Мы хотим завоевать доверие людей - под таким лозунгом прошел круглый стол в ИД «Комсомольская правда», посвященный рынку добровольной сертификации в России
Эксперты обсудили его перспективы и те возможности, которые он способен предоставить как самим участникам, так и потребителям – порядок, качество и ответственность на каждом этапе взаимодействия.
Евгений Однолько, первый вице-президент Ассоциации участников единого реестра систем менеджмента (УЕРСМ) открыл Круглый стол и задал основную тему:
- В настоящий момент мы выступаем с гражданской инициативой и предлагаем ввести риск - ориентированный подход в области добровольной оценки соответствия - путем объединения профессионального сообщества в саморегулируемую организацию (СРО).
Принципиально, чтобы все профильные организации вошли туда и объединились.
Сейчас в сфере добровольной сертификации царит анархия. Отсутствуют какие-либо обязательства, как у органов по сертификации, так и их клиентов. Если же мы создадим профессиональное сообщество - в которое еще не каждая организация сможет войти, а только та, которая уверена в качестве предоставляемых товаров и услуг - то сразу определится круг ответственных лиц. С них можно будет спросить неустойку за причиненный ущерб, если такая неприятная ситуация вдруг возникнет. Те, кто не планирует оказывать качественные услуги, они просто не пойдут такой сертификат получать. А те, кто будет выдавать эти сертификаты, кому попало его не выдадут. Таким образом, рыночные механизмы сами собой выдавят недобросовестных участников. Может, это звучит как утопия, но мы к этому стремимся и считаем, что сможем это реализовать. Предложенный нами законопроект – квинтэссенция уже существующих законов. Новаций он не несет, но очерчивает диспозицию и правила игры для участников на настоящее и на будущее время.
Оксана Кузнецова, директор ФГБУ научного учреждения «Федеральный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» Российской Академии наук:
- Считаю необходимым поднимать престиж уровня компаний по сертификации. Если мы говорим про риск-ориентированный подход, то надо четко определить механизмы поддержки для одних и механизмы выдавливания для других игроков рынка. Но не будет ли это означать усиленный контроль со стороны государства?
Е. Однолько:
- Риск-ориентированный подход не означает увеличение числа проверок. Где тонко, там и рвется. Он означает рост ответственности. Если где-то разорвалось, то нанесенный вред надо компенсировать. Тому, кто пострадал, нет никакого дела до того, кто в этом виноват. Ему важно, чтобы это исправили или возместили убытки. Но сейчас никто за это не берется. Максимум - признают вину.
Геннадий Гиряев, генеральный директор Союза Специалистов охраны труда:
- Добровольное саморегулирование уже существует – его предусматривает 315 ФЗ. Идея не нова, но актуальна. Инициатива классная. Есть концепция президента и правительства по развитию СРО. Там четко и ясно прописано: создавайте доброволку, покажите ее жизнестойкость, докажите необходимость. Новое СРО станет площадкой, где можно будет поделиться наработанным профессиональным опытом и объединить усилия для стабильного и прибыльного существования. Каждый из нас существует на рынке и хочет продать свою услугу как можно лучше и дороже. Крепкий партнер – одно из условий удачных продаж. А потребитель хочет получать качественные услуги или товар.
Но чтобы под ваши знамена люди пошли, всем участникам необходимо понимать, какими властными полномочиями данная организация будет обладать. Будет ли она услышана в органах власти. Сможет ли участвовать в разработке и принятии нормативно-правовых документов, законодательных актов. И неплохо бы у самих организаций поинтересоваться их мнением по данному вопросу и узнать проблематику путем проведения общероссийского съезда с приглашением заинтересованных сторон.
Сергей Серегин, президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ):
- Поддерживаю. Первый шаг, который нужно сделать – определиться с субъектом права. Кого мы собираемся урегулировать? То, что прописано в законе, это государственный надзор. Вы хотите государственный надзор ввести сюда? Системы будут объединяться, либо органы? Я предлагаю организовать соцопрос, спросить у людей их мнение. Взять реестр этих организаций (он насчитывает две с лишним тысячи компаний), и начать с ним работать. Как минимум, это покажет, что на рынке происходит. Одновременно, предлагаю поднять этот вопрос на различных площадках - Общественного Совета Росстандарта, Единой России и т.д. и тем самым заручиться их поддержкой.
Е. Однолько:
- Мы не собираемся ни у кого регулирование отбирать, либо свое новое вводить — все добровольно, мы же в условиях капитализма находимся, экономика рыночная, методы регулирования рынка государством стремятся к нулю, предоставив саморегулирование рынка рыночным же механизмам — а тот, кто думает, что директивными методами можно обеспечить стабильность экономики, должен глубже изучить факты современного экономического развития, как на микро, так и на макро уровне.
Мы просто вводим общий реестр, как Таможенный союз (в таможенном союзе есть международное наднациональное законодательство, установленное международными договорами, а есть национальное законодательство — при этом, наднациональное законодательство никоим образом не влияет на национальное — не мешая, а наоборот, органично дополняя уже существующие практики, применяемые органами по сертификации или посредническими консалтинговыми фирмами при оформлении таких отношений).
То есть, у выдающих сертификаты органов существует своя уникальная методика по выдаче сертификатов, которые в данном реестре значатся, существуют определенные процедуры внутреннего контроля. При этом, после проведения собственных («национальных») проверок, его номер заносится участником СРО (им является либо сам орган, либо посредник — консалтинговая компания) в реестр, при этом, выполняются комплиментарные процедуры («наднациональные») проверки, выполняемых стороной, имеющей договор с клиентом — получателем сертификата.
Участник СРО заключает договор либо напрямую — между получателем сертификата и органом по сертификации, либо трехсторонний — между клиентом, участником — посредником и органом по сертификации — которые содержат арбитражное соглашение.
Арбитражное соглашение устанавливает обязательное рассмотрение претензий в согласительном органе СРО, а при необходимости выполнения силами СРО обязанностей лица, осуществляюшего функции иностранного изготовителя для иностранных товаров — с формированием типовых условий договора, публикуемых в СМИ о рассмотрении претензий по качеству приобретенных товаров в согласительном органе СРО, выполняющего функцию иностранного изготовителя. Указанный экземпляр в обязательном порядке направляется заказной почтовой корреспонденцией иностранному производителю, отсутствие отказа от принятия указанных типовых условий свидетельствует об их принятии.
Проверки при внесении номеров сертификатов в реестр СРО («наднациональные») представляют из себя опросник, который заполняется в процессе оформления сертификата — ответственность за корректность данных возлагается на клиента, а проверка данных — на орган по сертификации. Для проверки могут использоваться сведения из открытых источников, данные из сети Интернет, профильных ведомств и иных допустимых источников данных.
По завершению заполнения опросника из 120 вопросов формируется рейтинг. Рейтинг позволяет во временном разрезе контролировать прогресс развития контролируемых параметров объекта сертификации.
В последующем СРО ежеквартально запрашивает сведения для актуализации указанного рейтинга путем повторных ответов на вопросы с целью выяснения уровня изменений в объекте сертификации — при этом, при снижении рейтинга, СРО ходатайствует перед выдающим сертификат органом об отзыве указанного сертификата в связи с изменением в сторону ухудшения контролируемого параметра объекта сертификации.
Сергей Ананьин, президент Ассоциации УЕРСМ:
- Мы предлагаем также размещать QR-код на сертификате или на товаре. С его помощью можно будет удостовериться в качестве и прочих проверяемых свойствах товара, а также собрать информацию о нем, использовав мобильное приложение. Система сканирования подскажет, откуда товар, кто производитель, какие риски по нему компенсируются и на какую сумму. И кто конкретно отвечает за данный товар. Таким образом, можно обеспечить баланс интересов сторон — так сказать, и волки сыты, и овцы целы – в том числе, решить государственную задачу по идентификации товаров. Если сейчас в бюджете на это не хватает средств, то это можно сделать без бюджетных вложений.
Что же касается контроля сертифицируемых параметров во временном разрезе - он будет обеспечен посредством регулярных инспекционных надзоров. В едином реестре участников систем менеджмента есть дата внесения каждого из внесенных сертификатов.
По каждому истечению временного интервала срока существования сертификата, по каждому отраженному в реестре сертификату (вплоть до окончания срока его действия) проводятся работы по инспекционному контролю — при этом, они относятся, в первую очередь, к «наднациональным» проверкам — то есть, формирование ответов на вопросы их вопросника, что позволяет вычислить текущий рейтинг объекта сертификации — и если он стал меньше, чем тот, который был при выдаче — налицо ухудшение состояния сертифицируемого параметра объекта сертификации, что может являться основанием для отзыва такого сертификата.
Эрнест Архаров, генеральный директор «Центр сертификации Поставщиков»:
- Слышу те вещи, которые в нашей компании уже реализованы - коды и электронная подпись на самом сертификате. Актуальность проблемы существует. Нет единой информационной базы. Нет возможности у клиентов или заказчиков увидеть всю информацию о поставщике или о производителе товара.
Мы можем объединить наши силы. У нас уже четыре года практики работы по созданию единой информационной базы. В нашей системе сертификация имеют место такие показатели, как система оценки качества, охраны труда и экологического менеджмента. Помимо этого, у нас есть показатели, которые важны с точки зрения общественного мнения. Это состав работников, их опыт, образование и квалификация. Мы определяем структуру материально-технической базы у предприятия, чем оно обладает и будет отвечать в случае проблем. Это все существует в открытом доступе. Любой желающий может зайти по ИНН или ОГРНИ и найти нужную организацию и понять, что с ней происходит.
Мы определяем выполнение налоговой нагрузки, риск банкротства и степень закредитованности предприятия, а также его востребованность. Мы знаем о его штрафах и санкциях при выполнении договоров, качественно ли велись договорные работы.
Можно сделать один-два заказа и не увидеть проблем. Но при ста заказах они появляются. Давайте объединяться и двигаться вперед.
Что потребитель будет иметь с гуся?
Павел Красавин, совладелец «Лидер-Консалт» и руководитель органа по сертификации «Лидер»:
- В ведении добровольной сертификации есть положительные моменты и есть неясности. Что из положительного? Повысится репутация органов по сертификации, будет наведен порядок среди органов. Однако, если брать вопрос выплаты из компенсационного фонда СРО для клиентов или для органов, то это очень спорно. Подобный опыт в сфере строительства, проектирования – печальный. Выплат практически никаких не производится.
Е. Однолько:
- В нашем законопроекте есть такой термин, как согласительный орган. Это своего рода третейский суд для рассмотрения отдельных споров, который созывается в случае наличия спора между участниками ассоциации, либо их клиентами. В каждом конкретном случае, по каждой претензии этот согласительный орган проводит разбирательство, по результатам которого определяется круг лиц, которые понесут ответственность. Если клиент при получении сертификата неверно указал данные, то в этом случае платит клиент. Если это орган нерадиво отнесся к получению сведений, либо не проверил их, либо иным образом халатно отнесся к вопросу, тогда заплатит орган. И решение такой комиссии будет окончательным. То есть это сведет на нет любые попытки потребительского экстремизма, затягивания судебных споров на годы. Допустим, если речь идет о какой-то медицинской услуге. У медицинского центра есть лицензия, но если оказана неправильная услуга, и кто-то заболел, условно говоря, то этому человеку некогда ждать полтора года. Ему нужно здесь и сейчас получить какую-то компенсацию, чтобы исправить причиненный ущерб.
Сергей Серегин, президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ):
- Вы себя не обнадеживайте третейским судом. Это должны быть люди незаинтересованные, не эксперты никоим образом, но имеющие специальное высшее образование. И хотя процедура здесь действительно более быстрая, но компетенция и арбитражного, и городских судов заключается в том, что они устанавливают, была ли третейская оговорка или нет, не более того. Влезть в суть решения они не могут, закон им не позволяет. Поэтому я честно скажу: как продаются левые сертификаты, точно так же подделываются и решения третейских судов.
Е. Однолько:
- Арбитры третейского суда будут формироваться из заслуживающих доверия и уважения лиц, имеющих экспертные познания в требуемой области. Разумеется, во избежание каких-либо манипуляций c решениями согласительного органа, вся информация по рассматриваемым вопросам будет прозрачна и доступна для всех участников СРО.
- Друзья, если мы скооперируем все наши наработки, тогда действительно мы сможем создать рынок. И было бы классно, чтобы эти добровольные системы конкурировали бы с государственной системой. И тогда у граждан было бы больше доверия, - заключил Президент НСОПБ Сергей Серёгин.