На отраслевом форуме «АЭРОНЕКСТ», посвящённом развитию беспилотной авиации, с докладом выступил Дмитрий Хлопушин, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России. Он затронул ключевые вопросы регулирования отрасли, обозначил достижения и проблемы, а также изложил позицию ведомства по созданию стабильной нормативной среды.
Динамика рынка и новые правила
Перед выступлением спикера модератор дискуссии, гендиректор ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев, отметил высокую чувствительность рынка беспилотных авиационных систем (БАС) к изменениям в регулировании. Например, после разрешения полётов на высотах до 150 метров выручка отрасли с 2018 по 2019 год выросла на 150% — с 3,6 до 9,1 млрд рублей. По мнению Бабинцева, непредсказуемость в нормотворчестве сдерживает инвестиции и предпринимательскую активность. В качестве положительных примеров он привёл Индию и Китай, где предприниматель, изучив несколько ключевых документов, может чётко понять все правила игры.
К позитивным нововведениям Бабинцев отнёс дифференцированные подходы в Воздушном кодексе, разъяснения Минтранса по сертификации эксплуатантов и введение класса H, упрощающего организацию полётов по постоянным маршрутам.
Отраслевой подход и «дорожные карты»
Отвечая на эти вопросы, Дмитрий Хлопушин сообщил о переходе Минтранса к секторальному регулированию. Оно будет учитывать специфику использования БАС в различных отраслях — сельском хозяйстве, мониторинге, логистике и других. Успешным примером такого подхода стала совместная «дорожная карта» с Минсельхозом по устранению регуляторных барьеров. Чиновник отметил, что ведомство рассматривает подобные документы как рабочий инструмент для диалога с бизнесом, но просит дать время на адаптацию к недавно принятым нормам.
В то же время сохраняются сложности во взаимодействии с силовыми ведомствами, в частности по вопросам аэрофотосъёмки. Минтранс ищет компромиссные решения, чтобы снять избыточные ограничения, не снижая уровня безопасности. Также ведутся консультации с Роскомнадзором по вопросам электромагнитной совместимости (РЭБ).
Эксперименты и пилотные проекты
Особое внимание в выступлении было уделено практическому опыту, который помогает выявлять новые задачи для регулятора. Хлопушин привёл в пример успешный эксперимент по доставке грузов беспилотниками через реку Лену в Якутии. Местный оператор уже перевёз таким образом в общей сложности полтонны продуктов. В планах — развитие подобных инициатив в городской среде совместно с крупными игроками рынка.
Ранее RUБЕЖ писал, что государство сместит фокус с закупки беспилотников на создание рынка услуг.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© RUБЕЖ