/ /

Проектирование объектов культуры. В чем специфика?

Проектирование объектов культуры. В чем специфика?

08 ноября 2019, 13:42    2401

21 марта 2019 года вице-премьер Ольга Голодец поручила органам исполнительной власти во главе с Минкультуры РФ сформировать межведомственную рабочую группу по разработке системы безопасности для российских музеев. По сути, государство перешло к целенаправленному формированию политики обеспечения безопасности культурных учреждений, в том числе нормативно-технической. Мы пригласили на заочный «круглый стол» проектировщиков систем безопасности, чтобы узнать, какую специфику они учитывают при разработке проектной документации для объектов культуры.

Участники:
Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект»

Олег Чубко, руководитель отдела систем связи и сигнализации «Метрополис»
Григорий Суслин, инженер-проектировщик RUBEZH

Что необходимо учитывать при проектировании систем безопасности объектов культуры? В чем реальная специфика?

 

Василий Костин:

В России действуют закон об обеспечении безопасности на объектах исторического и культурного наследия и определенные законодательные акты, в которых четко установлен строгий порядок различных работ, начиная от проектирования и приемки до проведения мероприятий, направленных на безопасность и сохранность таких объектов.

 

Таким образом, проектирование систем безопасности на объектах культуры тесно связано с повышенными требованиями законодательства по охране и сохранению, в максимально первозданном виде, объектов культурного наследия РФ.

 

К основным условиям, которые необходимо учитывать при проектировании систем безопасности объектов культуры, прежде всего относится изучение результатов оценки уязвимости объектов, их возраст, определение категории объектов культурного наследия, также важно определить тип возможного нарушения безопасности, только после этого целесообразно приступить к комплексному проектированию систем безопасности объектов.

 

Объекты культуры делятся на:

  • объекты культурного наследия, к которым относятся исторические памятники и памятники культуры, объекты археологического наследия, представляющие определенную ценность с исторической, архитектурной или градостроительной точки зрения, являющиеся свидетельством целых цивилизаций, а также обладающие информацией о самом появлении и последующем развитии российской культуры;
  • непосредственные здания, в них хранятся культурные виды ценностей, – это музеи, выставки, библиотеки и прочее.

 

В настоящее время пользование такими памятниками часто осуществляется сторонними организациями, к ним можно отнести организации здравоохранения, гостиницы, торговые и религиозные учреждения.

 

Проблема правильного проектирования и безопасного использования объектов культурного и исторического наследия с каждым годом становится все более актуальной.

 

Олег Чубко:

Сразу необходимо разделить проектирование на две части:

1.  Проектирование вновь возводимого здания.

2.  Проектирование реконструируемого здания.

В первом случае больших проблем нет, и нормативная документация РФ почти в полном объеме дает ответы на все вопросы, а архитекторы и технологи помогают реализовать задачи по обеспечению безопасности как самого объекта, так и посетителей и персонала. Во втором случае – все несколько сложнее, т. к. зачастую невозможно установить какое-либо оборудование систем безопасности без нарушения целостности стен, сводов и других элементов здания. Внесение подобных конструктивных изменений часто категорически запрещено. В этом случае разумно рассмотреть перспективу установки радиоканального оборудования.

 

Для музеев большой и сложный раздел – противопожарная безопасность. В первую очередь нельзя применять водяное пожаротушение, применение которого является обычной практикой в зданиях иного назначения. В музее нужно не просто потушить пожар,  а сохранить экспонаты от повреждений. Водяное пожаротушение реализовать такой сценарий не позволяет. Решение есть – газовое пожаротушение.

 

Григорий Суслин:

В целом объекты культуры в плане проектирования не очень сильно отличаются от любых других объектов. Стоит отметить, пожалуй, что иногда приходится предусматривать более технологическое оборудование. Например, аспирационные пожарные извещатели – они позволяют с наименьшим вмешательством в целостность объекта обеспечить сверхраннее обнаружение возгорания и гарантировать должный уровень безопасности.

 

Существуют ли специфические нормативные и нормативно-технические требования? В каких актах они зафиксированы?

 

Василий Костин:

В данном вопросе стоит обратиться к следующим положениям.

  • Статья 3. ФЗ от 25.06.2002 г. № 73 «Об объектах культурного наследия (в том числе памятниках истории и культуры) народов РФ». Она устанавливает, что памятники – это культурное наследие страны, к ним относятся также такие постройки, либо сооружения, которые отличаются исторически устоявшимися территориями.
  • Во исполнение данной статьи Министерство культуры рекомендовало к исполнению «Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия народов РФ», они разработаны в 2016 г.
  • Существует также Свод правил 388.1311500.2018 г. Об определенных объектах исторического и культурного наследия, именно религиозного назначения. Там прописаны основные требования к пожарной безопасности.
  • С 01.01.2019 г. были введены одновременно 4 стандарта:
  • ГОСТ Р 58169 – 2018. Положение рассказывает об определенном порядке проведения, правилах приемки таких работ, которые направлены на сохранение определенных объектов культурного и исторического наследия;
  • ГОСТ Р 58167 – 2018. Положение описывает функции и основную зону ответственности главного архитектора проекта;
  • ГОСТ Р 58168 – 2018. Положение описывает функции и основную зону ответственности главного инженера проекта;
  • ГОСТ Р 58170 – 2018. Положение описывает функции и ответственность производителя работ.

В данных стандартах подробно описана основная ответственность за пожарную безопасность при выполнении разного рода работ на различных объектах культуры.

 

Территориальные нормативные документы подлежат выполнению в порядке, определенном для нормативных актов конкретного субъекта.

 

Олег Чубко:

Нужно учитывать требования к помещениям с пребыванием более 50 человек, а также требования по доступности для маломобильных групп населения (МГН). Эти аспекты достаточно полно отрегулированы нормативной документацией. К специфическим требованиям можно отнести требования Росгвардии – именно этой структуре поручена охрана объектов культурного наследия. Некоторые проблемы могут возникнуть с выбором производителей и моделей оборудования, которые жестко регулируются силовым ведомством.

В целом, выбор производителей определяется по большей части бюджетом. Предложений на рынке достаточно. Выбор не богат только в области «третьего рубежа» охранной сигнализации – систем и средств для непосредственной охраны экспонатов. Эту задачу решают два-три зарубежных производителя и несколько отечественных (например, среди российских «Аргус-спектр» и «Элерон»).

 

Григорий Суслин:

При проектировании, чтобы обеспечить безопасность людей и материальных ценностей на должном уровне, необходимо учитывать требования федеральных законов и нормативных документов. Однако соблюсти все требования нормативно-правовых актов, не нарушая целостности исторического объекта, очень сложно. Объекты культуры чаще всего даже не с чем сравнивать, они требуют особого подхода, новых современных технических решений, которые позволяют с минимальным вмешательством в конструктивные элементы и интерьеры здания выполнить поставленные федеральными законами задачи. Казалось бы, проблему должны решать профильные своды правил, такие как СП 258.1311500.2016 «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности» и СП 388.1311500.2018 «Объекты культурного наследия религиозного назначения. Требования пожарной безопасности». Однако указанные документы не содержат в себе подходов, способных разрешить существующую коллизию. Зачастую в том или ином вопросе они попросту ссылаются на те нормы, с которыми рядовой проектировщик работает каждый день для широкого круга объектов. Поэтому можно сказать, что в данный момент база специфических норм проектирования систем безопасности для объектов культуры еще не разработана.

 

Какие существуют проблемы при проектировании систем безопасности объектов культуры? Что самое сложное?

 

Василий Костин:

Российский и зарубежный опыт в проектировании систем безопасности для объектов культурного наследования позволяет определить три главных элемента, безопасность которых мы должны обеспечить:

  • люди – это персонал, сами посетители и работники службы безопасности;
  • объекты, закрепленная территория, помещение или сооружение, возможное оборудование, ценное имущество, исторические и культурные ценности;
  • система информации, база данных, информационные каналы данных.

Все эти элементы имеют определенные особенности, их стоит учитывать при моделировании угроз. В то же время именно отсутствие полного и своевременного анализа, а также прогноза возможных угроз.

Основные меры, которые обеспечивают защиту объектов, группируются следующим образом:

  • организационные меры, которые определяют тактику по защите объектов, структуру и количество работников охраны;
  • инженерные и защитные, которые должны обеспечивать техническую крепость с применением разнообразных конструкционных типов элементов;
  • оснащение объектов современными техническими средствами и методами охраны (системой охранной и тревожной сигнализации, системой своевременной пожарной безопасности, пожаротушения, видеонаблюдения);
  • материальное обеспечение непосредственной работы служб безопасности;
  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности структур, которые обеспечивают безопасность культурного объекта, в том числе мероприятия по профилактике и прогнозированию нештатных ситуаций;
  • работа непосредственно с персоналом и составом самой службы охраны.

Олег Чубко:

Самое сложное здесь совместить желания музея, возможности инвестора и функционал применяемой техники.

 

Григорий Суслин:

Основные проблемы возникают не из-за норм, а из-за некорректного подхода к организации строительства или реконструкции. При этом тип объекта культуры – жилье, промышленность или транспорт – совершенно не важен. Заказчик на всех стадиях строительного процесса, включая проектирование, стремится к максимальной экономии и максимальной скорости работ. В свою очередь рынок заполнен предложениями небольших проектных институтов, сотрудники которых, не имея необходимого опыта проектирования и компетенций, демпингуют и в полной мере не реализуют поставленные задачи. В погоне за сроками подобные специалисты игнорируют иные разделы проектной документации, кроме собственного, в случае реконструкции – пренебрегают выездом на объект для обследования и т. д. Отсюда коллизии и затраты на последующих стадиях – в процессе монтажа. К нам ежедневно приходят проекты на проверку в части слаботочных систем и систем безопасности, которыми мы занимаемся. И я не помню ни одного проекта, к которому не возникло бы замечаний.

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1890 s
queries: 59 (0.0061 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.