На отраслевом форуме по развитию беспилотной авиации заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак обозначил новый вектор государственной поддержки отрасли.
Смена приоритетов государственной поддержки
Ключевой тезис выступления: для реального запуска рынка необходимо сместить фокус с прямой закупки аппаратов (ГГЗ — государственный гражданский заказ) на стимулирование услуг и формирование класса профессиональных эксплуатантов.
Шпак отметил, что механизм ГГЗ сыграл положительную роль на старте, позволив сформировать производственные компетенции и процедуры аттестации. Однако сейчас он теряет эффективность, так как государственным заказчикам зачастую не нужна сама техника, влекущая за собой затраты на персонал, обслуживание, хранение и ответственность. Их интересует конечный эффект: мониторинг, доставка, контроль — то есть услуга, которая должна быть безопасной, понятной и готовой к оплате.
Проблема отсутствия профессиональных эксплуатантов
Главной проблемой рынка сегодня Шпак назвал отсутствие мощного слоя профессиональных авиакомпаний-эксплуатантов, которые бы брали на себя риски, инвестировали в развитие сервисов и оказывали услуги конечным заказчикам. Сейчас эту нишу частично занимают сами производители (такие как «Геоскан», «Транспорт Будущего», «Радар ммс»). Однако их количество и масштаб явно недостаточны. Параллельно существуют мелкие региональные операторы, но системной деятельности нет.
«Пока мы эту институцию, эту категорию бизнеса не создадим, у нас ничего не будет идти. Нам нужны профессиональные организации, оказывающие сервис и услуги», — подчеркнул Шпак.
Ключевой драйвер рынка — контрольно-надзорная деятельность (КНД)
В качестве ближайшего и самого очевидного драйвера для создания такого рынка услуг замминистра видит сферу контрольно-надзорной деятельности (КНД). Это постоянные, регулярные задачи на разных уровнях (мониторинг незаконных строек, свалок и т.д.), где технологии в основном готовы. Государство, по его мнению, должно в «ручном режиме» помочь отладить эту модель и передать её рынку, создав условия, при которых эксплуатанты смогут оказывать такие услуги и получать за них деньги.
Также Шпак обозначил два потенциальных пути формирования класса эксплуатантов:
1. Развитие сервисных направлений у самих производителей, что уже происходит.
2. Вход на рынок классических авиакомпаний, которые обладают инфраструктурой, кадрами и пониманием логистики и могут интегрировать беспилотные решения на отдельном “плече”.
Позиция по импортным пошлинам
Отвечая на вопрос о возможных пошлинах на импортную электронику для беспилотников, Шпак успокоил отрасль: в ближайшие годы (ни в 2026-м, ни в 2027-м) такие меры в отношении компонентной базы не планируются. Речь идёт только о готовой потребительской технике (ноутбуки, смартфоны), и то по согласованию с отраслью. Цель возможных будущих мер — выровнять ценовую конкуренцию на внутреннем рынке, а любые решения по беспилотникам будут приниматься только после детального обсуждения с индустрией.
Таким образом, позиция Минпромторга заключается в поэтапном и взвешенном регулировании, где приоритетом становится не просто производство техники, а создание полноценной рыночной экосистемы с профессиональными игроками, оказывающими востребованные услуги.
Ранее RUБЕЖ писал о том, что Иван Анцев предложил инициировать несколько крупных «пилотов» БАС между Москвой, Тверью, Новгородом и Петербургом.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© RUБЕЖ