Виктор Томенко: «Направления развития РСЧС в Красноярском крае»
Основные направления развития территориальной подсистемы РСЧС Красноярского края
для обеспечения необходимого уровня безопасности населения и территории
В своем докладе представлю основные направления развития территориальной подсистемы РСЧС Красноярского края для обеспечения необходимого уровня безопасности населения и территориис учетом особенностей региона.
Слайд 2: Общая характеристика края
Площадь края — 2,4 миллиона квадратных километров, что составляет 14% территории страны. В регионе проживает более 2 миллионов 850 тысяч человек.
Слайд 3: Плотность населения
Плотность населения по территории крайне неравномерна, наиболее густонаселенная — центральная часть региона, которая составляет 1/5 общей площади края.
Слайд 4: Водные ресурсы края
По количеству рек, запасам водной энергии и длине водных путей Красноярский край занимает лидирующеемecто в Российской Федерации. Главная водная артерия — река Енисей, протяженностью около 3500 километров. Большинство рек края полноводны и играют важную хозяйственную роль.
Слайд 5: Гидроэнергетика края
В крае имеется 4 крупных водохранилища, образованные мощными гидроэлектростанциями.Всего на территории региона расположено 76 потенциально опасных объектов.
Слайд 6: Атлас рисков
Широкий спектр источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, сложившиеся особенности социально-экономического развития края обусловили более 30 рисков возникновения ЧС природного и техногенного характера.
Слайд 7: Наиболее вероятные риски
В среднем за сутки осуществляется реагирование на 25 оперативных событий, основную часть которых составляют техногенные пожары, дорожно-транспортные происшествия и ограничения движения на автодорогах.
Слайд 8: Группировка сил и средств
Ежесуточно на дежурство в составе краевой территориальной подсистемы РСЧС заступает более 8000 человек, около 2000 единиц техники.
Все это формирует особые требования к организации управления территориальной подсистемой РСЧС.
Представлю три основных уровня реагирования — объектовый, муниципальный и региональный.
Слайд 9: Объектовый уровень реагирования, фото Березовской ГРЭС
Недавний пример организации работ подсистемыобъектового уровня — это ликвидация пожара на энергоблоке Березовской ГРЭС, произошедшего 1 февраля текущего года.
Березовская ГРЭС является критически-важным объектом, с установленной мощностью 2400 мегаватт, выработкой порядка 15 миллиардов киловаттчасов электроэнергии в год, и оказывает прямое влияние на стабильность технологических процессов металлургического комплекса в соседних регионах.
Слайд 10: Объектовый уровень реагирования, карта района ЧС
По итогам реагирования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на эту ситуацию не допущено наихудшего сценария, а именно было остановлено развитие перехода пожара в турбинное отделение и на соседнее технологическое оборудование, что в свою очередь могло привести к полной остановке станции и прекращению подачи тепловой энергии потребителям города Шарыпово и Шарыповского района, в которых проживает около 65 тысяч человек.
Предотвращение возможного ущерба оценивается десятками миллиардов рублей.
Слайд 11: фотоматериалы
Что способствовало успешному тушению пожара?
Во-первых, это наличие на объекте частной пожарной охраны, в совершенстве знающей технологический процесс и расположение противопожарного водоснабжения на данном объекте.
Во-вторых, это системное и постоянное проведение пожарно-тактических учений, в ходе которых личный состав отрабатывает действия по тушению пожаров по всем возможным наихудшим сценариям.
В-третьих, это на высоком уровне организованное взаимодействие органа повседневного управления (дежурно-диспетчерской службы объекта) со всеми службами, не зависимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. В данном случае, это администрация объекта, силы и средства частной пожарной охраны, федеральной противопожарной службы Шарыповского пожарно-спасательного гарнизона, частного охранного предприятия объекта, органов внутренних дел, медицинской службы. Всего на тушение пожара было привлечено около 200 человек и 50 единиц техники.
Таким образом, финансирование системы объектового реагирования, внедрение автоматического инструментального мониторинга и информирования о возникновении нештатной ситуации, приобретение новейшего высокотехнологического оборудования, особое внимание руководства объектов вопросам безопасности в целом, вносит существенный вклад в обеспечение безопасности населения и территории, а также позволяет предотвратить много-миллиардный ущерб и нарушения систем жизнеобеспечения.
Слайд 12: обзорное фото Дудинки
Дальше по иерархии перейду к муниципальному уровню.
Учитывая актуальность и подверженность риску нарушения электро- и теплоснабжения на муниципальном уровне, приведу пример с нарушением электроснабжения в заполярном городе Дудинка Таймырского муниципального района.
Слайд 13: карта района ЧС
В начале 2015 года вследствие одновременного аварийного отключения основной и резервной линий электропередач, произошло отключение и остановка основной котельной города.
Слайд 14: фотоматериалы
Было нарушено теплоснабжение 131 жилого дома с населением более 22 тысяч человек и 27 социально-значимых объектов, что в итоге привело к чрезвычайной ситуации муниципального характера, при которой пришлось организовывать эвакуацию населения, привлечение аварийных бригад из города Норильска и практически полную замену внутридомовой системы теплоснабжения. Ремонтно-восстановительные работы в круглосуточном режиме длились около двух недель.
На основании полученного опыта и проведенного анализа данной ситуации, в 2015 году была произведена закупка и установка передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции (ПАЭС-2500) за счет средств краевого бюджета. Также был спланирован вариант резервирования энергоснабжения городских подстанций и котельной от имеющегося на территории морского порта ледокола с прокладкой соответствующих коммуникаций.
Слайд 15: карта района ЧС
5 января нынешнего года при аналогичном нарушении электроснабжения в городе Дудинка, органами управления и силами территориального звена ТП РСЧС Таймырского муниципального района уже не допущено развитие ситуации по наихудшему сценарию.
Слайд 16: решение и фото работы КЧС
Что позволило избежать серьезных последствий?
Во-первых, это своевременное доведение информации о нарушении энергоснабжения от единой дежурно-диспетчерской службы Таймырского муниципального района руководителю и членам районной комиссии по чрезвычайным ситуациям, дежурно-диспетчерским службам, предприятиям, организациям и социально-значимым объектам.
Своевременное проведение заседания районной комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством Главы района и введение режима функционирования «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».
Слайд 17: фотоматериалы
Во-вторых, это своевременное выполнение комплекса практических мероприятий по сливу теплоносителя, подготовки четырех пунктов временного размещения населения, организации работы по запуску котельной от передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции, работы водозабора от резервного дизель-генератора, а трех трансформаторных подстанции от морского дизель — электрохода.
Привлечение 30 аварийно-восстановительных бригад энергетиков.
В-третьих, это информирование населения — поквартирный обход сотрудниками отряда федеральной противопожарной службы и Администрации Таймырского муниципального района, создание волонтерских мобильных групп оказания помощи населению.
Таким образом, последствия данного отключения были ликвидированы менее чем за одни сутки, не допущено размораживание системы теплоснабжения и предотвращен возможный многомиллионный ущерб.
Слайд 18: Карта подтоплений
Переходя к региональному уровню, с учетом географии края, я как Председатель краевой КЧС, не могу не осветить организацию работы по пропуску паводковых вод.
Красноярский край – один из самых паводково-опасных регионов страны. Как я уже сказал, у нас много больших и малых рек, подземных источников, сложный рельеф местности, резко меняющийся климат. Вскрытие рек происходит только с юга на север и носит заторо-опасный характер.
За последние годы в регионе была сформирована достаточно эффективная система противодействия паводкам, которая позволяет минимизировать его последствия.
Слайд 19: Весеннее половодье
В результате весеннего половодья при неблагоприятном развитии ситуации существует угроза возможного подтопления 63 населенных пунктов в 23 муниципальных районах и 5 городов, в которых в зоне подтопления могут оказаться более 21 тысячи человек, из них около 4 тысяч детей. Общий материальный ущерб может составить сотни миллионов рублей.
Слайд 20: Космомониторинг
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и своевременного оперативного реагирования при угрозе их возникновения в период весеннего пропуска паводковых вод на территории края, организовано проведение комплекса организационных и практических мероприятий, которые включают помимо инженерно – технических, мероприятия по подготовке населения и руководящего состава к действиям при угрозе возникновения ЧС.
Слайд 21: Превентивные мероприятия
Данный комплекс противопаводковых мероприятий проводится в 2 этапа:
1 этап, этопроведение подготовительных организационно-технических мероприятий и 2 этап — проведение мероприятий по защите населения и территорий в период паводка.
В ходе 1 этапаотрабатываются следующие вопросы:
- Обследование русел рек, гидротехнических сооружений и водохранилищ на территориях городов, районов и населённых пунктов с привлечением представителей федеральных служб по надзору в сфере природопользования, технологическому и экологическому надзору.
- Аэровизуальная разведка, оценка и прогнозирование ледовой обстановки. Проведение заседаний комиссий муниципальных образований по вопросам выполнения мероприятий по организации безаварийного пропуска паводковых вод.
- Проверка межведомственной рабочей группой (созданной решением КЧС) готовностик паводковому периоду городов и районов, попадающих в зону подтопления, организация и подготовка эвакуационных мероприятий и первоочередного жизнеобеспечения населения.
- Проверка наличия, исправности систем оповещения и связи, проведение учебного оповещения руководящего состава и населения.
- Обучение населения, разъяснение всех вопросов и распространение памяток по действиям при угрозе затопления.
6. Создание запасов продуктов питания, предметов первой необходимости, медикаментов, кормов для сельскохозяйственных животных.
Для приближения краевого резерва материальных средств к наиболее вероятным местам возникновения чрезвычайных ситуаций и сокращения сроков его доставки, часть краевого резерва (продовольствие, палатки, печки, полевые кухни, предметы первой необходимости и авиационное топливо) эшелонирована по территории края с учетом видов и возможных мест возникновения чрезвычайных ситуаций и на основании договоров ответственного хранения передана администрациям населенных пунктов.
Слайд 22: Авиационный мониторинг
В ходе 2 этапа — мероприятий по защите населения и территорий в период паводка, отрабатываются следующие вопросы:
1.Организация дежурства экипажей вертолетов для проведения экстренной эвакуации населения и команд взрывников для ликвидации заторов льда.
2. Наземное и авиационное патрулирование оперативными межведомственными группами для своевременного обнаружения ледовых заторов и причин, способствующих катастрофическому разливу рек, затоплению поселений и объектов экономики.
3. Работа краевых оперативных групп в районах, попадающих в зону подтопления, контроль и оказание практической помощи на местах, ликвидация заторов льда.
4. Заблаговременное осуществление эвакуационных мероприятий по отселению населения, выводу животных и вывозу материальных ценностей в безопасное место.
5. Ликвидация последствий паводка, возвращение населения к местам проживания, проведение аварийно-восстановительных работ на территориях и объектах, подвергшихся подтоплению.
Слайд 23: Оповещение населения
Реализация данных мерв 2015 году, позволила уменьшить риски возникновения угрозы жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба личному имуществу граждан и не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций на территории края, обусловленных весенним половодьем.
Слайд 24: Вывод
Вывод: Все вышеперечисленные примеры, говорят о том, что мы на современном этапе осуществляем переход в развитии краевой территориальной подсистемы РСЧС от функции реагирования к организации всестороннего мониторинга и эффективных предупредительных мероприятий. Что, как показывает практика, приводитк предотвращению гибели людей, минимизации ущерба и в целом повышению уровня безопасности населения и территории.
Свежее