<>

Ногинск. Никто никуда не летит

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Полигон МЧС в Ногинске стал ареной учений и экспозиции, которую развернуло министерство под своими знаменами как часть салона «Комплексная безопасность - 2016». Масштабность и зрелищность оказались вполне достойны статуса самостоятельного мероприятия. Корреспондент журнала RUБЕЖ лично убедился в этом.

Текст: Дмитрий Воронин, фото автора.

«Видишь трансфер? И я не вижу. А он есть», - примерно так выглядела логистика на полигон в Ногинске. Не исключено, что добраться туда можно было и с помощью организаторов (шаттлы от метро и все такое), но беглый просмотр сайта «Комплексной безопасности» нужной информации не дал. А жаль. На количестве посетителей ногинского полигона это не могло не сказаться. Ладно, едем своим ходом.

Очень быстро поездка на испытательный полигон МЧС становится частью программы испытаний. Вот и первое мини-ЧС. Без жертв.

Пробки московские. Спасательный вертолет МЧС явно пригодится тем, кто хочет не опоздать на мероприятие.

До самого Ногинска ехать пришлось по навигатору. Зато потом пошли «ориентиры», которые уже ни с чем нельзя было спутать.

Полицейские не ленились указывать жезлами маршрут на развилках и поворотах. За что им отдельное спасибо и по +5 в карму.

«Путеводные» машины МЧС помогли без проблем добраться от города до самого полигона.

Спустя два с небольшим часа - на месте. На импровизированной остановке у пьедестала уже собрались посетители в ожидании трансфера.

А вот и он - министерский автобус. У МЧС даже шатлы на базе шасси КАМАЗ. Объявляется посадка.

На самом полигоне уже собраны трибуны, ведомственные творческие коллективы и спортсмены, чьи клубы и секции входят в структуру МЧС. Казалось бы, формальность, но на самом деле - очень значимый показатель масштабов самого министерства, а также налаженной корпоративной культуры. Между тем, есть время пройтись и оглядеться.

Полигон МЧС в Ногинске – готовая декорация ко всем фильмам-катастрофам сразу. Вот, например, вертолет.

Ну а это чем не кадр из фильма «Экипаж»?

В роли статистов – профессиональные спасатели. Тут представлены все основные подразделения МЧС.

Судя по слаженности действий, каждый прекрасно знает свою роль.

Знакомые белые «КАМАЗы» гумконвоев из теленовостей… Остается надеяться, что реконструкция восстания на Донбассе в программу учений не входит…

Только в Ногинске можно почувствовать подлинный размах «Империи МЧС» в пространстве…

… и времени.
«Думая о будущем, помни о прошлом» - автором этого афоризма легко может быть Владимир Пучков. Или Сергей Шойгу.

Многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения среднего класса «Ель-4». Умеет много чего: от разборки завалов до тушения в условиях повышенной радиации и в зонах действия отравляющих веществ.

Таких очень не хватало 30 лет назад ребятам в свинцовых передниках, которые лопатами скидывали светящийся графит с крыши чернобыльского энергоблока.

Роботы сегодня – рядовые сотрудники МЧС. Никто не воспринимает их как что-то уникальное.

«Сегодня вам всем – труба», - так командиры подразделений начинают занятия на этом тренажере.

А вот и павильоны «Комплексной безопасности» по версии МЧС. Быстровозводимые конструкции шатров: просто, дешево и с полным эффектом присутствия.

Атмосфера полевого лагеря ставит каждый экспонат на нужное место в системе решений по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Судя по облику, случайных посетителей на этой части выставки нет. Только специалисты, посвященные в нюансы политики закупок техники для  подразделений МЧС.

Каждый павильон – под охраной бойцов в оранжевых беретах. Заглянем внутрь.

Все-таки у МЧС не отнять наработанного годами навыка - решать поставленные задачи в минимальные сроки с максимальным результатом. Действительно, какой смысл оплачивать выставочные «хоромы» на ВВЦ, если собственными силами можно возвести не менее функциональные павильоны.

Экспоненты чувствуют себя как дома.

Для МЧС главной площадкой «Комплексной безопасности» стал именно Ногинск.

Назначение некоторых экспонатов понятно только специалистам. Но это не главное. Важно, что под сводами шатров в Ногинске удивительным образом каждое устройство выглядит как однозначно полезное для спасателей. Экспонаты смотрятся так, будто ненадолго изъяты для выставки из реальной эксплуатации. И это как бы добавляет к ним доверия.

Не хотела бы сотрудница компании оказаться на месте пилота воздушного патрулирования территорий. Понять ее можно - работа не из легких, требует подготовки и специальных навыков. Это коляска мотодельтаплана. Интерес МЧС к подобной легкой технике существует уже несколько лет, однако пока ни один из российских поставщиков не смог предложить министерству однозначно безопасную, легкую, недорогую и ремонтопригодную модель.

Беспилотник на водородном топливе «НЕЛК-В8».  Батарея топливных элементов, разработанная Институтом проблем химической физики РАН, использует смесь сухих газов (водорода и воздуха) без дополнительного увлажнения. Такой беспилотник может парить в воздухе до 5 часов и работает даже при отрицательных температурах. Накануне выставки «НЕЛК» установил мировой рекорд по продолжительности полета на открытых пространствах - 3 часа 5 минут при прерывистом ветре с полезной нагрузкой 500 грамм.

Комплекс оповещения П-166М Калужского завода телеграфной аппаратуры, собственно, в представлении не нуждается. Он уже принят на обеспечение в МЧС и МО России, использован для сквозной реконструкции федеральной системы централизованного оповещения региональных центров МЧС. Сейчас его активно закупают регионы РФ и опасные промышленные объекты для построения локальных систем оповещения. Недорогой, безотказный и надежный, прошедший уже три модернизации, прибор.

В дополнение к П-166М, который является базовым прибором для построения любой автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО), саратовская компания ЦИТ-Плюс предложила оконечное устройство оповещения ЦИТТОН. Терминал умеет принимать и воспроизводить речевые сообщения и звуковые сигналы по командам, поступившим по каналам спутниковой связи, сетям Ethernet/Internet, GSM/GPRS или линиям телефонной связи. На совместимость с комплексом П-166 он уже протестирован. Кроме своего прямого назначения, терминал может работать в качестве акустического датчика в системе «Безопасный город», а также мониторить любые параметры окружающей среды при минимальном дооснащении.

Еще один робот-манипулятор.
 
Тем временем МЧС разрабатывает собственного человекоподобного робота спасателя. Прототип андроида демонстрировали на прошлогоднем салоне "Комплексная безопасность". Его создатели из ВНИИ ГО и ЧС рассчитывают, что человекообразные машины смогут вести аварийно-спасательные работы в опасных для живых людей условиях.</p>

О том, насколько далеко вперед продвинулись современные средства оснащения спасателей, на «Комплексной безопасности» в Ногинске напоминала мемориальная композиция  Центрального музея МЧС «Чернобыль. Зона спасения». В 86-м даже такая немудрящая экипировка считалась защитой спасателя, увы.

Лестницы в небо и спецтехника на открытой площадке – одна из традиций «Комплексной безопасности». Правда, в отличие от площадки на ВВЦ, в Ногинске обошлись без аттракциона катания в люльке.

Галичский завод несмотря ни на что продолжает делать для МЧС технику на шасси Scania. Таким образом, слухи о приостановке производства «Скания-Русь» из-за некомфортного валютного курса оказались сильно преувеличенными.

И в Ногинске, и на ВВЦ успел продемонстрировать свою технику «Витанд».

Автомобиль для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.  Как говорится, «чтоб ему пусто было».

На выставке отметился и плавающий вездеход Terranica, разработанный Геннадием Хаиновым. Машина оснащена китайским дизелем OED ENGINE, который был специально создан для легкой гусеничной техники итальянской компанией VM Motori. Эту машину сейчас тестирует Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю. По проходимости и дальности пробега на одной заправке TERRANICA Dreamtrack аналогов не имеет. Вопрос, как всегда, в стоимости автомобиля.

С виду – обычный вездеход. Но уже первая из его задач, «ликвидация заторов на федеральных автомобильных дорогах» рисует в утомленном пробками на МКАДе воображении самые яркие картины. Нет, пусть уж лучше занимается доставкой патрульно-маневренных групп на места пожаров, даже если горит где-то в Арктике и на Крайнем Севере. Судя по описанию, все это машине по силам.

Техника техникой, а без живой силы спасателям все равно не обойтись. Собственная кинологическая служба существует в МЧС с 1996 года. Основной задачей собак-спасателей является поиск людей в завалах, в условиях природной и горной среды, в тех местах, где не справится ни одна другая техника или технология. Кинологи МЧС задействованы и в минно-розыскных работах.

Продолжение.

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

Загрузить на Google Play

Загрузить на App Store

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.