<>

Ногинск. Никто никуда не летит. Часть 2

Часть 2

Часть 1

Часть 3

Полигон МЧС в Ногинске стал ареной учений и экспозиции, которую развернуло министерство под своими знаменами как часть салона «Комплексная безопасность - 2016». Масштабность и зрелищность оказались вполне достойны статуса самостоятельного мероприятия. Корреспондент журнала RUБЕЖ лично убедился в этом.

Текст: Дмитрий Воронин, фото автора.

Затишье, последние минуты перед открытием. Декорации, кажется, тоже напряжены, волнуются: как бы не подвести и взорваться точно по сценарию.

Над полигоном разносится вертолетный рокот. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков. Главный спасатель России прибыл и десантировался на полигон без церемоний, стремительно, как при ликвидации ЧС. Поймать вертолет в объектив удалось уже на взлете, без министра.

Между тем, министр и статусные гости мероприятия заняли свои места на трибуне.

По чинам и рангам делегация открытия учений в Ногинске не уступала составу московской церемонии «Комплексной безопасности» на ВВЦ: заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания Юрий Леонидович Воробьев, генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны Владимир Валентинович Кувшинов. Разве что не было никого от бизнеса (на ВДНХ в числе перерезавших ленту отметился исполнительный директор компании «Аргус-Спектр» и член высшего совета «Единой России» Михаил Левчук).

Все готово к открытию. Краткие вступительные речи. На площадке 11-го спасательного центра представлены новейшая техника, технологии, научные разработки более чем от 500 предприятий, организаций и научных учреждений Российской Федерации и зарубежья. В ходе Международного салона будет проведено крупное демонстрационное учение органов Управления ЕГСП (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях). В учениях примут участие специалисты, спасатели и пожарные других государств. После учений - соревнования «Юный спасатель», финал чемпионата по пожарно-спасательному спорту, а также ряд конференций и семинаров.

С последними словами выступления Владимира Пучкова звучит взрыв – от неожиданности камера пляшет в руках. Но все идет по плану: да, начались учения.

«Авария» происходит сначала на объекте промышленном, потом почти сразу – на химически опасном. Публика с восторгом и ужасом пригибается под взрывами и тут же поднимает повыше мобильные телефоны – отличные кадры для лайков.

К месту аварии стягивается техника. Пожарные расчеты занимают позиции.

Диктор уверенно комментирует каждое действие спасателей. Редкое шоу или спортивный матч могут сравниться с такой динамикой сценария.

Высоко в небе проплыли военный транспортник Ил-76 и сопровождающий его Бе-200 - реактивный самолет-амфибия, который умеет, пожалуй, все, что угодно: взлетать и приземляться на аэродромах класса «В» с укороченной «взлеткой» (если таковых поблизости нет - можно прямо на воду, можно и в шторм, лишь бы глубина была больше 2,5 метров); зачерпнуть на лету 12 тонн воды и потом менее чем за секунду вылить ее в очаге пожара на скорости 250 км/час. Экипаж - два человека, а конструкция самолета такова, что его можно быстро переоборудовать для проведения поисково-спасательных работ, доставки спецкоманд, перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования 200-мильной зоны, контроля экологической обстановки - и все это силами все тех же двух летчиков, что его пилотируют.

Тяжелые многоцелевые транспортные вертолеты МИ-26 - рабочие лошадки МЧС. Кстати, сейчас являются самыми большими в мире серийными винтокрылыми транспортниками и гордостью холдинга «Вертолеты России».

Размеры вертолета легко представить, сопоставив со штабной «буханкой», которая подвешена на платформе: 40 метров в длину, 8 метров в высоту, грузоподъемность 20 тонн в кабине, 20 тонн на подвесе, вместимость - 70 десантников.

Борт «Алексей Семенков», названный в честь знаменитого летчика, героя РФ, генерал-майора ВВС, служит в МЧС с 2004 года, недавно сменил номер на RF-32822 и базируется в Быково. Катает над ногинским полигоном перепуганную штабную «буханку».

Еще один винтокрылый гигант МИ-26Т, носящий имя легендарного гвардии майора ВВС Василия Меркулова, командира летающего торпедоносца и грозы Балтийского моря времен Великой Отечественной войны.

Громадные машины размером с трехэтажный дом проплыли над полигоном каждая со своей «авоськой», неся на подвесах спецтехнику, спасательное оборудование и 20-футовые контейнеры, которые в сравнении с МИ-26 выглядят не больше школьных рюкзачков.

Завсегдатаи ногинского полигона - российские коптеры-долголеты Гранад ВА-1000 - традиционно задействованы для видеотрансляции с воздуха. «Гранады» по длительности полета, конечно, уступают «водородным» НАЛКам, которые уверенно выдают 180 минут лета с бортовой нагрузкой, но и 80-минутного ресурса дрону вполне достаточно для решения оперативных и разведывательных задач МЧС. В модификации ВА-1200 они еще и стрелять умеют, правда, демонстрируют эти навыки в Кубинке.

Беспилотные воздушные суда играют свою важную роль в предотвращении чрезвычайных ситуаций, позволяют дополнить информацию, полученную со спутников или самолетов. 2015 год был годом развития беспилотной авиации в МЧС России. Было создано 85 центров беспилотной авиации, в три раза увеличилось количество самих дронов. Это позволило перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки. Подразделениями беспилотной авиации МЧС России с начала года выполнено 979 полетов с общим налетом 700 часов, обследовано более 500 квадратных километров поверхности, 83 объекта, обнаружено 124 очага лесных пожаров.

Тем временем пострадавший объект заволакивает пеленой дыма.

На химически опасном объекте действуют расчеты Многофункционального технического комплекса гражданской защиты: газовое облако удерживают при помощи водяной завесы.

Справа от трибуны в результате землетрясения получил повреждения перегон метрополитена. Подвижной состав заблокирован между станциями. Несколько вагонов сошли с рельс. Минута – и на месте аварии в метрополитене спасатели приступят к выполнению аварийно-спасательных работ. Убедятся в отсутствии высокого напряжения, уберут токосъемные башмаки с аварийных вагонов и при помощи гидравлического аварийно-спасательного инструмента деблокируют пострадавших.

В суматохе осталось за кадром, как разворачивается специальный автомобиль типа АКВ, оснащенный пожарным дымососом. С его помощью организуют проветривание в замкнутом пространстве и подают свежий воздух.

Тем временем публика следит за ходом спасательной операции на шахте. Первым на аварийный участок направляется робототехнический комплекс. Вслед за ним горноспасатели приступают к тушению очагов пожара и ищут пострадавших.

Эвакуация пострадавшего немецким еврокоптером ВК-117. На месте аварии работают психологи МЧС России, которые сопровождают эвакуацию и оказывают экстренную психологическую помощь при острых реакциях.

Отдельная программа учений - технологии и способы проведения спасательных работ на водной поверхности. По сценарию «катастрофы», в результате чрезвычайной ситуации часть территории оказалась затопленной. В зоне затопления оказались населенные пункты, имеются пострадавшие.

В районе водоема на лодочной заправочной станции произошло возгорание топлива. Туда отправляются расчеты спасателей на патрульно-спасательном и малом пожарных катерах.

Специальный поисково-спасательный вертолет КА-32А11ВС (один из наиболее популярных за рубежом российских коптеров) на внешней подвеске доставляет на водоем патрульно-спасательный катер со специальным оборудованием. Так же он может доставить в зону ЧС до 12 спасателей.

Беспарашютное десантирование спасателей с использованием спускового устройства. Это не спецназ, это – МЧС.

Расчеты на вездеходах и патрульных катерах проводят разведку водной акватории. В составе отряда - спасатели из Армении, Казахстана, Молдовы и Сербии.

Пожарный снегоболотоход на базе ГАЗ-3409 «Бобр» предназначен для проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях и комплектуется набором специализированного инструмента. Как и базовый вездеход, этот пожарный снегоболотоход отличает сверхмалое удельное давление на грунт — не более 0,16 кгс/кв. см при полной загрузке. Экипаж вездехода - три человека. На машину установлен 130-сильный 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISF 2.8 с турбонаддувом. Запас хода по топливу - 600 км.

Продолжение.

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

Загрузить на Google Play

Загрузить на App Store

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.