/ /

Объекты ТЭК: категорирование и паспортизация

Объекты ТЭК: категорирование и паспортизация

09 октября 2024, 14:26    1728

Сергей Борисов

Сергей Борисов

Эксперт-специалист по безопасности объектов ООО «Систематика» (НКК)

Мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий) в России осуществляются в соответствии с положениями федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ и Концепцией противодействия терроризму в РФ. Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК, за исключением объектов атомной энергетики, установлены ФЗ №256 от 21 июля 2011 г. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК регламентируются постановлением Правительства РФ № 1046 от 3 августа 2024.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Согласно ст.2 ФЗ № 256, объектами ТЭК являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

К субъектам ТЭК относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами ТЭК, а также дочерние предприятия указанных юридических лиц. В соответствии со ст.6 ФЗ № 256, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами ТЭК.

Согласно ч.2 ст.3 ФЗ № 256, к вопросам обеспечения безопасности объектов ТЭК субъектами ТЭК относятся следующие задачи:

  • категорирование объекта ТЭК;
  • реализация требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса;
  • разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса;
  • подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
  • информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

КАТЕГОРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ТЭК

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 256 в редакции от 28 июня 2022 г., категорированию подлежат все объекты ТЭК. Определение перечня видов объектов ТЭК, не подлежащих категорированию, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Процедура проводится комиссией по категорированию объектов ТЭК в том порядке и рамках тех сроков, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 459.

В состав комиссии включаются:

  • представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • руководитель субъекта ТЭК;
  • работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
  • представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
  • представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АУДИТ

При категорировании объектов (территорий) в первую очередь проводится оценка состояния защищенности объекта ТЭК с учетом уязвимости инфраструктуры и элементов жизнеобеспечения объекта к потенциальным террористическим угрозам.

Оценка состояния защищенности предусматривает:

  • сбор и анализ исходных данных об объекте;
  • изучение конструктивных и технических характеристик объекта;
  • анализ производственного цикла (регламента работы) объекта;
  • анализ возможных угроз террористического характера конкретному объекту с учетом статистических данных о террористической активности в определенном субъекте (административно-территориальной единице) Российской Федерации;
  • актуализацию модели угроз и модели нарушителя;
  • проведение обследования объекта, выявление потенциально опасных участков и критических элементов объекта, а также мер по их защите;
  • определение возможности совершения на объекте террористического акта и его последствия, в том числе расчетно-аналитическое моделирование вероятных сценариев возникновения и развития кризисных ситуаций и оценка возможных последствий.

Следующий этап — оценка достаточности организационных и инженерно-технических мероприятий (определение требуемого уровня защищенности), включая применяемые силы, средства и системы безопасности для защиты, установление их соответствия требованиям ситуации и ожиданиям руководства объекта ТЭК.

Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 августа 2024 года № 1046 ДСП, содержат информацию ограниченного распространения и отсутствуют в открытых источниках. Учитывая, что данным документом отменяются постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК» и постановление Правительства РФ от 19 сентября 2015 г. № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК», можно предположить, что указанный документ содержит требования:

  • к организационным, административным и правовым мероприятиям, осуществляемым субъектом ТЭК в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов;
  • к составу инженерно-технических средств охраны объектов;
  • к подразделениям и организациям, осуществляющим физическую защиту объекта в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее — подразделения охраны);
  • к особенностям охраны и защиты гидротехнических сооружений;
  • к особенностям охраны и защиты линейных объектов.

С учетом указанных выше требований проводится анализ данных, собранных в отношении внедренных на объекте, средств (систем) безопасности, оценивается их эффективность противодействия актуальным угрозам безопасности.

Эффективность имеющихся средств и систем безопасности оценивается по следующим критериям:

  • состав внедренных на объектах заказчика средств (систем) безопасности;
  • возраст, объем, функциональные особенности, работоспособность (состояние) применяемых на объекте систем безопасности;
  • эффективность решения задач обеспечения безопасности каждой системой;
  • возможность развития систем;
  • интеграционная способность;
  • аналитические возможности;
  • стойкость к несанкционированному доступу;
  • дублирование систем и их отдельных составляющих (основных датчиков, детекторов, сигнализаторов, контроллеров и т.п.);
  • возможности самодиагностики;
  • способность оборудования к сбору, хранению и обработке информации;
  • возможность выдачи тревожных сообщений во внешние системы (комплексы) безопасности;
  • периодичность сервисного обслуживания;
  • периодичность обновления специального ПО и лицензий;
  • общее соответствие внедренных систем реальным потребностям в обеспечении безопасности объекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ

Следующий этап— установление категории объекта. Критериями становятся показатели зоны чрезвычайной ситуации (ЧС), которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба.

Показатели определяются по значениям, регламентированным постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС муниципального характера, количество людей, погибших  и (или) получивших ущерб здоровью составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн рублей.

К средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС межмуниципального или регионального характера, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн рублей, но не более 1,2 млрд.

К высокой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС межрегионального или федерального характера, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд рублей.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ТЭК

По результатам данного категорирования объекту ТЭК присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается.

Решение комиссии оформляется актом. Данный документ является основанием для внесения  субъектом ТЭК в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

В случае, если объекту ТЭК не присвоена категория опасности либо он не подлежит категорированию, субъекты ТЭК самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.

По результатам категорирования комиссией готовятся предложения (рекомендации) по совершенствованию системы физической защиты объекта и его потенциально опасных участков и критических элементов в зависимости от требуемого уровня защищенности.

Руководителем объекта утверждается техническое задание на проектирование, модернизацию, реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК, определяются либо разрабатываются частные требования:

  • к назначению инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • к размещению инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • к проектированию инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • к качеству и экологическим параметрам инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • к условиям эксплуатации и устойчивости к внешним воздействиям инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • по электроснабжению и обеспечению бесперебойного электропитания технических средств охраны;
  • по защите от несанкционированных действий в отношении технических средств охраны;
  • по обслуживанию и ремонту инженерных средств физической защиты и технических средств охраны;
  • к квалификации и тренингу обслуживающего и эксплуатирующего персонала инженерных средств физической защиты и технических средств охраны.

Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования. Форма паспорта безопасности объекта ТЭК утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2022 г. № 3722-р. Документ утверждается руководителем субъекта ТЭК, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации или уполномоченным им лицом. После этого задачу по категорированию объекта ТЭК можно считать выполненной.

С учетом большого объема мероприятий, предусмотренных процессом категорирования объекта ТЭК, законодательством предусмотрена возможность привлечения сотрудников специализированных организаций для анализа уязвимости производственно-технологического процесса и выявления критических элементов объекта, оценки антитеррористической защищенности и социально-экономических последствий совершения террористического акта. Принятие такого решения— компетенция председателя антитеррористической комиссии субъекта Федерации.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1654 s
queries: 77 (0.0051 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.