В Российской Федерации впервые принят национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Карта спасения для транспортного средства. Общие требования к кодификации, маркировке и идентификации», разработанный учеными ВНИИ ГОЧС. Он вступит в силу с 1 февраля 2023 года.
Национальный стандарт определяет общие требования к кодификации, маркировке и идентификации «карты спасения» всех транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Ее наличие в каждом автомобиле позволит спасателям и пожарным МЧС России, а также сотрудникам иных спасательных служб избежать возможных рисков при работе с аварийными транспортными средствами, работающими, в том числе, на альтернативных источниках энергии.
В карте спасения в разных проекциях будет изображена схема автомобиля. На ней с помощью символов и знаков будут указаны места усиления кузова, рекомендованные области его вскрытия и резки, расположение и количество топливных баков и аккумуляторных батарей, газогенераторов, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности, блоков управления, а также другая информация, необходимая для участников ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествий, в том числе по безопасной деблокировке пострадавших.
- Карта спасения дает максимальное представление об автомобиле. Это особенно актуально при ДТП, когда, получив полную информацию об авто, спасатели могут оперативнее оказать помощь пострадавшим и успеть это сделать в течение «золотого часа». При этом, полученная информация позволяет проводить работы таким образом, чтобы обезопасить и самих спасателей», - комментирует новый стандарт заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.
Карту спасения автомобильного транспортного средства в добровольном порядке будет разрабатывать его производитель. Планируется, что она будет оформляться в виде электронного документа, размещенного в определённой открытой информационной системе.
Каждое транспортное средство, находящееся в эксплуатации на территории Российской Федерации, на которое разработана «карта спасения», будет иметь индивидуальный код маркировки в машиночитаемом виде. Он позволит идентифицировать транспортное средство и осуществить переадресацию на сторонний ресурс (ссылку), содержащий информационную базу по картам спасения транспортных средств.
«До вступления ГОСТа в силу планируется разработать проекты ГОСТов в отношении непосредственно символов и знаков для составления карты спасения, кода маркировки и кодификации идентификации транспортных средств, - рассказывает о дальнейшей работе Владимир Мошков. – Также предстоит разработка на основе карт спасения технологических карт по деблокировке пострадавших из аварийных автомобилей с учетом технических характеристик аварийно-спасательного инструмента, находящегося на оснащении экстренных аварийных служб и пожарно-спасательных подразделений».
Фото - сайт ГУ МЧС Марий Эл