КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Российская промышленная зона в Египте — новый перспективный формат сотрудничества двух стран
«Мы с нашими коллегами из России ведем беседы об использовании российской стороной территории порядка 5 миллионов м² — это та зона, которая в рамках большой особой экономической зоны будет отдана под использование российским резидентам на том или ином этапе реализации проекта. <…> Наше взаимодействие с российской стороной, с российскими компаниями, мы уверены, принесет очень серьезные результаты. И мы уверены, что интерес с российской стороны будет только нарастать», — Ехия Заки, председатель Экономической зоны Суэцкого канала (SCZone).
«Основная цель того, что мы делаем, — реализация нашего потенциала и потенциала российских технологий, используя эту потрясающую платформу у нас в Египте. <…> Мы говорим о комбинации высокотехнологичных отраслей российского производства и египетской платформы, где мы видим рабочую силу и сопутствующие отрасли промышленности, необходимые для реализации этого продукта. В результате мы видим потенциал для очень значимого результата», — Амр Нассар, Министр торговли и промышленности Арабской Республики Египет.
«Проект промышленной зоны в Египте — это масштаб, который в разы больше, чем просто промышленная территория. Такая зона — это хаб, в котором и вокруг которого создается центр компетенций. След, который Россия будет оставлять через годы и десятилетия вокруг этого хаба, будет гораздо больше, чем просто какая-то прибыль, какие-то товары, которые производятся и продаются. Это будет огромное коммьюнити людей, которые получили образование по нашей технологии, по нашим подходам, по нашим стандартам», — Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ; председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
«Можно легко понять заинтересованность египетской стороны. Очень приятно, что они воспринимают Россию как партнера: действительно, мы можем привнести определенные технологии, определенный капитал, содействовать развитию», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».
«Для России Африка не чужой континент. Открываются совершенно новые, уникальные возможности. И мы это окно не упустим. Через 10 лет африканский континент по производству, по потреблению, по масштабам будет, может быть, вторым Китаем. <…> Мы верим в этот проект. Мы знаем, что от замысла прошло много времени. Сейчас мы на стадии реализации», — Марина Ким, телеведущая Первого канала.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаток информации
«Одна из основных проблем, которую наши компании сейчас испытывают, — это нехватка информации, нехватка опыта, нехватка уверенности для того, чтобы выходить на новые рынки и, в частности, на рынок Африки и Ближнего Востока», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».
«Одна из самых главных проблем и в Египте, и по всей Африке — это отсутствие информации. Ее просто нет, очень сложно системно вытащить эту информацию», — Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ; председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Нехватка финансирования и финансовые риски
«Из основных трудностей можно выделить вопрос финансирования и сопряженные с этим риски. Для крупных компаний, крупного бизнеса это менее актуально, но для таких, как мы, частных структур, конечно, это очень важный вопрос — вопрос окупаемости этих инвестиций, сроков», — Алексей Филиппов, исполнительный директор по внешнеэкономической деятельности, ЗАО «Завод электротехнического оборудования».
РЕШЕНИЯ
Обеспечение финансовой поддержки и гарантий
«Поскольку в группу Российского экспортного центра входит Экспортное страховое агентство России и Росэксимбанк, у нас существуют уже продукты по финансированию проектов российских компаний за рубежом. Это касается и страхования кредитов, выданных банками, и самостоятельного кредитования по линии Росэксимбанка. <…> В Российской Федерации реализуется национальный проект по международной кооперации и экспорту, в рамках которого предусмотрены серьезные финансовые ресурсы из бюджета на поддержку проектов за рубежом», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».
«Мы прекрасно понимаем, с какими рисками сопряжено ведение дел в Африке. Мы полностью поддерживаем российских инвесторов и идею реализации Особой экономической зоны Суэцкого канала. <…> Оборотный капитал, проектное финансирование, инвестиционное страхование, гарантии — это все те инструменты, которые позволяют вам чувствовать себя в безопасности. У нас есть много гарантийных продуктов. <…> Более того, мы гарантируем вам поддержку правительства в случае каких-то сложных ситуаций», — Канайо Авани, управляющий директор инициативы по внутриафриканской торговле Афрэксимбанка.
Создание необходимой инфраструктуры
«Первый уровень нашей работы — это создание достаточной инфраструктуры на этой территории, создание среды, создание условий на местах для того, чтобы промышленники могли там работать. В первом квартале 2020 г. мы уже будем завершать первую фазу, и довольно значимая часть территории будет готова к принятию российских компаний, заинтересованных в президентстве. <…> Российская промышленная зона получит первоклассные условия для работы», — Ехия Заки, председатель Экономической зоны Суэцкого канала (SCZone).
Ставка на комплексное и долгосрочное сотрудничество
«Страны, безусловно, рассчитывают не на простые торговые операции, а на сотрудничество, участие в добавленной стоимости, развитие рабочих мест, развитие компетенций. Это связано и с подготовкой кадров, с локализацией технологий и т.д. <…> Только полная, плотная, глубокая кооперация — это тот формат сотрудничества, тот образ, который нас может привести к успеху», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».