Сегодня WEKEY принимает активное участие в программе модернизации аэровокзальных комплексов страны, зачастую сталкиваясь с проблемой несоответствия существующего конструктива зданий параметрам устанавливаемого оборудования (досмотровой техники, багажных систем и технологической мебели). Поэтому не все задачи клиента удается решить техническим путем и в ряде случаев стоит руководствоваться подходом технологическим: поскольку новейшее оборудования может стать более эффективной и рентабельной альтернативой, в долгосрочной перспективе экономя средства заказчика.
На начальных этапах проектирования и строительства аэровокзальных комплексов важно учитывать предполагаемую схему обработки багажа, предусматривающую дальнейшую интеграцию с досмотровой техникой при организации многоуровневой системы досмотра.
В соответствии с тенденцией к автоматизации процесса обнаружения потенциальной угрозы и уменьшению числа ложных срабатываний, международные организации по обеспечению авиационной безопасности работают над усовершенствованием нормативно-правовых регламентов. Основным примером служит ужесточение стандартов ECAC, применимых к системам сканирования багажа HBS (Hold Baggage Screening).
Требования стандарта 1 были сформулированы в 1988 году после авиакатастрофы над Локерби. Введение стандарта 2 было связано с серией терактов 11 сентября в Нью-Йорке. Сегодня вместе с эволюцией угрозы со стороны экстремистских организаций обосновано дальнейшее ужесточение требований законодательства, а вместе с тем, и модернизация технологий обеспечения безопасности.
В Европе и США уже начался активный переход аэропортов на схему досмотра багажа стандарта 3. Согласно требованиям ECAC, страны Евросоюза обязаны перейти с систем досмотра стандарта 2 на оборудование новейшего поколения до сентября 2022 года, а аэропорты Великобритании до сентября 2020 года.
Применение технологии компьютерной томографии уже на первом уровне досмотра устраняет необходимость в закупке дополнительного оборудования, практически автоматизируя процесс обнаружения угрозы и уменьшая число подозрительного багажа, которое необходимо проверить операторам второго и третьего уровня, до 12%.
Компания WEKEY предлагает решение одного из крупнейших мировых поставщиков досмотровой техники Rapiscan Systems — автоматизированную систему досмотра багажа RTT 110.
Технология «томографии в режиме реального времени» соответствует требованиям стандарта 3 ECAC и является самой производительной в своем классе оборудования системой, чья скорость обработки багажа достигает 1800 ед. в час. Подробнее об особенностях эксплуатации систем стандарта 2 и 3, а также об экономической рентабельности внедрения технологии компьютерной томографии, предлагаем познакомиться на сайте компании.
В соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», транспорт, въезжающий на контролируемую территорию аэровокзала, должен быть досмотрен с применением специализированных технических средств.
Однако действующий нормативно-правовой документ не содержит конкретных требований к досмотровой технике и процедуре проведения проверок, поэтому каждое авиапредприятие самостоятельно принимает решения о техническом оснащении пунктов пропуска, согласно установленным требованиям внутреннего регламента.
В российской практике наиболее распространенным средством проверки автотранспорта на КПП служит досмотровое зеркало, с которым сотрудник безопасности обходит транспортное средство с целью выявления потенциальной угрозы. Компания WEKEY предлагает более эффективную и экономически выгодную альтернативу — систему автоматизированного досмотра и видеофиксации днища транспортного средства LowCam.
Применение системы LowCam значительно сокращает скорость проведения досмотра — до 10 секунд и повышает достоверность результатов проверки, так как сотрудник безопасности работает с четким детализированным изображением днища, полученным одновременно с нескольких камер.
По факту, система автоматизированного досмотра днища является не только более эффективным, но и выгодным решением для оснащения транспортного КПП, так как срок окупаемости оборудования составляет не более 2 лет. После чего система продолжает экономить до 30−50 тыс. $ в год, за счет сокращения штата уже не задействованных в процессе досмотра сотрудников.
Однако клиенты редко задумываются об этом на этапе покупки оборудования и выбирают менее производительное, но более бюджетное решение, продолжая терпеть издержки на дополнительных расходах на персонал.
Следующим передовым и эффективным техническим решением для оснащения преимущественно зоны предполетного контроля пассажиров являются NDS-станции досмотра с применением двухпроекционных рентгенотелевизионных аппаратов со встроенной функцией обнаружения жидких ВВ (LEDs), интегрированных с системой возврата лотков.
Данное технологическое решение позволяет решить следующие задачи, с которыми сегодня сталкиваются операторы авиапредприятий:
- Разгрузить пространство аэропорта, делая его использование более эффективным
- Расширить возможности конфигурации пункта досмотра, за счет применения модульной конструкции системы возврата лотков
- Оптимизировать действия сотрудников аэропорта, повышая пропускную способность пункта досмотра
- Устранить необходимость разрушения действующего конструктива аэровокзала и упростить интеграцию с другим установленным оборудованием
- Объединить несколько линий досмотра в одну систему
Представленная схема демонстрирует основные тенденции в сфере оснащения аэропортов: повышение антитеррористической защищенности, пропускной способности аэровокзальных комплексов и качества обслуживания пассажиров.
В российской практике наиболее прогрессивный подход к оснащению терминальной инфраструктуры демонстрирует группа авиапредприятий «Аэропорты Регионов». Так, аэропорты холдинга первыми перешли на двухгенераторные рентген-телевизионные аппараты на уровне предполетного досмотра, а в новом ростовском аэропорту Платов до конца 2018 года прогнозируется инсталляция томографа, интегрированного в систему обработки багажа.
ПОДВОДЯ ИТОГИ, РЕЗЮМИРУЕМ
1. Физические и технические характеристики устанавливаемого оборудования необходимо учитывать на начальных этапах проектирования.
2. Рентабельность внедряемых технологий стоит оценивать в долгосрочной перспективе, на протяжении всего жизненного цикла оборудования.
3. Обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров было, есть и должно оставаться главным и основополагающим ориентиром при проектировании и оснащении аэропорта.