По оценке межведомственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в настоящее время доля незаконно ввезенного и произведенного товара на территории России составляет примерно 35%. По данным открытых источников на рынке СИЗ примерно четверть всей продукции – контрафакт. Ведущие эксперты отрасли в рамках Всероссийской недели охраны труда обсудили проблему применения контрафактных средств защиты, риски безопасности работников предприятий, которые возникают при использовании контрафакта, а также проанализировали меры, помогающие остановить распространение такой продукции в сфере охраны труда.
Использование контрафактной продукции ведет к высоким социально-экономическим рискам для предприятий, вот почему столь важно мотивировать работодателя обеспечивать персонал, занятый во вредных и опасных условиях, использовать оригинальные средства индивидуальной защиты. В своем выступлении на круглом столе Тимур Мурагимов, начальник отдела организации санитарного надзора по коммунальной гигиене и на транспорте Управления санитарного надзора Роспотребнадзора, рассказал об увеличении проверок за исполнением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности СИЗ». При этом в прошлом году возросло число проверок с применением лабораторно-инструментальных методов - 44% от общего количества, что также превысило показатель 2016 года - 32,4%. Таким образом прослеживается тенденция повышения качества проводимых проверок по выявлению нарушений требований технического регламента.
Одной из эффективных мер борьбы с контрафактом является взаимодействие работодателей с добросовестными производителями и поставщиками - членами Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ). Существует проблема и для добросовестных производителей. Для борьбы с контрафактом они должны взаимодействовать с работодателями и информировать о рисках применения контрафактных средств защиты.
К сожалению, на рынке, наряду с ответственными производителями и дистрибьюторами, присутствуют и недобросовестные поставщики, которые несмотря ни на что продают контрафактную продукцию в различных областях. По мнению Игоря Рогожина, генерального директора Ассоциации «СИЗ», необходимо проводить внеплановые проверки и контрольные закупки, важно мотивировать всех участников рынка – потребителей, производителей средств защиты предоставлять информацию о контрафакте, обращаться в Роспотребнадзор, вводить элементы гласности – использовать социальные сети, СМИ, интернет-ресурсы.
Контроль за качеством СИЗ должен осуществляться не только производителями, но и самими компаниями, использующими средства защиты. Сергей Ивенков, начальник отдела охраны труда Управления охраны труда и промышленной безопасности ПАО «Газпром», рассказал о системе контроля качества СИЗ на своем предприятии: она включает соблюдение требований законодательства и внутренних документов организации, также осуществляется входной контроль СИЗ и обучение сотрудников.
Андрей Москвичев, генеральный директор «Клинского института охраны и условий труда» считает, что необходимо осуществлять взаимосвязанные меры для борьбы с контрафактом. Они должны быть зафиксированы в локальных нормативных актах и устанавливать внутренние требования к дополнительным критериям защиты с учетом специфики бизнеса. Необходимо проводить отбор поставщиков, которые на протяжении длительного времени специализируются на поставке СИЗ, обязательны тестовые испытания образцов продукции до заключения контракта с поставщиком и проверка сертификатов — только так сами предприятия смогут определять качественные СИЗ.
Еще один действенный механизм, который призван уменьшить долю контрафактной продукции на рынке, - это использование автоматизированного подхода при проверке СИЗ. Сергей Дмитрук, технический директор компании 3М в регионе Россия и СНГ отмечает: «Маркировка СИЗ может носить индивидуальный характер для каждого изделия, обеспечивая таким образом его идентификацию. Сейчас используются разные виды кодирования: обычные штрих-коды, двумерные QR-коды, радиочастотные RFID-метки, который позволяют отслеживать дату выдачи, срок использования, чтобы вовремя проводить обслуживание, замену частей или утилизацию. Внедрение этих технологий можно рассматривать и как первый шаг на пути цифровизации в области борьбы с контрафактными СИЗ».
Для упрощения проверки средств защиты могут использоваться различные цифровые инструменты, так, недавно было представлено мобильное приложение GetCHECK, которое позволяет узнать статус сертификата в Реестре Росаккредитации, кем и когда он выдан, срок действия, заявителя, изготовителя и основания для выдачи.
Круглый стол был организован компанией 3М, ведущим производителем средств индивидуальной защиты. Участие в мероприятии приняли более 80 экспертов отрасли: представители органов исполнительной власти, отраслевых ассоциаций, производителей средств защиты и промышленных предприятий. Спикеры круглого стола отметили, что роль государства в борьбе с контрафактом остается крайне высокой, необходимо усилить внимание со стороны надзорных органов, вместе с тем важно активизировать общественный контроль, организовать разъяснительную работу как с работодателями, так и с потребителями СИЗ и мотивировать компании обеспечивать сотрудников действительно качественными средствами защиты. Участники обсудили наиболее действенные механизмы, которые позволят защитить работников, снизить долю контрафакта в отрасли и сформировать среди работодателей понимание – каждый раз приобретая продукцию у ненадежных поставщиков значительно дешевле рыночной стоимости, работодатель несет социальные, экономические и репутационные риски.
Информация о 3М
Компания 3М использует достижения науки, чтобы ежедневно делать жизнь лучше. Более 91 000 сотрудников компании работают над созданием и повышением доступности технологий, которые помогают людям. Объем продаж 3М в 2017 году составил 32 млрд долл. США. Узнайте о научных решениях, воплощенных компанией 3М в жизнь, на сайте www.3mrussia.ru
Контактная информация:
Кристина Артюхина
3M Россия
E-mail: kmaloletkina@3M.com
Тел.: +7 964 636 91 89
Елена Цветкова
E-mail: e.tsvetkova@agt-agency.ru
Тел.: +7 (495) 624-03-01