Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), рассмотрев совместно с профессиональным сообществом пакет поправок ко второму чтению проекта федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора», предлагаемый МЧС России, на предмет наличия в нем положений, направленных на обеспечение в полной мере соблюдения требований пожарной безоп сности, данную редакцию не поддерживает.
По мнению НСОПБ предлагаемые в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» поправки не содержат положений, реализация которых приведет к условиям, исключающим возникновение угрозы пожара. Наоборот, поправки вводят дополнительные требования, невыполнимые или противоречащие федеральному законодательству, создают неизбежность дополнительной финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Кроме того, предлагаемые изменения вводят дублирование надзорных функций, когда федеральный государственный пожарный надзор на объектах с массовым пребыванием людей осуществляется в рамках государственного строительного надзора с участием должностных лиц органов государственного пожарного надзора. Не определен уровень данного участия, что позволяет трактовать указанное требование либо как необходимость непрерывного присутствия должностных лиц органов государственного пожарного надзора на объекте с массовым пребыванием людей на момент всех этапов его строительства и ввода в эксплуатацию, либо обязанность осуществления государственного строительного надзора при проведении плановых и внеплановых проверок в период эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей (статья 6 Закона).
Следует отметить, что предлагаемая поправка, касающаяся участия должностных лиц органов государственного пожарного надзора при проведении федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, не подтверждена статистик ой обращений органов прокуратуры по выявленным нарушениям, допущенным в процессе проведения указанного надзора. Судебная практика по выявленным органами государственного пожарного надзора случаям неправильно проведенной экспертизы, согласования проектной документации, за последние 5 лет также отсутствует.
Анализ причин пожара на объектах с массовым пребыванием людей показал, что наиболее частой причиной пожара являются нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, а также нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных и огневых работ. Предлагаемые правки, как и законопроект в целом, не содержат положений, позволяющих предотвратить возникновение пожара по указанным причинам.
Предлагаемые к внесению в статью 25 Закона изменения, касающиеся прохождения обучения мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, не учитывают положений статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которой установлено, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, значительное количество работников, не имеющих образования, но прошедших, в рамках положений действующего законодательства, аттестацию на квалификацию и имеющих допуск к осуществлению профессиональной деятельности, будут не вправе проходить обучение мерам пожарной безопасности.
Кроме того, программа повышения квалификации, как наиболее распространенная форма получения дополнительного профессионального образования, направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Таким образом, непонятно какие именно категории лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, будут определены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, так как, и профессиональная деятельность, и квалификация базируются, прежде всего, на теоретических знаниях, а именно на специальности, полученной в процессе образования.
Изменения, предлагаемые к внесению в статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержат требование, обязывающее лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, относящиеся к объектам с массовым пребыванием людей, привлеченное на основании договора, извещать собственника или лицо, владеющее таким зданием, сооружением на ином законном основании, об изменении класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения или их частей для уведомления органов государственного пожарного надзора о таких изменения х с представлением уточненной декларации пожарной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
При этом частью 1 статьи 55.24 Кодекса установлено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Одновременно, иными частями указанной статьи установлены требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, которыми не предусмотрено, что в полномочия лица, ответственного за эксплуатацию, входит изменение класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, а только техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатац ионный контроль (осуществление периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения), текущий ремонт зданий, сооружений.
Таким образом, на лицо ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, относящиеся к объектам с массовым пребыванием людей, привлеченное на основании договора, возлагаются невыполнимые обязательства.
Указанную проблему можно решить, внеся в Закон изменения, позволяющие привлекать на договорной основе (аутсорсинге) сторонние организации для обеспечения в полной мере пожарной безопасности на объекте защиты.
В целом, документ не соответствует концепции «регуляторной гильотины» принятой в рамках послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20.02.2019, а также предложенным к рассмотрению проектам федеральных законов «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроект рассматривает в качестве контрольно-надзорных мероприятий проверки, не учитывая, что указанными законопроектами предусмотрены иные равнозначные мероприятия. Подготовленная Институтом проблем правоприменения аналитическая справка по результатам исследования связи между плановыми проверками Государственного пожарного надзора России и количеством пожаров, травмированных и погибших в них людей, содержит регрессионный анализ, показывающий, что пожары являются событием, происходящим независимо от плановой проверочной деятельности ГПН. При этом важное уточнение заключается в том, что речь идет именно о плановых проверках, осуществляемых в том виде, который характерен для современной России.
Также предлагаемыми поправками в законопроект не учтены опыт развития негосударственной системы обеспечения пожарной безопасности, не приняты во внимание уже действующие электронные площадки, содержащие информацию о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, в том числе, объектов с массовым пребыванием людей.
Проект акта требует переработки с обязательным привлечением к диалогу общественных организаций и профильных общественных объединений.
НСОПБ готов оказать необходимую методическую помощь, а также совместно с МЧС России принять участие в доработке проекта федерального закона. Соответствующая информация была направлена в Государственную Думу Российской Федерации, ТПП России, РСПП.