ВНУТРИ.РФ: ставка на туризм

Share to Telegram Share to VK
clock 18 сентября 2025, 16:08
ВНУТРИ.РФ: ставка на туризм © Внутри.РФ

В Минеральных Водах прошел туристический форум «Внутри.рф», организованный DSS Consulting Services при поддержке «Туризм.РФ», «Кавказ.РФ» и ИД «Коммерсант». На одной площадке представители власти и бизнеса обсуждали, что ждет гостиничную отрасль в ближайшие 10 лет, за счет чего регионы будут повышать свою туристическую привлекательность, какие проекты будут становиться успешными и высокомаржинальными в условиях обеления отрасли и развития внутреннего туризма.

Открыло программу форума «Внутри.рф» пленарное заседание, которое было посвящено тому, как повышать инвестиционную привлекательность регионов и строить в текущих реалиях эффективные проекты.

Заместитель министра экономического развития Ставропольского края Имран Айдамиров рассказал, что Ставрополье – не только житница России, но и один из самых популярных регионов для международного и внутреннего туризма.

Наши традиции оздоровительного туризма в агломерации Кавказских Минеральных Вод существуют уже более 200 лет. В этом наша сила. Креативное сообщество Ставрополья создает уникальные вещи и вдохновляет других. Растет количество талантливых дизайнеров, художников, музыкантов, актеров, IT-специалистов и представителей других творческих профессий.

– отметил г-н Айдамиров.

По его словам, платежи в бюджет Ставропольского края от субъектов креативных индустрий за последний год составили 2,41 млрд рублей. В крае большую часть сообщества составляют ИП и самозанятые.

Туризм объединяет сферы креативных индустрий. И мы делаем упор на развитие не только Агломерации КМВ, а каждого отдельного муниципалитета. На текущий момент доля отрасли в ВРП Ставрополья составляет 4,8%. К 2036 году мы будем стремиться повысить показатель до 7,8%.

– продолжил он.

По его мнению, будущее Ставрополья в конвергенции власти, бизнеса и креативного сообщества.

Именно так формируются благоприятные условия, проекты наполняются смыслом, создаются уникальные продукты, рабочие места, привлекаются инвестиции и повышается качество жизни населения.

– резюмировал спикер.

На сегодняшний день большое количество курортных локаций развивается по принципу ОЭЗ. И Ставрополье не стало исключением. В настоящий момент такая ОЭЗ реализуется на территории четырех курортов Кавминвод (Ессентуках, Лермонтове, Железноводске и Кисловодске), предполагающая создание 19 тыс. номеров и 15,7 тыс. рабочих мест. По состоянию на сентябрь текущего года инвесторы подписали рамочные соглашения о строительстве гостиниц и санаториев, а власти завершают проектирование инфраструктуры.

‎Как добавила на форуме «Внутри.рф» замминистра туризма Ставропольского края Елена Шконда, на резидентов ОЭЗ будут распространяться такие привилегии, как льготные условия по ряду налогов, в том числе земельному и на прибыль. Также резиденты смогут на льготных условиях подключаться к объектам инженерной инфраструктуры и арендовать участки без торгов.

Директор департамента развития особых экономических зон «Кавказ.РФ» Владислав Субботин отметил, что в ОЭЗ туристско-рекреационного типа инвестор значительно экономит только на подключении к сетям.

Это экономит 20-25% капитальных затрат инвестора на стадии строительства.

- заверил эксперт.

Он напомнил, что «Кавказ.РФ» занимается развитием нескольких ОЭЗ такого типа, но при этом сохраняется дефицит средств размещения.

Надо развивать еще территории. Реализация объектов не успевает за спросом.

- заверил он.

Юлия Бадаш, министр по туризму Удмуртской Республики, поделилась опытом увеличения туристического потока на территории Удмуртии.

Удмуртия – это промышленный регион, а Ижевск вырос из завода. Чтобы привлечь к нему внимание туристов и инвесторов, силами города мы инициируем различные проекты, усиливаем инфраструктуру, создаем точки притяжения, вдыхаем новую жизнь в старые объекты, предлагаем инструменты для реализации инвестпроектов. Делаем все возможное, чтобы бизнесу было проще сюда заходить.

В дискуссиях большое внимание уделялось юридическим аспектам. Никита Филиппов, основатель МГКА «Бюро адвокатов» «Де-юре», заслуженный юрист РФ в своем выступлении отметил, что успех и окупаемость гостиничного проекта зависят от множества нюансов.

Изменения в законодательстве к апарт-отелям пришли на рынок в очень «сыром» виде: не решен вопрос о предотвращении использования апарт-отелей как жилых помещений, не стала более понятной обеспеченность регионов туристическими номерами и качество этих номеров.

– подсветил основные проблемы отрасли Никита Филиппов.

По словам эксперта, если в ближайшее время не решить эти вопросы, в дальнейшем это может привести к социальной напряженности и повлечет утрату доверия к покупке юнитов как объекту инвестиций».

Законодательство с каждым годом ужесточается. За неправомерное использование земельного участка сегодня грозит серьезный штраф. Поэтому эксперты подчеркнули, что проекты важно реализовывать в соответствии с текущим законодательством и гостиничной классификацией, иначе это будет чревато серьезными последствиями. Особенно это касается региональных проектов, которые продолжают существовать в своем правовом поле.

Много вопросов в деловой программе форума было посвящено проектированию и строительству различных гостиничных форматов.

На фоне сложных экономических условий, характеризующихся высокой волатильностью и изменением потребительского поведения, российские девелоперы пересматривают свои стратегии и обращают внимание на сферу строительства гостиничных комплексов. Об этом заявил управляющий партнер «Прайм Лайф» Денис Коноваленко в рамках форума «Внутри.рф».

Ключевым трендом становится диверсификация бизнеса в сторону коммерческой недвижимости, а именно – строительства отелей, которое демонстрирует уникальную устойчивость и инвестиционный потенциал. Девелоперы с опытом создания уникальных жилых комплексов и условий проживания имеют все шансы на успех в гостиничном бизнесе.

– отметил Денис Коноваленко.

По его словам, главным и обязательным условием создания успешного бизнеса, рассчитанного на перспективу, является формирование уникального предложения на рынке гостиничных услуг.

Современный гость ищет не просто место для ночлега – он стремится к впечатлениям, аутентичности и глубокому погружению в культуру места. В этих условиях стратегия, основанная на создании уникальных отелей и реставрации исторических зданий, становится ключевым драйвером успеха.

– подчеркнул г-н Коноваленко.

Булат Шакиров, президент Союза торговых центров: Россия, Беларусь, Казахстан, учредитель управляющий директор ООО СЗ «Корпорация Остров Первый», в свою очередь поделился планами строительства города будущего — первый искусственный остров в России, который расположится у берегов Сочи, а также рассказал, что прямо сейчас «Корпорация Остров Первый» завершает строительство нового гостиничного комплекса в самом центре Красной Поляны Chalet Deluxe.

Каждый проект разрабатывается с большим вниманием к архитектуре и инфраструктуре, задавая новый уровень жизни в городе-курорте и новые тренды.

– подчеркнул г-н Шакиров.

Оживленная дискуссия развернулась вокруг темы маркетинговых инструментов продаж в гостиничных форматах. Инструментов продвижения продуктов на рынке много – от смежных активностей в виде спортивных мероприятий до прямой рекламы, брендирования, позиционирования и пр. Но, по мнению экспертов, невозможно с помощью рекламы или маркетинга спасти изначально некачественный продукт. Именно с него начинается проект. Если он плохо продуман, то маркетинг только подсветит все его слабые места.  

Важной составляющей любого гостиничного комплекса является инфраструктура.

Ее разнообразие (санаторно-медицинская и спортивно-развлекательная функции, термальные, общеоздоровительные и бизнес-зоны, коворкинги и пр.) позволяет существенно снижать риски недозагрузки объекта и сглаживать сезонность.

Эксперты заключили, что любая инфраструктура – это затратная статья. И из-за ее избыточности объект может быстро уйти в минус. Отталкиваться нужно прежде всего от потребностей целевой аудитории.

Премиум-ресторан — часть обязательной инфраструктуры современного гостиничного комплекса, какой бы ни была его концепция. Потому что гастрономический опыт — важная часть любого отдыха и деловой поездки. При этом сама еда может быть ядром уникальной концепции. Тогда гостям предлагаются мастер-классы, дегустации, гастрономические маршруты. Все понимают: важно создать не только комфорт для гостя, но и предоставить услуги, отвечающие его интересам.

– поделился своей экспертизой Александр Кроитор, директор по маркетингу и развитию совместных проектов Novikov Group & Family Garden.

По мнению Ивана Сажина, коммерческого директора международной сети смарт-офисов и коворкингов SOK, одним из главных трендов на сегодняшний день является. формирование универсальной среды, которая закрывает потребности современного человека: отдых, здоровье, работа, спорт, развитие, семья. Это уже не набор разрозненных направлений, а сбалансированная инфраструктура вокруг человека и его ценностей.

Мы видим, что будущее — за объединением усилий профессионалов рынка для формирования и реализации подобных мультифункциональных «хабов». Команда SOK уже много лет развивается в этом направлении и открыта к сотрудничеству. Уверены: синергия позволит создавать новые финансовые потоки и реальные конкурентные преимущества для проектов наших партнеров.

– отметил в ходе выступления г-н Сажин.

Уличные воркаут площадки становятся нормой не только для благоустройства жилых комплексов, но и территории отелей и курортов.

– озвучил тезис в рамках своего доклада Дмитрий Зайченко, генеральный директор «КЕНГУРУ.ПРО».

Спортивные кэмпы, ретриты, уникальные спа, банные комплексы — все это часть новой реальности в индустрии красоты, рассчитанной на здоровье и долголетие. Спортом сейчас занимаются семьями, и люди не планируют отказываться от своих привычек даже на отдыхе, – заверил эксперт.

Кадровый вопрос проходил красной линией по всей деловой программе форума. Эксперты уделили внимание операционным аспектам, проблемам управления, привлечения и обучения персонала, а также отметили важный тренд, что госслужащие стали проходить всевозможные обучающие программы по туризму, что позволяет им разговаривать с бизнесом на одном языке и быть эффективными в согласовании проектов.

Спикеры форума «Внутри.рф» были едины во мнении, что благодаря создающимся благоприятным условиям для развития туристической отрасли, гостиничный сегмент еще долго будет оставаться привлекательным как для девелоперов, так и инвесторов. Но чтобы гостиничные проекты были успешными на высококонкурентном рынке, важно их реализовывать в соответствии с гостиничной технологией и в рамках существующего законодательства.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.