На форуме «Общественный транспорт 2025» с докладом выступила Ксения Лапшина, руководитель проектов в области искусственного интеллекта АНО «Цифровая экономика». В своём выступлении она представила обзор трендов внедрения искусственного интеллекта в транспортную и городскую среду, выделив ключевые направления и горизонты их реализации.
По словам Лапшиной, основные цели применения ИИ в этих смежных сферах — это оптимизация общественного транспорта, повышение безопасности дорожного движения, предотвращение аварийных ситуаций (как на дорогах, так и в сфере ЖКХ), а также развитие беспилотного транспорта и интеллектуальных транспортных систем.
Эксперт структурировала тренды по временным горизонтам:
Краткосрочные тренды (до 2 лет):
Развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС): внедрение решений, направленных на безопасность и развитие экологичного транспорта, в том числе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Яркий пример — системы адаптивного управления светофорами.
Генеративный ИИ: используется для прогнозирования маршрутов и внешних условий, например, в судоходстве.
Видеоаналитика: применяется для повышения безопасности на дорогах и мониторинга логистических операций.
Автоматизация построения прогнозных моделей: помогает крупным компаниям оптимизировать расходы.
Среднесрочные тренды (3-5 лет):
Реализация «умных» хабов, портов и железных дорог: например, цифровой двойник аэропорта Шереметьево, который оптимизирует работу персонала и внутренние процессы.
Массовое внедрение ИИ для безопасности вождения: системы, которые не только отслеживают дорожную ситуацию, но и контролируют состояние водителя, предупреждая о усталости или ошибках.
Роботизация для инспекции и технического обслуживания, предиктивная аналитика для управления рисками и ресурсами.
Долгосрочные тренды (5+ лет):
Развитие автономных транспортных систем: Беспилотные грузовики, которые становятся полноценной автономной системой, самостоятельно анализирующей обстановку и строящей маршруты.
Создание цифровых двойников цепочек поставок для оптимизации логистики.
Глобализация ИИ-решений для городской среды в рамках концепции «Умный город».
Автономные строительные площадки, где роботы будут самостоятельно разрабатывать дизайн и вести строительство без участия человека.
Отдельно Лапшина отметила использование ИИ для мониторинга городской инфраструктуры, например, в системах типа «Цифровой водоканал», который отслеживает аномалии и предотвращает аварии.
Отвечая на вопрос о ключевом вызове, спикер назвала главной проблемой недоверие к технологиям искусственного интеллекта.
До сих пор задается такой вопрос, что если искусственный интеллект где-то ошибется, кто за это будет нести ответственность,
— пояснила она.
Преодоление этого барьера, по мнению эксперта, — одна из основных задач для государства и бизнеса.
Ранее RUБЕЖ сообщал, что на обеспечение транспортной безопасности Белгородской области выделено 7,4 млн рублей.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© RUБЕЖ


