3 декабря в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обсудили реализацию стратегий цифровой трансформации госкомпаний.
Мероприятие посетили представители 30 предприятий, среди которых: «Сбербанк», «РЖД», «КАМАЗ», «Алроса», «Вымпелком» и другие. Со стороны государственных кураторов нацпрограммы «Цифровая экономика» на встрече присутствовали представители Минкомсвязи, Минпромторга, аппарата заместителя председателя Правительства РФ, сотрудники Аналитического центра при Правительстве РФ и АНО «Цифровая экономика».
В течение первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» 10 компаний разработали стратегию цифровой трансформации, еще 20 должны принять аналогичные документы в 2020-м году.
«Предприятия с государственным участием должны стать образцом цифровой трансформации. Государство берет на себя часть расходов и этим помогает предприятию избежать кризисов, которые могут возникнуть при переходе на новые системы управления. Такая поддержка позволит компаниям совершить безопасный переход на интеллектуальные сервисы, облачные платформы и минимизировать риски, связанные с внедрением новых технологий», — прокомментировал Евгений Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Участники также обсудили основные этапы цифровой трансформации и назвали контрольные точки, через которые корпорации должны пройти, чтобы достичь нового цифрового статуса.
«Обмен опытом позволит госкорпорациям создать собственный план цифровизации и определить лидера этого процесса внутри своей компании, — сказал Алексей Праздничных, управляющий партнер StrategyPartners.— Успешность реализации проектов зависит от отрасли. Мероприятие показало, что лидером в вопросах цифровизации остается банковский сектор. Однако это не означает, что остальные записаны в аутсайдеры: опираясь на успешный опыт коллег, компании уже в течение ближайших месяцев смогут разработать собственную рабочую стратегию».
Основные положения стратегий чаще всего состоят из двух важных направлений развития — внутрикорпоративной цифровой трансформации и продуктов для внешнего рынка. Внутрикорпоративная трансформация направлена на модернизацию сервисов и программ, которыми пользуются сотрудники предприятий. Их основные задачи — обеспечить безопасность хранения данных, увеличить скорость компьютерных операций, избавить сотрудников от монотонного механического труда и сократить вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Продукты для внешнего рынка включают сервисы и услуги, которые позволят клиентам быстро заключать надежные сделки с компаниями, иметь доступ к выполненным операциям, состоянию клиентского счета и т.д. Независимо от сферы деятельности предприятий, клиентские продукты находятся на высоком уровне, поэтому существующие стратегии охватывают в основном совершенствование действующих систем.
«Уже несколько лет мы успешно осуществляем цифровую трансформацию и видим конкретные результаты. Связь и телеком-услуги — это то, без чего цифровой прогресс невозможен. Сегодня мы принимаем участие в разработке ключевых показателей эффективности и одновременно с этим решаем более важную задачу — помогаем определить направления цифрового развития всего российского бизнес-сектора», — сообщил директор по работе с госзаказчиками ПАО «Вымпелком» Александр Шведов.
Даниил Олейник, представитель «РЖД-Технологии», одного из выделенных подразделений холдинга, отвечающего за проведение цифровой трансформации, поделился принципами разработки KPI: «При разработке KPI, в первую очередь, необходимо обозначить, какие показатели уже имеются, стоит ли их корректировать и есть ли необходимость внедрять в рабочую практику новые показатели. Подход РЖД не предусматривает отдельный блок KPI по процессу цифровой трансформации. Для нас цифровая трансформация — это, скорее, инструмент, позволяющий преобразовать производственную деятельность компании, где главным показателем является повышение эффективности решаемых задач».
На заключительном пленарном заседании стратегической сессии состоялось анонимное электронное голосование, которое позволило участникам высказать свое мнение о формировании и реализации стратегий цифровой трансформации. Большинство участников считает, что стратегия должна быть самостоятельным документом, а не частью долгосрочных планов развития (ДПР) или программ инновационного развития (ПИР).
Примерно половина участников стратегической сессии склоняется к мягкой модели системы мониторинга цифровой трансформации госкомпаний. Такая система предусматривает участие государства в части формирования методических рекомендаций к стратегии, механизмам стимулирования и управления и мониторингу результатов. Около четверти участников поддержали модель активного вовлечения государства, предполагающую регулярный аудит и комплексную оценку готовности компаний к цифровой трансформации.
Во время презентации итогов дискуссий в рабочих группах участники попросили дать им «право на ошибку и право выбора» при реализации проектов цифровой трансформации.
Стратегические сессии с представителями госкомпаний помогут отследить динамику реализации нацпрограммы «Цифровая экономика». Такие встречи создают условия для плавного перехода на цифровые сервисы и снижают риск возникновения кризисных ситуаций. На 2020 год запланировано несколько аналогичных мероприятий при поддержке Минкомсвязи.
О Strategy Partners
Strategy Partners (АО «Стратеджи Партнерс Групп») работает на рынке с 1994 года. Является одной из крупнейших в России компаний в сфере стратегического консалтинга. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для средних и крупных корпораций и государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов, городов. Strategy Partners является партнером Всемирного экономического форума (WEF) в рамках Программы по международной конкурентоспособности стран, а также участвует в других флагманских проектах. Официальный сайт — https://www.strategy.ru/