/ /

Отрасль оповестили об изменениях в СП 3.13130

Отрасль оповестили об изменениях в СП 3.13130

3 часа назад    43

Михаил Бочугов

Михаил Бочугов

Главный специалист отдела пожарной безопасности

В апреле 2024 года был выложен на публичное обсуждение проект свода правил СП 3.13130 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». Версия вызвала большой резонанс в отрасли поскольку содержит требования за частую просто не реализуемые. Текущая редакция свода правил действует уже более 10 лет, морально устаревшем содержание и недосказанность требований говорит о необходимости замены. Это необходимо исправить при разработке новой редакции документа.

Текущее состояние нормативного документа

СП 3.13130.2009 разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ) в зданиях, сооружениях (далее — здания).

Свод правил содержит требования, позволяющие построить СОУЭ с целью своевременного оповещения и беспрепятственной эвакуации людей в безопасную зону.

Безопасной зоной в соответствии с 123 ФЗ и СП 1.13130.2020 считается:

  • зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют;
  • в частных случаях пожаробезопасные зоны, помещение (или иная часть здания), выделенное противопожарными преградами, оснащенное (при необходимости) системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, СП 1.13130.2020, и предназначенное для защиты людей, относящихся к категории маломобильных групп населения (далее — МГН), от опасных факторов пожара во время пожара.

Сюда же логично отнести критерии из определения «выход непосредственно наружу» (п.3.2 СП 1.13130.2020):

  • прилегающую территорию здания, сооружения, допускающую возможность свободного рассредоточения людей;
  • выход на огороженные площадки, расположенные выше уровня земли при условиях, оговоренных в СП 1.13130.2020;

         1. Зоны оповещения

Определение зон оповещения дано в п. 2.3 своде правил, это – «часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Определение не содержит разъяснений, что именно считать частью здания и чем зоны выделяются; какова максимальная площадь зоны оповещения, и т.д.

При этом п. 2.2 свода правил содержит определение: «Вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания».

П. 2.5 свода правил определения СОУЭ содержит требования некой «очередности эвакуации».

Тем временем, ГОСТ Р 59639-2021 говорит: «п. 4.14 Рабочая документация должна включать в себя описание и обоснование алгоритма работы СОУЭ.

п. 4.15 Алгоритм должен обеспечивать безопасную эвакуацию людей в случае пожара, включать размер зон пожарного оповещения, время начала оповещения в различных зонах пожарного оповещения».

То есть при 3*, 4, 5 типах оповещения, осуществляя деление здания на зоны оповещения, проектировщик должен разработать алгоритм, включающий в себя сценарии с временными задержками начала эвакуации в различных зонах для проведения поэтапной эвакуации, а это возможно только после проведения расчета времени эвакуации в рамках расчета пожарного риска по утвержденной методике МЧС.

Примечание: * при 3 типе СОУЭ — допускается деление на зоны оповещения (в соответствии с Таб 1 свода правил).

При организации поэтапной эвакуации в первую очередь оповещаются люди, находящиеся в зоне где обнаружен пожар, а также смежные зоны оповещения, имеющие один и тот же путь эвакуации в безопасную зону (выход наружу, на прилегающую территорию здания).

По части деления на зоны оповещения из соображений логики в первую очередь часть здания должна быть выделена конструктивно, иметь пути эвакуации и эвакуационные выходы в соответствии с 123-ФЗ, и СП 1.13130.2020. Сообщающиеся пространства, такие как атриумы в торговых центрах и иные двухсветные пространства, должны входить в одну зону, поскольку в едином объеме нет возможности применения поэтапной эвакуации, например поэтажно.

По требованию п. 4.7.2 СП 477.1325800.2020 лестничные клетки оборудованные речевыми оповещателями также считаю нужно выделить в отдельные зоны оповещения, для запуска в процессе поэтапной эвакуации на всем пути непосредственно наружу.

Требование по наличию алгоритма эвакуации при делении здания на зоны оповещения, вероятнее всего, допускает единовременную эвакуацию, в один этап из всех зон в объеме пожарного отсека, секции, или здания в целом, если требования к путям эвакуации и к эвакуационным выходам согласно 123-ФЗ, и СП 1.13130.2020 выполнены в полном объеме.

Если здание делится на пожарные отсеки, секции, то возможен вариант поэтапной эвакуации как по зонам в объеме пожарного отсека, секции, так и единовременно из всего отсека, секции. При этом время задержки оповещения смежных отсеков, секций будет равно времени эвакуации из отсека или секции, где произошел пожар.

2. Расстановка звуковых и речевых оповещателей

Согласно п. 4.4 СП 3.13130.2009, настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

У проектировщиков возникает вопрос: как быть с помещениями высотой потолка/ перекрытия менее 2,45м?

На сайте ВНИИПО в рубрике вопрос/ответ есть разъяснение:

«По мнению специалистов института, в помещениях высотой менее 2,45м настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы расстояние от потолка до верхней части оповещателя составляло не менее 0,15 м».

https://www.vniipo.ru/vopros-otvet/sp-3131302009------sistemy-protivopozharnoy-zaschi/

Пока это только мнение специалистов института, а не нормативной прописанная истина. Самый простым решением будет монтаж накладного типа оповещателей на потолок/ перекрытие или в подвесной потолок, с применением врезного типа оповещателей. Главное – при выборе оповещателей необходимо обращать внимание на способ монтажа, указанный в технической документации производителя. Формально указанный оповещатель только для настенного монтажа не допускается вешать на потолок.

Еще одна коллизия СП в части звукового оповещения описана в:

п. 4.7.«Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука».

п. 4.8. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Данные пункты возможно выполнить и доказать, что расстановка верна только после проведения электроакустического расчета. Данный расчёт не имеет утвержденной МЧС методики в установленном порядке, и отсутствует в составе технической документации производителей оборудования, за исключением методических пособия имеющих рекомендательный характер.

Ранее в СП 133.13330.2012 было приложение А (справочное) с упрощенным расчетом числа громкоговорителей в системах оповещения, но его в изменении N 1 _ 17.04.2017 исключили. Важно понимать, что при разработке нового документа СП 3.13130 данный расчет целесообразно в каком-либо виде включить в документ (например: приложением). Или обязать производителя включать методику в техническую документацию производителей оборудования.

Основными исходными данными для расчета является уровень звука постоянного шума в защищаемом помещении, его принято брать в СП 51.13330.2011 Таблица 1. В работе часто возникает проблема с помещениями, не описанными в данной таблице, такими как подземные парковки, эксплуатируемая кровля, лестничные клетки и т.д. Поэтому в новой редакции СП 3.13130 была бы уместна аналогичная таблица с учетом проблемных зон.

3.Эвакуационные знаки пожарной безопасности и световые оповещатели

Пункт 5.1. СП 3.13130.2009 гласит: «Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения».

Но, во-первых, эвакуационные знаки пожарной безопасности сами по себе не горят, и включить их можно только, если они в качестве указателей нанесены на пожарные световые оповещатели или светильники аварийного (эвакуационного) освещения. Далее под эвакуационными  знаками мы будем подразумевать именно их.

Учитывая требования п. 3.3, что «СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения…», [после выхода СП484 система пожарной сигнализации (далее СПС) и система автоматического пожаротушения (далее АУПТ) ],  можно сказать однозначно: алгоритм работы не всегда подразумевает активацию при пожаре эвакуационных знаков, режим работы постоянный также имеет место быть.

Режима работы 2: постоянный или по сигналу СПС или АУПТ.

Режимы работы аварийных светильников с эвакуационными знаками указан в п. 7.6.8 СП 52.13330 2016 (Изм 1, 2), а именно: постоянный или непостоянный автоматически включаемый при нарушении питания рабочего освещения.

И главное. Пункт 7.6.9 дает однозначную трактовку требованию держать оповещатели, указатели в выключенном состоянии и допускать их включение только по сигналу СПС и АУПТ как некорректному в рамках требований п. 3.3: «Эвакуационные знаки безопасности постоянного действия (световые указатели) устанавливают:

— в местах, предусмотренных СП 3.13130».

Другой проблемный момент из практики: дублирование пожарных световых оповещателей с аварийными светильниками, эвакуационных знаков с указателями. В п. 7.6.9 СП 52.13330 2016 (Изм 1, 2) есть прямой запрет на дублирование эвакуационных знаков, в СП 3.13130.2009 пока про это не слова. Если монтаж СОУЭ идет после установки аварийного освещения, то вариант с дублированием вполне вероятен.
Также нет четкого ответа, допускает ли СП 3.13130.2009 в рамках технического задания эвакуационные знаки только в аварийном освещении, хотя данный вариант успешно проходит экспертизу без замечаний и применяется на практике.

Письмо ВНИИПО от 20.12.2022 № ИГ-117-2235-11 также не содержит четкого пояснения:

Если говорить о трактовке действующей редакции, согласно п. 4 примечания к таблице 1 СП 3.13130.2009, допускается применение пожарных световых оповещателей с указателем выход в 1 типе, 2–5 типах –обязательно. Указатели направления движения по 2–3 тип, и 5 типу допускаются, по 4 типу являются обязательным, при этом выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, пожарные световые оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Из вышеизложенного следует, что с 2–4 типом можно применять как пожарные световые оповещатели, аварийные светильники (на свой страх и риск), так и  фотолюминесцентные знаки (далее ФЭС).

ФЭС по ГОСТ 34428-2018 допускается применять при обеспечении постоянного минимального уровня освещенности на путях эвакуации:

  • на уровне 1,5 м от пола – не менее 50 лк;
  • на уровне пола – не менее 25 лк.

Опять же мнение ВНИИПО в письме от 20.12.2022 № ИГ-117-2235-11 по данному вопросу говорит об обратном:  

Итого: от ВНИИПО зависит конечная редакция нормативных документов. Именно поэтому важно, чтобы ответы на возникающие коллизии были сформулированы и отражены в новой редакции. Мнение может меняться, официальная позиция, заложенная в нормативный документ, это уже четкое указание к действию.

Еще один момент для проработки в будущей редакции СП 3.13130.2009.

Пункт 5.1 – «… СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности».

В таблице 1 СП 3 приведены основные особенности 5 типа оповещения, который включает в себя обязательное наличие световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением для реализации нескольких вариантов эвакуации (сценариев) из каждой зоны пожарного оповещения. В 4 типе допускается применение таких световых оповещателей с соответствующим алгоритмом работы.

Одно из возможных решений. Оповещатели пожарные световые, указывающие направление движения, должны быть постоянного действия, в дежурном режиме указывать направление движения к ближайшему эвакуационному выходу. Сигнал «пожар», формируемый СПС по сработке автоматических извещателей пожарных (далее ИП), кроме извещателей пожарных ручных (далее ИПР)* в зоне контроля пожарной сигнализации (далее ЗКПС), или АУПТ по сработке сигнализатора потока жидкости (далее СПЖ) на конкретном участке, запускает сценарий эвакуации, при котором оповещатели, входящие в зону, сопоставимую ЗКПС или участка АУПТ, должны менять свое смысловое значение и направлять людей по альтернативному пути к ближайшему эвакуационному выходу. При увеличении площади возгорания и распространении опасных фактов пожара, повторные сигналы «пожар» из других ЗКПС СПС или участков АУПТ запускают последующие сценарии эвакуации с учетом предыдущих.

Примечание: *ИПР исключаем поскольку при его нажатии в зоне, где нет пожара, мы направим людские потоки в ложном направлении, или заблокируем свободный от факторов пожара путь эвакуации.

В СП 3.13130.2009 отсутствует какая-либо информация по реализации 4-5 типа, и в новой редакции мы ждем, что этот пробел будет заполнен. 

         4. Оповещение маломобильных групп населения

Таблица 1, п.3 Примечания СП 3.13130.2009:

«В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей».

В письме ВНИИПО от 20.12.2022 № ИГ-117-2235-11 под мигающими световыми оповещателями понимают оповещатели с указателем «Выход» и направлениями движения людей. Мнение неоднозначное, нет гарантии, что люди с ограничениями по слуху и зрению увидят, или хотя бы обратят внимание на мигающий световой оповещатель, указатель с невзрачной зачастую подсветкой. Ранее в п. 6.5.4 СП 59.13330.2016  в задании на проектирование допускалось предусматривать, при необходимости, стробоскопическую сигнализацию (в виде прерывистых световых сигналов), сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей. Максимальная частота стробоскопических импульсов 1–3 Гц.

Из действующей редакции СП 59.13330.2020 запись о стробоскопической сигнализации исключили, вместо нее добавлена формулировка п. 6.5.6 – «Параметры звуковых и световых сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях должны учитывать особенности восприятия МГН с пониженным слухом и (или) зрением».

Мигающие световые оповещатели (стробоскопы) в составе СОУЭ, могут помочь привлечь внимание к знакам эвакуации МГН, обладая повышенной частотой и яркостью вспышки по сравнению со световыми оповещателями, указателями «Выход» и направлять движение людей. Решения не раз закладывались в проект, и проходили экспертизу, поскольку на данный момент формулировка СП 3.13130.2009 дает свободу выбора проектной организации. Важным остается вопрос, где и как часто устанавливать данные оповещатели.

Пример: В зданиях, где возможно постоянное или временное пребывание людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению, мигающие световые оповещатели (стробоскопы) должны быть расположены:

  • на путях эвакуации в коридорах длиной более 20 м на расстоянии не более 20 м друг от друга по длине коридоров, а также в местах поворотов коридоров
  • над дверями эвакуационных выходов с этажей здания, непосредственно наружу или в безопасную зону, в том числе ПБЗ, кроме самого помещения ПБЗ;
  • в других местах по усмотрению проектной организации.

По сигналу пожар от ЗКПС СПС или участка АУПТ включатся мигающие световые оповещатели (стробоскопы) входящие в зону сопоставимую ЗКПС или участка АУПТ, а также по всему пути следования людей в соответствии с сценарием эвакуации.

Мигающие световые оповещатели (стробоскопы) должны располагаться в непосредственной близости от эвакуационных знаков — указателей «Выход», направления к эвакуационному выходу.

Также в статью 84 123-ФЗ добавлено требование наряду с общепринятыми способами оповещения применять персональные устройства со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения.

На основании данного требования возможно предположить следующий вариант реализации сценария эвакуации:

В зданиях организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, иных организациях (при наличии в штате сотрудников, относящихся к МГН), в которых постоянно находятся МГН групп М1–М2 (в частности, люди с ограниченными возможностями по слуху и зрению), в состав СОУЭ должны быть дополнительно применены оповещатели пожарные персональные.

Оповещателями пожарными персональными должны быть обеспечены люди, которые не способны воспринимать световые, звуковые и речевые сигналы пожарных оповещателей  СОУЭ, установленных в здании, но способные воспринимать и адекватно реагировать на сигналы оповещателей пожарных индивидуальных. Эвакуация групп МГН — М4, НМ, НО должна производиться с помощью персонала учреждения, персональных сопровождающих. Группы НМ, и НТ при помощи персонала могут быть эвакуированы в ПБЗ для дальнейшего спасения специальными службами.

Применение: Группы МГН в соответствии с СП 59.13330.2020.

          5. Обратная связь

В таблице 1 СП 3.13130.2009 для СОУЭ 4–5 типов предусмотрена обязательная организация обратной связи с зонами оповещения. В 3 типе связь допускается на усмотрение проектной организации. На этом конкретика в своде правил по данной неотъемлемой части СОУЭ заканчивается.

Это приводит к разночтениям и домыслам. Поскольку формулировка «зоны оповещения» в своде правил размыта, а на практике частью здания может быть не один этаж, а два и более, например высотные здания. В такой ситуации некоторые проектировщики идут по принципу экономии и формально ставят вызывные станции по одной в зону. Единственный документ, который нормативно определяет назначение данных технических средств и места их установки, СП 477.1325800.2020 (применительно только к весельным зданиям).

Требования выглядят следующим образом:

п. 7.4.3«Для обеспечения оповещения и управления поэтапной эвакуацией людей из пожарных отсеков, оснащенных СОУЭ 4 и 5 типов, в лифтовых холлах, безопасных зонах для МГН, на путях эвакуации людей, включая площадки эвакуационных лестниц, должны быть установлены переговорные устройства, связанные с пожарным постом (диспетчерской)».

Также в СП 3.13130.2009 упущен тот факт, что Правила пожаробезопасной зоны (ПБЗ) все-таки разрабатываются с целью спасения МГН именно от опасных факторов пожара, и по логике связь с ними должна быть на все время, пока они там могут находиться. Требования к высотным зданиям не применимы ко всем объектам, но никто не запрещает проектным решением организовывать в рамках СОУЭ обратную связь с ПБЗ МГН по согласованию с заказчиком. На данный момент связь с ПБЗ МГН для всех зданий организовывается в соответствии с требованием п. 6.5.8 СП 59.13330.2020: «Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения: кабины доступной и универсальной уборной, душевой, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид может оказаться один, а также лифтовые холлы, приспособленные для пожаробезопасных зон, и пожаробезопасные зоны должны быть оборудованы системой двусторонней связи».

Мной было направлено обращение в адрес ВНИИПО МЧС России с просьбой дать разъяснения по вопросам оборудования «Обратной связью» зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской (123-ФЗ, ст.82, п.2; 123-ФЗ, ст.84, ч.1, п.6; 123-ФЗ, ст.146 ч.7, п.8; СП 3.13130.2009, табл.1, п.3, ГОСТ Р 59639-2021 п.5.1.10) для 4 и 5 типов оповещения:

  1. Требуется ли обязательная сертификация оборудования «обратной связи» в соответствии с требованиями в 123-ФЗ, ст.146 ч.7, п.8; ГОСТ Р 59639-2021 п.5.1.10?
  2. Какие виды средств связи допускается применять в качестве средств «обратной связи» (ранее допускалось использование АТС) и в соответствии с какими документами?
  3. Кабельные линии «обратной связи» должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций («эвакуации людей, находившихся в здании, сооружении при пожаре в безопасную зону» ГОСТ Р 59639-2021 п.5.1.10?

По части реализации, одно из возможных решений может быть следующим.

Обратная связь с зонами оповещения и ПБЗ МГН предусматривается с целью:

— информирования работников пожарного поста (диспетчерской), о пожаре (возгорании, задымлении) в конкретной зоне пожарного оповещения и иных чрезвычайных ситуациях, связанных с безопасностью людей;

— информирование работников о местоположении, состоянии и численности МГН в ПБЗ с целью дальнейшей координацией служб спасения;

— для оповещения и управления поэтапной эвакуацией людей в безопасную зону, в том числе в смежные пожарные отсеки.

В помещение пожарного поста (диспетчерской) должна быть выведена информация о неисправности соединительных линий между отдельными техническими средствами обратной связи (мастер станции, вызывные станции, дополнительные функциональные блоки при их наличии). Мастер станция устанавливается в пожарном посту (диспетчерской) в соответствии с требованиями к ППУ в СП 484.1311500.2020.

Вызывные станции в зонах оповещения устанавливаются на путях эвакуации, перед эвакуационными лестничными клетками, на лестничных площадках непосредственно перед выходом (наружу – из здания и сооружения), на переходных площадках горизонтальных участков лестничных клеток, в лифтовых холлах с лифтами для пожарных подразделений, у выходов, ведущих в безопасную зону (наружу), в иных местах на усмотрение проектной организации на высоте 1,2м от уровня чистого пола.

Вызывные станции в ПБЗ МГН устанавливается с учетом требований СП 59.13330 на высоте 0.85-1.1 м от уровня чистого пола.

Требования к оборудованию эвакуационных лестничных клеток распространяются на высотные здания по СП 477.1325800.2020, в иных зданиях и сооружениях решение возможно на усмотрение проектной организации.

Еще один важный момент – наличие пожарного поста. Согласно п. 5.12 СП 484.1311500.2020 такой пост может не требовать круглосуточного пребывания дежурного персонала. Однако важно понимать – в случае наличия обратной связи в рамках 3, 4, 5 типов пост с круглосуточным пребыванием дежурного должен быть по определению, иначе некому будет поднять трубку, а вывод сигналов от технических средств обратной связи куда-либо в наших нормативных документах не предусмотрен.

Нормативные ссылки

  • СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»
  • ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»
  • СП 477.1325800.2020 «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности»
  • СП133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования»
  • СП 51.13330.2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с изменением № 1)»
  • СП 484.1311500.2020. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»
  • СП 52.13330.2016. «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр) (ред. от 28.12.2021)
  • СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4158 s
queries: 72 (0.0138 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.