ФСБ обяжет сертифицировать ТСБ для транспорта
ФСБ России представила для общественного обсуждения проект закона, определяющего требования для технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Проект постановления правительства "Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации" вывешен на едином портале раскрытия информации regulation.gov.ru.
Согласно проекту, сертификация абсолютно всех технических средств безопасности (ТСБ) будет осуществляться такими органами, как:
1. ФСБ России – в части систем и средств досмотра, включая технические средства подавления радиосигналов и локализации взрыва, интеллектуального видеонаблюдения;
2. МВД России – в части систем и средств контроля доступа, сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
3. МЧС России – в части технических средств оповещения;
4. Федеральное агентство связи – в части средств связи, приема и передачи информации;
5. Минтранс России – в части систем сбора и обработки информации.
После принятия постановления ведомствам будет отведен срок в полгода для приведения в соответствие своих нормативных актов. В течение 12 месяцев ведомства должны будут определиться с положениями о сертификации и перечнями оборудования для использования на объектах транспортной инфраструктуры и в самом пассажирском транспорте, методикой их оценки.
Предполагается, что МЧС, ФСБ, МВД, Минтранс и Россвязь будут проводить испытания продукции для последующей сертификации как сами, так и с помощью органов и испытательных лабораторий, которые сертифицирует для этого. В ведомствах уже есть соответствующие подразделения, отвечающие за сертификацию оборудования. В МВД это НИЦ "Охрана" и НПО "СТиС", в МЧС – Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны, в ФСБ – Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны. Подробнее о ведомственной сертификации оборудования читайте в материале "Предварительный отбор" последнего номера журнала RUБЕЖ, посвященного госзакупкам.
Проект постановления о сертификации ТСБ для транспорта и объектов транспортной инфраструктуры предполагает три схемы прохождения процедуры.
• Сертификация единичных образцов (документ выдается только на сертифицируемый образец);
• Сертификация партии (документ выдается на всю партию);
• Сертификация серийно выпускаемой продукции (документ выдается на три года).
При сертификации серийной продукции в течение всего срока действия документа осуществляются инспекционные проверки, согласованные с производителем.
Примечательно, что производителям систем безопасности придется потратиться на сертификацию. В МЧС это 31 тыс рублей за подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, причем без учета стоимости испытаний и 10 тысяч рублей за проведение контрольных инспекций. Стоимость испытаний – рассчитывается в зависимости от их трудоемкости. В ФСБ и МВД расчет стоимости сертификации – индивидуальный для каждого случая. Как сообщили журналу RUБЕЖ в разных компаниях, работающих на рынке ТСБ, цена может начинаться от 40-60 тыс рублей. Причем, в ФСБ заявили, что сам процесс сертификации может занять от нескольких недель до года и больше (подробнее об этом также читайте в последнем номере журнала).
В случае, если в ходе очередной проверки будут выявлены несоответствия, действие сертификата приостановят на месяц. Если нарушения не будут устранены за этот срок – сертификат аннулируют, и информация об этом в течение 10 дней должна быть опубликована на сайте сертифицирующего органа и в отраслевых изданиях.