СМИ: эксперимент с турникетами в автобусах Тольятти провалился

Помпезно начавшийся в осенью 2015-го эксперимент с использованием турникетов в автобусах города Тольятти (Самарская область) с треском провалился, констатируют региональные СМИ. Нововведение вызвало негатив пассажиров, опасения кондукторов за свои рабочие места и затруднения дорожного движения.
Напомним, в ноябре в пяти автобусах Автотранспортного предприятия № 3 (АТП-3) поставили турникеты для контроля выручки. Оплачивать проезд предполагалось с помощью специальных транспортных карт. На эксперимент отводилось 3 месяца – до марта 2016. В данный момент в АТП-3 подводят предварительные итоги тестирования.
У нас получается задержка в движении до 40 минут и потеря пассажиров в районе 35 – 40%. Три месяца мы эксплуатировали машины с турникетами. На одной машине поставили видеокамеру, чтобы посмотреть, что происходит. Посмотрели. Человек заходит, ищет деньги, потом водитель дает эту карточку (предоплаченную транспортную карту – прим. редакции), человек не знает, куда ее присоединить. Кондуктор, конечно, помогает, но это все происходит очень медленно. Получается, что 3-4 минуты автобус стоит на остановке. За 10 остановок 30-40 минут просто выскакивают. Кроме того, другой пассажир видит преграду и, если впереди или сзади стоит машина альтернативщика, конечно, идет не к нам, а туда. Турникеты работают только в Москве и Московской области. Я не знаю, работают ли они в других городах – цитирует портал TLT Gorod начальника АТП-3 Александра Абрамова.
Таким образом, нововведение обернулось финансовыми потерями для перевозчика: пассажир, не дождавшись очереди перед турникетом, уезжает на автомобиле конкурента. Владельцы маршрутных такси быстро приспособились к нуждам горожан и тоже начали принимать транспортные карты.
Особую сложность новая система контроля представляет для молодых родителей с колясками. Если у них нет карты, то оплачивать проезд нужно у водителя, но в переднюю дверь коляска не влезает. В этом случае водителю приходится вручную отключать турникет, что сводит на нет весь смысл автоматизации.
Отдельную проблему составляют кондукторы АТП-3. Сейчас их на предприятии около 300 человек, и они опасаются, что установка турникетов на остальных автобусах лишит их работы. В ноябре городские власти успокаивали их тем, что в случае успешного эксперимента полномасштабное переоснащение общественного транспорта отложат, однако страх остаться безработным в кризис все же велик. Кроме того, именно на кондукторов выливается весь поток негатива от пассажиров, не умеющих пользоваться картами и турникетами.
Сейчас на транспортном предприятии готовятся огласить подробные итоги тестирования. Окончательное решение о принятии технологии или отказе от нее пока не принято.
В Москве, на опыт которой ссылаются авторы эксперимента, уже полным ходом идет отказ от турникетов. Перевозчики переходят на новый способ автоматизации оплаты – валидаторы и другие бесконтактные считыватели. Дополнительный надзор за оплатой будут осуществлять контролеры, количество которых хотят увеличить. О возвращении кондукторов речь пока не идет, сообщают московские СМИ.