/ /

Техническое задание - миссия невыполнима?

Техническое задание - миссия невыполнима?

09 февраля 2018, 09:44    3331

Евгений Озеров Инженер-проектировщик систем технической безопасности, блогер.

Евгений Озеров

Инженер-проектировщик систем технической безопасности, блогер

Требования ГОСТ Р 57839-2017 (вступит в силу  1 июня 2018 года) изменит правила включения оборудования в задание на проектирование.

Приказом руководителя Росстандарта от 26 октября 2017 года № 1522-ст утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 57839-2017 «Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования». Техническое задание на проектирование по ГОСТ Р 57839-2017 станет обязательным для всех систем безопасности — от ОПС до видеонаблюдения и средств защиты информации, если оснащение объекта предусмотрено техническими регламентами. При этом заложить в проект нужные марки оборудования через ТЗ станет практически невозможным.

Разработчик стандарта

ГОСТ Р 57839-2017 внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги», который был создан 26 сентября 2014 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на базе Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). Подкомитет ТК 001 ПК 4 «Услуги в области технических систем аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения» был организован на базе компании «СТАЛТ». Председателем ПК 4 назначен технический директор «СТАЛТ» Калашников Сергей Александрович (ООО «СТАЛСТ ЛТД» — производственная и проектно-монтажная компания с головным офисом в Санкт-Петербурге).

Таким образом, основным разработчиком стандарта является частная компания. Это стало возможным благодаря тому, что согласно п.5.4.4 Постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 Росстандарт имеет право создавать технические комитеты (ТК) по стандартизации в том числе из заинтересованных полномочных представителей конкретной отрасли.

Сергей Калашников так прокомментировал появление нового ГОСТа: «Государственных отраслевых (ведомственных) институтов-монстров (монстров в хорошем смысле) уже нет. Некоторые государственные структуры иногда еще пытаются разрабатывать документы по стандартизации, но если делают это по каким-то причинам келейно, то получается не очень хорошо. Разработку новых документов по стандартизации экономика ждет от профессиональных сообществ, от этих самых опытных специалистов-практиков. Это положительно зарекомендовавший себя мировой опыт.»

К ГОСТ Р 57839-2017 есть вопросы. В целом стандарт составлен грамотно. Но, несмотря на это, сам подход разработчиков можно немного покритиковать.

В добровольно-принудительном порядке...

ГОСТ Р 57839-2017 до попадания в Перечень Федеральных законов от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22 июля 2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является добровольным. В таком качестве стандарт весьма полезен — как ориентир, но не как прямое руководство к действию. В случае, если он будет добавлен в Перечень — он становится обязательным при проектировании систем технической безопасности по ГОСТ Р 56936-2016 для стандартных объектов, где отсутствует необходимость получать и согласовывать специальные технические условия (СТУ). Иначе не выполнить требования ФЗ. И в таком качестве он имеет больше недостатков, чем достоинств, при чем как для заказчика, так и для исполнителя проектировщика.

Эта коллизия возникает в силу того, что так устроено техническое регулирование в РФ. 

Технический регламент в виде ФЗ

Из приведенного рисунка можно понять основную суть существующей системы: обязательными являются требования, изложенные в соответствующих технических регламентах. Для соблюдения требований ФЗ можно заявить о добровольном исполнении ГОСТ, СП, СНиП и т.п. из Перечня данного Технического регламента. Стандарт из Перечня становится обязательным, если пользователь заявил о добровольном принятии стандарта к исполнению. В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований ГОСТ, СП, СНиП и т.п., включенных в Перечень; недостаточно требований к надежности и безопасности или такие требования не установлены — подготовка проектной документации и строительство осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, описанным в Приказе Минстроя России от 15.04.2016 N 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Рассмотрим основные недостатки ГОСТа с двух сторон: для исполнителя-проектировщика и для заказчика системы технической безопасности.

Все в руках проектировщика…

ГОСТ Р 57839-2017 весьма серьезно расширяет права проектировщика —  и вряд ли это понравится заказчикам систем безопасности. Самое болезненное для заказчиков нововведение — теперь в задание на проектирование (ТЗ) будет крайне непросто (либо вообще невозможно) вписать требования по использованию в проекте конкретных марок оборудования. Прописывать даже конкретные характеристики каждого вида оборудования (как часто делали те, кто стеснялся напрямую писать марки оборудования) — тоже не куда. И более того — в ГОСТ Р 57839-2017 написана крамольная для многих заказчиков мысль, что проектировщик лучше заказчика знает что заложить в спецификацию проекта. П.7.5.4. прямо говорит об этом:  «Решение о выборе конкретного оборудования при проектировании системы для достижения ее параметров и характеристик, указанных в задании, в технических регламентах <...> принимает проектировщик и несет полную ответственность за соответствие выбранного оборудования требованиям, предъявляемым к системе».

Чаще всего наличие в задании на проектирование требований по оборудованию ничем не обосновано. Тем не менее, иногда потребность указать конкретные марки оборудования в задании на проектирование действительно есть. В ГОСТ Р 57839-2017 четко обозначены случаи, когда это допускается:

  1. Для унификации / интеграции с имеющемся на том же объекте оборудованием или оборудованием, обоснованно применявшемся в других, уже разработанных проектах
  2. При наличии стандарта организации, где прописана корпоративная политика использования того или иного оборудования на объектах данной организации.

При этом в любом случае должна быть указана причина, по которой предлагается применить данное оборудование. Если вы заказчик и считаете что при этом можете спать спокойно, уверенные что в проект будет заложено нужное вам оборудование, то это не так. Вот ещё цитата из того же п.7.5.4 ГОСТ Р 57839-2017:

«В случае если при согласовании задания или в процессе проектирования проектировщиком выявлено несоответствие параметров и характеристик оборудования, рекомендованного заказчиком, требованиям нормативных документов применительно к конкретному объекту или с применением этого оборудования не могут быть выполнены иные предъявляемые заданием технические требования, то проектировщик <...> должен направить заказчику мотивированное обоснование невозможности применения указанного оборудования

Таким образом, заказчик теперь не защищен от произвола подрядчика. Если проектировщик очень захочет, то сможет по данной схеме включить в проект выгодное для себя оборудование. И заказчику будет очень тяжело доказать неправомерность действий проектировщика.

Данный момент со стороны заказчика можно трактовать как отраслевой лоббизм. Ведь не секрет, что проектные и особенно проектно-монтажные организации зачастую в той или иной степени аффилированы с производителями оборудования. Если не кривить душой — то нужно признать, что у всех есть наработанные цепочки поставок, позволяющие получать существенные скидки от розничных цен. Проектировщикам часто доступна такая опция, как «защита проекта» — когда производитель защищает интересы проектной организации, заложившей в проект нужный ему бренд специальной скидкой, которая не доступна другим участникам рынка, если они захотят купить оборудование для этого же объекта. Бывает и более простой вариант — когда производитель напрямую выплачивает проектной организации или даже проектировщику (частному лицу) процент с продажи оборудования, которое было заложено им в проект и данная информация передана производителю.

Единственный способ для заказчика обезопасить себя — нанять для разработки задания на проектирование независимого эксперта, как это оговаривает п.5.2 ГОСТ Р 57839-2017. Разрабатывать задание на проектирование может: сам заказчик, проектировщик, третья сторона.

Размер не имеет значения…

Пожалуй, главный недостаток нового  ГОСТа — в том, что он слабо учитывает сложность и размер проектируемой системы. Из 12 разделов обязательными являются 7. Это весьма серьезная нагрузка на проектировщика (ведь в большинстве случаем разрабатывать ТЗ будет именно проектировщик). А с учетом того, что заказчики пока не привыкли платить за составление задания на проектирование, это вряд ли понравится проектировщикам. Дополнительная и никем не оплачиваемая работа для маленьких систем приведет к одному — ТЗ будут делаться типовыми, с обтекаемыми формулировками, с разделами, заполненными “для галочки”, как уже случилось с требованиями к содержанию текстовой части проектной документации по Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Т.е. задание на проектирование не будет выполнять свою задачу и может превратиться в еще одну формальность.

Задание на проектирование

задание на проектирование 2

Требования есть, методологии нет…

Подход российской нормативной школы резко контрастирует с тем, что можно почерпнуть в аналогичных документах европейских стран и Великобритании. Возьмем к примеру документ по одной из систем технической безопасности — видеонаблюдению: «Planning, design, installation and operation of CCTV surveillance systems. Code of practice and associated guidance» или «CCTV Operational Requirements Manual». В них есть то, чего нет, к сожалению, в наших ГОСТах — методология. Да, мы знаем теперь как должно выглядеть задание на проектирование, какие должно содержать разделы, что требуется отразить в данных разделах. Это замечательно, но это — итоговый документ, а как именно к нему прийти? Какие шаги нужно сделать, в какой последовательности?  Какую задачу решает та или иная система безопасности, и как именно та или иная система должна помочь искомую задачу решить? И критерии — как оценить, что заявленная задача действительно решается данной системой безопасности? Эти вопросы в ГОСТ Р 57839-2017 никак не обсуждаются. Ответов на них нет. А ведь они куда более важны для тех, кто пользуется данным стандартом.

Стандарт для людей или люди под стандарт?

Еще одной общей проблемой нового ГОСТа может стать неприспособленность к использованию непрофессионалами. Сложно себе представить заказчика, который подготовлен настолько, что открыв ГОСТ Р 57839-2017 и, сверяясь с ним, самостоятельно может составить техническое задание (ТЗ). Как говорят проектировщики:  ТЗ — это «хотелки» заказчика, а не понимание исполнителя, как сделать лучше. Хорошие стандарты должны давать цепочку шагов-рекомендаций, пройдя по которым пользователь стандарта получит решение определенной задачи — например, поймет, что именно ему нужно от системы безопасности и сформулирует данное требование в задании на проектирование.  Формулировки должны быть однозначно понимаемы и заказчиком, и исполнителем-проектировщиком.

Если рассматривать зарубежный опыт, то наглядным примером будет CCTV Operational Requirements Manual. В нем нет требований к маркировке, эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а также требований к выводу из эксплуатации, демонтажу и утилизации (в том же ГОСТ Р 56936-2016 есть даже такие разделы / подразделы). Более того, там вообще нет четких правил как составлять ТЗ, только методология, рекомендации, общие подходы и небольшой ликбез для новичков. Однако данный документ решает задачу заказчика: помогает понять назначение системы охранного видеонаблюдения (стандарт по CCTV) и сформулировать собственные требования к данной системе.

Что ждать дальше?

Подкомитет ТК 001 ПК 4 «Услуги в области технических систем аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения» пока выпустил 2 стандарта по системам безопасности: ГОСТ Р 56936-2016 «Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования» и ГОСТ Р 57839-2017 «Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования». Судя по логике ГОСТ Р 56936-2016, на очереди стандарты по проектированию систем безопасности; строительно-монтажным работам; пусконаладочным работам; по опытной эксплуатации, комплексному опробованию и вводу в эксплуатацию; авторскому надзору; эксплуатации, техническому (сервисному) обслуживанию и текущему ремонту; выводу из эксплуатации, демонтажу и утилизации.

И в этом — главная коллизия нового и последующих ГОСТов. До сих пор большинство компаний полностью и добровольно исключили себя из процесса их создания. Для того, чтобы были учтены интересы всех игроков рынка систем технической безопасности, профессиональному сообществу необходимо включаться в работу над будущими стандартами. Одна компания, даже с учетом наработанных компетенций, не может создать сбалансированные стандарты без серьезных перекосов в ту или иную сторону. Поэтому компаниям рынка систем безопасности необходимо включить своих специалистов в активное обсуждение нормативных документов по системам безопасности.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2246 s
queries: 69 (0.0077 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.