляжа самолета с дверей, так как у них пропускная способность выше, чем у отверстий, проделанных в обшивке.

Тут же пожарный автомобиль аэродромного тушения, оснащенный стволом пробойника, делает отверстие в корпусе самолета и подает внутрь воздушного судна огнетушащие вещества.

Спасатели тушат огонь и, проникнув внутрь салона, эвакуируют пострадавших. Нужно отметить, что на учениях даже жертвы имеют специальную подготовку, это также штатные сотрудники МЧС.

Пролет авиационной группировки, принимавшей участие в учении. Техника принадлежит Центральному региональному центру МЧС России – в его составе Главное управление МЧС России по Московской, Рязанской, Тверской области, а также Ногинские и Тульские спасательные центры МЧС России.

Завершает программу учений торжественное прохождение колонны участников – в обратном направлении от полигона.

Одновременно в небе разворачиваются знамена ведомства. Показательный прыжок совершают спасатели-десантники Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». С флагом Российской Федерации — кандидат в мастера спорта Рябинин Антон Игоревич. С флагом МЧС России мастер спорта Рябинин Геннадий Александрович. С представительским флагом МЧС России — мастер спорта, спасатель второго класса Иванова Ирина Олеговна. На ее счету 7356 прыжков.

Владимир Пучков явно доволен. Нынешний формат «Комплексной безопасности» для МЧС — не просто демонстрация умений спасателей.  По сути, речь идет о выводе салона на принципиально иной уровень, в кардинально измененном формате.

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

Загрузить на Google Play

Загрузить на App Store

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.